Воплотил детскую мечту: казахстанец создает электромобиль будущего

26551

Подобно многим мальчишкам, Азат Сулейменов с детства интересовался машинами, порывался залезть под капот отцовского автомобиля, чтобы понять, как устроен сложный механизм

ФОТО: © Данил Потапов-Поличинский

А повзрослев, взялся за инструменты и проводил свободное время в гараже с друзьями, постигая премудрости автомобильного ремонта. Но на то, чтобы найти себя в серьезной автоиндустрии и к 28 годам получить должность старшего инженера в команде передовых технологий моторов инновационной компании Lucid Motors, 28-летнему участнику рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» потребовались годы.

Найти свое место

Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья переехала из Костаная в столицу. Во время учебы в гуманитарно-экономическом лицее номер девять Азат, по его собственному признанию, из всех предметов школьной программы выделял только математику и потому в январе 2009 года вслед за любимой учительницей перешел в Назарбаев Интеллектуальную школу. Фанатично любивший математические дисциплины, он видел себя студентом МГУ, но в год его выпуска прием абитуриентов объявил Назарбаев Университет, и юноша решил подать документы в новый вуз.

Сосредоточенность на математике и пренебрежение другими предметами сыграли с юношей злую шутку: Азат не смог набрать проходной балл по английскому языку. Но не сдался и после месяца усердных занятий смог поступить на foundation. «За первый год обучения я здорово подтянул физику и английский, а когда пришло время выбирать специальность, решил попробовать себя в химической инженерии, считал это направление перспективным, поскольку в Казахстане развита добыча нефти и газа. Чувствовал, что выбранная специализация не совсем моя, но в 18 лет ты еще слишком молод, чтобы наверняка знать, чем хочешь заниматься в жизни. Ничуть не жалею, что получил эту специальность, но, если бы мог выбирать заново, предпочел бы направление механической инженерии», – рассуждает собеседник.

За время учебы в Назарбаев Университете Азат прошел стажировку в Корее на заводе LG Chem, благодаря поддержке Научно-образовательного фонда имени академика Шахмардана Есенова попал на стажировку в Калифорнийский институт технологий в Лос-Анджелесе. Трехмесячное пребывание в Калифорнии помогло молодому человеку укрепиться в понимании, что его место в науке. Вернувшись, Азат стал подавать документы на программы PhD в американские университеты и в 2015 году, в середине четвертого курса, получил положительный ответ из Бостонского университета. Казахстанского студента приняли на специальность materials engineering.

«Университет полностью обеспечивал мое обучение по программам магистратуры и PhD, оплачивал учебу и выдавал ежемесячную стипендию, а я в свою очередь должен был заниматься не только собственно учебой, но и параллельно работать ассистентом преподавателя и в лаборатории», – рассказывает Азат. Занятия и научно-исследовательская работа шли гладко, казалось, все складывается так, что лучше не придумаешь, но юноша все чаще задумывался о том, что занимается делом, к которому по большому счету не лежит душа. «Я решил, что если действительно всерьез настроен что-то изменить в своей жизни, то делать это нужно сейчас, в начале пути, потому что потом будет труднее. Сел за стол, достал чистый лист бумаги и начал записывать, где и кем я мог и хотел бы работать. В конце концов решил попытаться найти себя в автоиндустрии, сфере, которая привлекала меня с детских лет», – объясняет свое решение собеседник.

В 2017 году Азат окончил магистратуру и получил диплом магистра в сфере материаловедения и механической инженерии. С программы PhD удалось уйти только с третьей попытки, поскольку отказ от обучения автоматически означал для гражданина Казахстана возникновение проблем с финансированием и с визовым статусом. Когда мосты были сожжены, он стал рассылать резюме в компании по производству автомобилей.

Не «Теслой» единой

О том, что стартап по производству электрокаров Lucid Motors находится в поисках сотрудников, казахстанец узнал из интернета и решил рискнуть, подав документы на позицию инженера-механика. Сложное собеседование, в ходе которого представители компании оценивали не только уровень подготовки претендента, но и его способность к инженерному мышлению, Азат прошел с первого раза. Тем не менее он трезво оценивал свои минусы, в частности, нехватку специальных знаний, и отдавал себе отчет в том, что работа в автомобильной индустрии потребует освоения новых дисциплин в максимально сжатые сроки. Молодой человек буквально день и ночь просиживал над книгами, совсем как над учебниками по английскому перед поступлением в НУ. Технический бэкграунд сослужил хорошую службу, и спустя некоторое время он почувствовал себя достаточно компетентным, чтобы приступить к работе мечты.

Стартап Lucid Motors был основан в 2007 году бывшим вице-президентом Tesla Бернардом Тсе. Изначально компания занималась производством электробатарей, но в 2014 году привлекла от китайских компаний инвестиции в размере $100 млн и решила зайти в сегмент изготовления электрокаров. В 2017 году Lucid Motors представила свой первый и самый известный автомобиль Lucid Air, но запуск модели в серийное производство откладывался из-за нехватки финансирования. Деньги нашлись в 2018-м, когда компания получила инвестиции в размере $1 млрд от Фонда национального благосостояния Саудовской Аравии. В конце июля этого года стало известно, что акции Lucid Motors будут торговаться на Nasdaq. Запуск серийного производства намечался на 2020 год, но пандемия внесла коррективы, и сроки сдвинули еще на год. Тем не менее сотрудники компании уже вовсю тестируют прототипы автомобиля на дорогах Калифорнии и Аризоны, где расположен сборочный завод.

Кредо Lucid Motors – постоянное расширение технологических границ в сфере электротранспорта, стремление сочетать высокий уровень комфорта, увеличенный запас хода, соответствие принципам экологической устойчивости. «Меня привлекла озвученная основателями Lucid Motors идея производства электромобилей класса люкс. Кроме того, будучи стартапом, компания имела возможность разрабатывать и внедрять технологии, которых еще не было на рынке. У Lucid Motors был свой продукт, работа над которым меня заинтересовала. Я видел, что если процесс грамотно организовать с инженерной точки зрения, то это воплотится в новых крутых результатах по части ускорения автомобиля, дальности хода на одном полном заряде батареи, снижения уровня шума в салоне. Инновационные инженерные решения, применяемые в автомобилестроении, могут быть востребованы и в других сферах», – поясняет собеседник.

На первых порах Азат работал на позиции инженера-механика в команде, отвечающей за создание и разработку электромотора и трансмиссии, в частности, отвечал за процессы, связанные с циркуляцией масла в электромоторе. В компании оценили лидерские качества молодого сотрудника, его стремление получить дополнительные знания в выбранной профессии и предложили присоединиться к команде, главная задача которой заключается в том, чтобы сделать автомобиль более эффективным, способным проезжать большее расстояние на одном полном заряде, потребляя при этом оптимальное количество электроэнергии.

Неизбежное будущее

Опыт работы в Lucid Motors окончательно убедил инженера из Казахстана в том, что за электромобилями будущее автомобильного рынка. Тенденцию к росту фиксирует и статистика. По данным электромобильного аналитического портала EV-volumes, за 2020 год глобальные поставки автомобилей с подзарядкой от сети увеличились на 43% по сравнению с 2019 годом, притом что мировой рынок легковых автомобилей сократился на 14%. В результате доля электромобилей и гибридных авто увеличилась с 2,5% в 2019 году до 4,2% в 2020-м.

ФОТО: © Noe Banuelos

Неслучайно развитию данного сегмента все больше внимания уделяют все ведущие мировые автоконцерны и производители комплектующих, вкладывая все больше средств в развитие электромобильности и строительство электрокаров. «Рынок электромобилей большой и интересный, и я не сомневаюсь, что со временем электрокары вытеснят традиционные авто с бензиновыми двигателями. Пока сложно сказать, как быстро это произойдет, здесь многое зависит от того, насколько интенсивно государства будут в этом участвовать. Опыт стран, лидирующих по уровню проникновения электромобилей и гибридов, свидетельствует, что продажи авто на альтернативных видах топлива особенно активно растут в случае, если государство стимулирует граждан пересаживаться на электротранспорт, вводя специальные программы поддержки», – говорит Азат.

По его словам, примеры такого стимулирования есть в той же Калифорнии, где расположены штаб-квартиры Tesla и Lucid Motors. Здесь в не столь отдаленной перспективе планируют вообще запретить продажу новых автомобилей с бензиновыми двигателями и экономически поощряют авто­владельцев, решивших пересесть с обычного авто на электрокар. Налоговые льготы для покупателей электромобилей предусмотрены в странах Европы. Конечно, в сегменте электромобилей еще существует достаточно много проблем, и одна из главных – нехватка инфраструктуры, которая бы обеспечивала легкое и быстрое использование таких машин. Электрокары в любом случае заряжаются не столь быстро, как заправляются бензиновые автомобили, поэтому многое зависит от того, насколько интенсивно будут развиваться технологии зарядки. В Америке, рассказывает Азат, расширяется сеть станций, на которых можно зарядить автомобиль менее чем за час, и этого заряда хватает, чтобы доехать до следующей станции. Соответственно, чем больше их будет появляться, тем проще станут «электропоездки» на большие расстояния.

Если говорить о Казахстане, то здесь отсутствие инфраструктуры зарядных станций – главный барьер для развития рынка электромобилей. Они пока появились только в Нур-Султане и Алматы, но люди должны быть уверены, что смогут доехать в любой город, не застряв по дороге. Второй момент – цена. Электромобили пока стоят дороже бензиновых авто, хотя со временем цены начнут снижаться. Когда производители запчастей для электрокаров увидят рост спроса, им будет выгодно снижать цены на свою продукцию и наращивать масштабы выпуска. Производство электрокаров станет дешевле, и цены снизятся. Кроме того, считают эксперты Bloomberg, через два-три года уменьшится стоимость эксплуатации электрокаров, что также будет способствовать снижению цен. Еще один фактор, который может ускорить развитие рынка электромобилей – удешевление аккумуляторов.

«В стоимости электрокара большая часть приходится на батарейный блок. Сегодня в электромобилях используются достаточно дорогие в производстве литий-ионные батареи, и это один из серьезных факторов, влияющих на стоимость. Но нельзя исключать, что появятся альтернативные варианты, что мы научимся эффективному вторичному использованию батарей,. и электрокары станут более доступны по цене», – говорит Азат.

Скептики указывают, что пока доля угольного сырья в энергетическом балансе остается достаточно высокой, а во многих странах и превалирующей, энергозатратный процесс производства аккумуляторов для электрокаров будет генерировать едва ли не больше выбросов, чем выхлопы от авто с двигателями внутреннего сгорания. Второй вопрос – откуда поступает электроэнергия для подзарядки: от электростанций, работающих на традиционных источниках энергии, а значит, генерирующих выбросы, или от солнечных и ветровых электростанций. Возможно, подобные доводы не лишены оснований, но пока в принципе не существует технологии, в основе которой лежало бы использование совершенно «чистой» энергии, замечает Азат. Зато с точки зрения эксплуа­тации электромобиль намного более экологичен. На автомобиле с бензиновым двигателем при определенном пробеге необходимо менять масло, фильтры, свечи, а экологичность процесса утилизации отработанных материалов вызывает множество вопросов. Электромобиль, говорит Азат, не нуждается в сложном техобслуживании – периодически нужно лишь менять тормозные колодки, колеса, воздушный фильтр, так что и вреда для окружающей среды несравнимо меньше.

Работа в современной технологичной компании, занимающейся производством электрокаров, пришлась казахстанцу по душе, а перспективы развития рынка электромобилей и рост конкуренции в данном сегменте подогревают профессиональный интерес и амбиции. «Если человеку близка та или иная сфера деятельности, он всегда может добиться в ней успеха, было бы желание. Не получилось сегодня – получится завтра, главное – не останавливаться и не сдаваться», – уверен Азат.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить