Ракетомобиль Bloodhound SSC разгонится до 1600 км/ч за 55 секунд

11041

Произойдёт это лишь следующей осенью, однако автомобиль, способный достичь скорости 1600 км/ч, публика может лицезреть уже сейчас – в последние дни сентября он был представлен в Лондоне

Автомобиль в этом транспортном средстве напоминают разве что колеса, по форме же он гораздо больше похож на ракету. Впрочем, вряд ли менее обтекаемая машина смогла бы достичь показателей, задекларированных для Bloodhound SSC: ракетомобиль способен развить скорость 1000 миль в час (1609,34 км/ч) в течение 55 секунд! Для сравнения: его предшественник Thrust2, преодолевший звуковой барьер, достигал 650 миль в час (1046,07 км/ч) за 70 секунд.

Хотя автомобиль уже представлен публике, готов он, по словам создателей, на 95%, поэтому демонстрация рекордной скорости и назначена через год.  Дата уже известна – 15 октября 2016. Именно этот день был выбран для старта по ряду причин.

Во-первых, к этому сроку автомобиль будет точно полностью готов и пройдет ряд испытаний, первые из которых пройдут весной следующего года в аэротрубе британского города Ньюквей.

Во-вторых, к этому дню будет готова трасса, которую создают специально для этих испытаний. Требований к ней довольно много: ширина должна составлять 5 км, длина – 20 км, она должна быть идеально ровной и находиться подальше от городов, которые может потревожить шум преодолевающего звуковой барьер ракетомобиля. Из подходящих под такие условия 36 мест, найденных в мире профессором Адрианом Лакменом, создатели Bloodhound SSC выбрали равнину Хакскин в ЮАР. Чтобы подготовить это место к сверхзвуковому заезду, его расчищают от 6 килотонн камней. Также сюда подводят воду и прокладывают сеть 4G: ожидается, что вживую рекордный заезд будут наблюдать около 10 тыс. человек, и еще сотни тысяч будут следить за действом во время онлайн-трансляции.

На выбор даты заезда повлияло также и то, что к этому моменту уже завершатся летние Олимпийские игры, что даст миру возможность сосредоточить свое внимание над результатом девятилетней работы группы разработчиков во главе с Ричардом Ноблом. И, наконец, погода в Хакскине в это время будет благоприятна для заезда, поскольку ещё не начнётся сезон дождей.

Готовясь увидеть, как Bloodhound SSC выходит на скорость 1600 км/ч и устанавливает новый мировой рекорд, неплохо бы узнать побольше о создателе ракетомобиля и пилоте, который его поведет, - тем более что предыдущий рекорд, во время которого впервые автомобиль преодолел звуковой барьер, также был установлен этой парочкой любителей сверхвысоких скоростей.

Главные герои проекта Bloodhound SSC

В 1983 шотландский пилот Ричард Нобл прославился на весь мир, однако к самолётам его успех не имел отношения. 37-летний смельчак стал триумфатором знаменитой гонки в пустыне Блэк-Рок американского штата Невада, достигнув на управляемом им автомобиле Thrust2 немыслимой скорости - 1019,468 км/ч. Менее 200 км/ч отделяло скорость его болида от преодоления звукового барьера.

В ближайшие 14 лет никому не удалось приблизиться к показателям Нобла, но звания самого быстрого водителя на земном шаре ему было мало, и он решил сам сконструировать автомобиль, скорость которого будет выше скорости звука. Звучит фантастически, но ему это удалось. Оставалось только найти пилота, который согласится управлять сверхзвуковым авто: сам Ричард в этот раз решил не садиться за руль, выступая координатором-наблюдателем. Услышав по радио о сумасшедшей задумке Нобла, летчик-истребитель ВВС Великобритании Энди Грин решил, что раз уж «сердцем» этого авто служат реактивные двигатели, управлять им должен точно он.

В 1997, спустя шесть месяцев испытаний, Грин сел за руль сконструированного Ноблом автомобиля Thrust SSC (SuperSonic Cаг), оглушил окрестности Невады шумом, который был слышен в радиусе 20 километров – и вышел на скорость 1228 км/ч, став первым и пока единственным в мире человеком, преодолевшим звуковой барьер в автомобиле. Мировой рекорд скорости, ясное дело, тоже закреплён за ним.

Впрочем, это не значит, что никто не пытался побить рекорд Нобла и Грина. В 2006 знаменитый воздухоплаватель и яхтсмен Стив Фоссетт заявил, что приобрел автомобиль Крейга Бредлова «Дух Америки» и собирается на нем в 2008 установить новый рекорд скорости. Учитывая 116 мировых рекордов, ранее установленных  Фоссеттом, можно было вполне ожидать, что он это сделает. Но, увы, в 2007, за год до гонки, Фоссетт погиб, пролетая над Долиной Смерти, по иронии судьбы, находящейся также в штате Невада, где вскоре он мог стать лидером гонок.

9 лет работы: основные моменты

Идея разработки нового сверхзвукового авто, которое станет еще быстрее Thrust SSC, зародилась у Ричарда Нобла и Энди Грина в 2006, когда они услышали о намерении Фоссетта побить их рекорд. Несмотря на то, что по трагической случайности Стив так и не стал их конкурентом, Нобл и Грин продолжили разработку нового реактивного автомобиля, однако она требовала очень серьезных капиталовложений – и здесь решающую роль сыграла состоявшаяся в январе 2007 встреча гонщиков с лордом Полом Дрейсоном, который тогда занимал пост министра науки Великобритании. Любовь к скорости была понятна ему как никому - сам заядлый гонщик, Дрейсон, уйдя с поста министра, пару лет назад установил рекорд скорости в гонке электромобилей.

Но тогда, в 2007, его интерес к проекту Нобла и Грина имел совсем другую причину. Дрейсон был чрезвычайно обеспокоен нехваткой в Британии квалифицированных инженеров. Основную проблему он видел в том, что молодые люди не верят, что можно сделать успешную карьеру, занимаясь инженерным делом. Однако если они увидят, как силой инженерной мысли и инновационных технологий будет создан проект, который обретет всемирную известность, это вдохновит детей и подростков на получение инженерных специальностей, привнося в научное сообщество новые силы и идеи, решил лорд.

Дрейсон пообещал Ноблу и Грину поддержку на государственном уровне, если они создадут такой проект, и те взялись за разработку автомобиля, получившего название Bloodhound SSC (SuperSonic Car), в честь зенитного ракетного комплекса Bristol Bloodhound, первым принятого на вооружение в Великобритании и использовавшегося с 1958 по 1991.

Исследования начались очень быстро, однако целых полтора года о них никто не знал: работа велась в атмосфере строжайшей секретности. Тысяча человек, которые были вовлечены в проект, подписали договор о неразглашении. Ричард Нобл объяснил это просто: так как технологии производства столь инновационного транспортного средства просто не существует и её нужно разработать, есть большой риск неудачи, и поэтому сначала лучше найти решение, а потом уже рассказать об этом общественности.

Когда в октябре 2008 проект был представлен официально, медиа недоумевали, как можно было разрабатывать столь масштабный проект в течение столь длительного периода времени – и чтобы ни крупицы информации о нем не просочилось в прессу!

Проект Bloodhound SSC был представлен 23 октября 2008 Лондоне, в Музее науки, в присутствии 300 журналистов. В течение следующих пяти дней посмотреть экспозицию посетили 9000 человек – и она была признана самой успешной за всю историю существования музея.

Поскольку главной целью проекта было привлечение интереса школьников к инженерному делу, разработчики провели встречу с группой учителей, обсуждая перспективы популяризации инженерной идеи среди детей – и неожиданно получили идею, которая стала уникальным предложением Bloodhound SSC.

Так как гораздо больше, чем наука, нынешнюю молодёжь интересуют гаджеты и онлайн-развлечения, преподаватели предложили открыть онлайн-доступ к полной информации о ежедневном развитии проекта – в таком случае они могли бы обсуждать новости с учениками. Хотя первой реакцией Нобла была растерянность, ведь все разработки обычно ведутся без разглашения деталей, он быстро понял, что это и станет отличительной особенностью уникального проекта.

Идея сработала: к октябрю 2014 к программе обучения Bloodhound подключились 5670 британских школ, а заинтересовавшиеся инженерией школьники создали модель ракетомобиля, достигшую скорости 550 миль в час (885,14 км/ч).

Тем временем ученые работали над претворением идеи своего сверхзвукового авто в жизнь, что оказалось делом весьма непростым и очень дорогостоящим. Процесс разработки дизайна Bloodhound SSC сам Нобл называл сущим кошмаром. Чтобы создать автомобиль, способный выдержать динамическое давление, составляющее 12,5 тонн на квадратный метр, потребовалось 10 циклов дизайна, каждый из которых обходился в 150 тыс. фунтов (и это не включая расходы на моделирование динамики автомобиля, которые составили 750 тыс. фунтов).

Доработкой и усовершенствованием ракетного двигателя для автомобиля занимались две команды, базировавшиеся в Манчестере и Калифорнии и в результате создавшие в октябре 2012 самый большой гибридный ракетный двигатель в Европе.

В августе 2010 амбициозные разработчики были уверены, что закончат работу над автомобилем в 2012, но в 2013 осознали, что Bloodhound SSC будет готов не раньше 2015: для его создания требовались инновационные технологии слишком высокого уровня, разработка которых требовала времени.

Во втором прогнозе создатели не ошиблись: 26 сентября 2015 снабжённый турбореактивным и ракетным двигателями и силовой установкой V8 от Jaguar Bloodhound SSC был официально представлен публике. Образовательную цель проекта ввиду полученных прекрасных результатов можно считать выполненной – теперь остаётся только ждать нового сверхзвукового рекорда. Кстати, назначенная для него дата весьма символична: ровно за 19 лет до этого, 15 октября 1997, Нобл и Грин установили свой первый рекорд, побить который до сегодняшнего дня не удалось никому.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить