Принесёт ли удачу компании Honda третья ставка на водород?

10306

Водородный седан Honda Clarity Fuel Cell поступит в продажу уже в марте 2016

Создатели Honda Clarity Fuel Cell обещают многое. Его полного бака хватит на 700 км пути; он может запитать электроэнергией целый дом; традиционно для седанов своего класса он оснащен багажником, а в его салоне есть пять полноценных мест. При этом он не загрязняет окружающую среду выхлопами, потому что работает на водороде.

Первые водородные модели Honda

Компания Honda Motor поверила в будущее водородного топлива еще в конце ХХ века, тут же занявшись разработкой моделей, рассчитанных на работу на водородных топливных элементах.

Первый водородный прототип, названный Honda FCX-V1 (сокращение от Fuel Cell eXperimental), был представлен в сентябре 1999 вместе с концептом Honda FCX-V2, основным источником энергии для которого должен был служить метанол.

Следующий прототип, Honda FCX-V3, сконструированный через год, уже проходил тестирование на городских дорогах, а первые пять экземпляров его усовершенствованной версии Honda FCX-V4, представленной в сентябре 2001, были приобретены в лизинг властями Лос-Анджелеса, использовавшими автомобили для служебных целей.

Второму поколению Honda FCX, увидевшему свет в 2005, повезло ещё больше – эта модель стала первым в мире автомобилем на топливных элементах, сертифицированным для коммерческого использования Агентством по охране окружающей среды США (EPA), а также Калифорнийским управлением воздушных ресурсов (CARB). Этот четырехместный хетчбек развивал скорость до 150 км/ч и имел запас хода 257,5 км, впоследствии увеличенный благодаря усовершенствованиям до 338 км.

В 2006 на Детройтском автошоу публике была представлена первая версия Honda FCX, запланированная к выходу в массовое производство. Старт продаж четырехдверной модели, выглядевшей весьма футуристично, был запланирован на 2008.

Самый зелёный автомобиль в мире

Готовая перейти в руки клиентов модель под названием Honda FCX Clarity была впервые показана на автошоу в Лос-Анджелесе в ноябре 2007, а через полгода, в июле 2008, первые водородные автомобили Honda FCX Clarity нашли своих владельцев.

Однако этому сопутствовал ряд ограничений. Во-первых, тираж был минимальным – всего 72 экземпляра. К тому же, распространялись эти авто вначале исключительно в Калифорнии, и только к концу 2008 появившись и в Японии. Во-вторых, машину можно было только взять в лизинг на три года с ежемесячным платежом, составлявшим $600.

Но даже несмотря на столь ограниченное предложение модель обратила на себя внимание профессионалов, оценивших е главные качества – экономичность и экологичность.

Автомобилю, приводимому в движение электродвигателем, энергию для которого обеспечивал водород, хватало полного бака, чтобы проехать 430 км. Средний расход составлял около 3,3 л водорода на 100 км. При этом – никаких вредных выхлопов в атмосферу, ведь единственный продукт, возникавший вследствие реакции кислорода и водорода, это водяной пар.

Выгоду тут же оценили владельцы автомобилей: их экономичность втрое превышала аналогичный показатель бензинового ДВС и была вдвое выше, чем у гибридов.

Отсутствие негативного влияния модели на окружающую среду в 2009 высоко оценили участники престижного ежегодного конкурса World Car Of The Year. 59 членов международного жюри, представлявшие 25 стран, присудили Honda FCX Clarity звание самого экологичного автомобиля в мире, отдав ему победу в номинации World Green Car 2009.

Первая серийная версия водородного автомобиля Honda

Слухи о запуске уже опробованной в малых тиражах водородной модели ходили еще в прошлом году. Официально же производственная версия автомобиля была представлена на Токийском автосалоне 2015, прошедшем в столице Японии с 29 октября по 8 ноября.

Эта водородная модель Honda существенно отличается от своей предшественницы 2008 года выпуска. Главная гордость Honda Clarity Fuel Cell, продемонстрированной в Токио этой осенью, - усовершенствованная топливная батарея, размер которой удалось уменьшить на 33%, а мощность увеличить до 130 кВт.

Столь компактная силовая установка сравнима по габаритам с двигателем V6, а значит, не забирает драгоценное пространство ни у пассажирского салона, ни у багажника. Топливная батарея спарена с плоским литий-ионным аккумулятором, который размещается под передними сидениями.

В машине имеется два бака для водородного топлива: бак поменьше находится под задними сидениями, занимая пространство, которое в ряде бензиновых моделей отведено под бак с горючим. Бак большего размера с дополнительным запасом водорода расположен там, где обычно находится задний мост автомобиля, оставляя в багажнике достаточно места для багажа. Таким образом, в машине имеется пять полноценных мест для взрослых пассажиров (в отличие от предыдущей модели, рассчитанной всего на четыре места).

Дополнительным преимуществом дизайна интерьера авто является грамотное расположение сидений: передние находятся чуть ниже, задние – чуть выше, что обеспечивает больший обзор пассажирам, едущим сзади, и дает им больше простора для размещения ног. У водителя и пассажира переднего сидения места для ног также стало больше за счёт уменьшения в размерах центральной консоли. Экстерьер автомобиля стал менее футуристичным: он достаточно ярок, чтобы остаться узнаваемым, но более привычен для глаза, чем предыдущая модель.

Однако, безусловно, главный конёк Honda Clarity Fuel Cell – не дизайн, а технические качества модели. Увеличение мощности батареи дает автомобилю возможность проехать 700 км без подзарядки. Для полной зарядки пустого бака водородом требуется всего около трех минут – но это, конечно, при условии, что у вас есть доступ к водородной заправочной станции, а их в мире пока очень мало. На сегодня это самая большая проблема на пути распространения водородных авто. В качестве одного из путей ее решения компания Honda еще в 2003 разработала домашнюю энергетическую станцию, вырабатывающую водород путем электролиза воды. Станцию можно разместить в гараже, но ее приобретение сделает ещё более дорогой покупку и так недешёвого автомобиля, предварительная стоимость которого оценивается примерно в $64 тыс.

Кстати, в критических ситуациях батарея и водородные элементы автомобиля могут быть использованы как источник, способный обеспечивать энергией дом средней величины примерно неделю. Для этого к автомобилю необходимо подключить генератор Power Exporter 9000, преобразующий энергию автомобиля в стандарт АС, который можно использовать для дома и офиса. Выпуск Power Exporter 9000 намечен на 2016, тогда же будет установлена и его цена.

Технологии, разработанные для Honda Clarity Fuel Cell, достаточно универсальны, что позволяет использовать их для других автомобильных платформ, но это уже планы на будущее. Впрочем, они очень скоро могут воплотиться в жизнь – для этого нужно лишь решить вопрос с зарядкой водородных автомобилей и добиться максимального снижения их стоимости, сделав их доступными широкому кругу потребителей.

Что же касается ближайших перспектив, то в марте 2016 Honda Clarity Fuel Cell поступит в продажу в Японии, затем – в США и ряде европейских стран.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить