Ретро-чудо. Как казахстанский автовладелец восстановил очень редкий BMW

19975

Эксперты оценивают этот проект приблизительно в €70 тыс. - гораздо выше оригинальной цены в начале 80-х

Фото: Елена Никитенко

Изумительного фиолетового цвета седан, утробно бурча мотором, вкатился на залитый солнцем паркинг. Круглые фары, резкий отрицательный скос капота, классические узкие «ноздри» и идеальные пропорции… Где-то рядом притихли хвастливые мотоциклисты, только что рёвом своих «дукати» разрывавшие тишину субботнего дня. Мальчики и мужчины, у которых есть хоть капля бензина в крови, остановились и перестали дышать: BMW Alpina B10 Turbo возбуждает внимание даже в статике.

Перед нами удивительный и очень редкий, причём не только для Казахстана, экземпляр: отреставрированный (и очень качественно) BMW, доработанный когда-то немецкой тюнинговой компанией Alpina. Ему уже 37 лет, но его скорость и мощь по-прежнему не вызывают сомнений, как и в 1982, когда он только начинал наматывать первые километры по Земле.

Владелец – Руслан Местоев, заядлый автомобилист, фанат, не мыслящий себя без бело-голубого пропеллера на капоте. Автомобили в его жизни занимают особое место, а BMW – на вершине этого олимпа, марка с непререкаемым авторитетом, которая оказала влияние на всю жизнь Руслана.

Его любовь к автомобилям можно объяснить даже генами. Алматинцы знают один из символов южной столицы – ГАЗ АА, «полуторку» 1932 года. Она скромно стоит на постаменте на пересечении проспекта Райымбека и улицы Панфилова, перед редакцией газеты «Время» в Алматы. Это автомобиль дедушки Руслана, Магомеда Магомедовича Местоева. Долгое время он проработал на нём в «Автокомбинате №2» в Алматы и обслуживал обувное отделение «Жетысу». Он же помогал устанавливать «полуторку» на постамент – это было почётно.

И даже после того, как автомобиль встал на пьедестал, Магомед Магомедович периодически садился за его руль – ГАЗ АА частенько снимали оттуда для участия в автопробегах по Алматы, приуроченных к тем или иным праздникам. Никому другому это не доверяли – знали, что Магомед Магомедович не только хорошо управляется с древней «полуторкой», но и любит её.

Знаменитый ГАЗ АА, «полуторка» 1932 года. На этот «постамент» на проспекте Райымбека в Алматы ее установил дед Руслана, Магомед Магомедович Местоев
Фото: Елена Никитенко
Знаменитый ГАЗ АА, «полуторка» 1932 года. На этот «постамент» на проспекте Райымбека в Алматы ее установил дед Руслана, Магомед Магомедович Местоев

Руслан же влюбился в BMW. Однажды и бесповоротно. Навсегда.

- Любовь к этой марке появилась у меня очень давно, ещё в детстве, – рассказывает собеседник. – Тогда, в 90-х, у отца была BMW 730i в кузове Е32. Она и стала одной из первых BMW, в которой мне удалось проехаться за рулём. Я словно сошёл с ума от этой машины – дерзкий (как для того времени, так и сегодня) дизайн, точное рулевое управление, мощный двигатель, комфортный салон. И с того момента в моём гараже не было ни одной другой марки. Только BMW.

Любовь длиной во всю жизнь вылилась в отличную коллекцию. Всего у Руслана было больше 15 BMW, хороших и разных. Но ему всегда хотелось заняться реставрацией и вернуть первоначальный вид, силу и скорость одному из старых автомобилей.

- Начал я с BMW E34, той самой классической «пятёрки», которую до сих пор считают автомобилем №1 среди BMW, – вспоминает коллекционер. – Причём я не собирался делать реплику и создавать автомобиль с новомодными опциями – хотел довести E34 Alpina до заводского идеала. Ведь лучший тюнинг для BMW – это идеальное состояние.

Фото: Елена Никитенко

И у Руслана получилось. «Пятёрку» даже увековечили его друзья, подарив ему игрушечную модель, собранную вручную, – точную копию настоящей. Даже цвет тот же. К слову, она у него не единственная. Есть целая коллекция – 40 моделек от Auto Art, Kyosho и Otto, спрятанных под стеклами в специальных шкафах.

- Когда-то давно я хотел собрать исключительно все поколения BMW M5, – рассказывает Руслан. – Но потом пошло-поехало… Я, как реставратор, очень ценю точную детализацию даже в модельках, поэтому предпочитаю определённые фирмы-производители.

Играть в эти машинки не разрешается никому: не для того собирались интересные и дорогостоящие экземпляры. Впрочем, у Руслана хватает других «игрушек» – в масштабе 1:1. После Е34 через его внимательные к мелочам и деталям руки прошло ещё несколько ретропроектов, одним из которых и стала фиолетовая BMW Alpina B10 Turbo, за основу которой взята «пятерка» 1982 года.

Сердце этого автомобиля, мощное, бензиновое и честное, – рядный шестицилиндровый двигатель Alpina объёмом 3,5 литра. Благодаря турбине он выдаёт 261 лошадиную силу и работает в паре с механической пятиступенчатой спортивной трансмиссией GETRAG. Это настоящий сплав мощи, комфорта и безопасности – именно на эти показатели были нацелены все разработки Alpina 80-х годов. Быстрые, сводящие с ума автомобили, на которых можно как эффективно ездить по гоночному треку, так и эффектно перемещаться из города в город по скоростным автобанам.

Фото: Елена Никитенко

Эти факты легко подтвердить, перечислив серийные опции, которыми оснащались Alpina тех лет: рулевое управление с сервоприводом, спортивные сиденья, цифровая индикация давления и температуры масла в двигателе и в зад­нем мосту, а также давления во впускном газопроводе, отделка кожей Hunting зелёного или синего цвета и даже полноценная климатическая установка. Прибавьте к этому обшитый натуральной кожей руль, кассетную аудиосистему Blaupunkt Heidelberg SM 21 и блокируемый дифференциал с 25%-ной степенью блокировки. Не автомобиль – мечта. Для многих недостижимая. Стоимость такого BMW даже в начале 1980-х равнялась 81 000 немецких марок (около €50 тыс.), а за дополнительные опции в виде кожи или климат-контроля приходилось платить дополнительно.

Руслан вложил много сил и времени, чтобы подготовить BMW к реставрации и найти все необходимые детали. 

- Этот автомобиль собирался практически с нуля, с голого кузова, – рассказывает коллекционер. – И за время реставрации даже успел поменять хозяев. А всё потому, что это очень сложно – собирать оригинальную «Альпину». Отреставрировать обычный BMW легче, тем более что многие запчасти на ретроэкземпляры можно заказать прямо на заводе. Здесь же крайне трудно их найти, чтобы качественно и точно воссоздать облик автомобиля внутри и снаружи. Конечно, сложности ещё и в том, что Alpina выпускает ограниченное количество своих автомобилей. Например, вот таких B10 Turbo было изготовлено всего 77 экземпляров в этом кузове.

Alpina – немецкая компания, основанная в 1964 Буркартом Бовензипеном. Её штаб-квартира находится в городе Бухлое (Бавария, Германия). Когда-то Alpina даже производила офисную технику, но это была совсем другая фирма, которая закрылась в 60-х. Потом Alpina долгое время занималась доводкой автомобилей BMW, работая в основном с моторами – перенастройка карбюраторов и головки блока цилиндров. В 70-х в компании работало уже 70 человек, а с 1983-го она зарегистрирована как независимый производитель в реестре автопроизводителей Федерального транспортного агентства Германии. Это значит, что все автомобили, доработанные этой фирмой, имеют свой собственный ВИН-код, нанесённый рядом с перечеркнутым заводским, и приставку Alpina в названии

Однако Руслан проявил настойчивость и упорство, раздобыв все необходимые детали – остались лишь некоторые мелочи по электронике и интерьеру. Результат, определённо, того стоит. Эксперты оценивают этот проект приблизительно в €70 тыс., то есть, если брать голые цифры, выше оригинальной цены в начале 80-х. Но для хозяина главное другое: его фиолетовый BMW стал уникальным украшением города – автомобиль, на который хочется смотреть бесконечно.

Наш разговор подходит к концу. Даже мотоциклисты, устав безуспешно привлекать к себе внимание, разъезжаются по домам. Руслан прощается с нами, а следом за ним – и его автомобиль. Так, как это умеет делать только BMW: грозно рыкнув мотором, Alpina срывается с мес­та и скрывается в потоке. И этому авто 37 лет?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить