Подъем с препятствием. Каким был для авторынка РК минувший год и что ждет его в условиях новой экономики

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в 2019 официальные дилеры реализовали 75 172 легковых и коммерческих автомобиля на общую сумму 717,6 млрд тенге, что в натуральном выражении на 23%, а в денежном на 31% превышает результаты предыдущего года

ФОТО: Андрей Лунин

Согласно статистике отраслевого союза «Каз­АвтоПром», казахстанцы приобрели 71 417 легковых авто на сумму свыше 654 млрд тенге. По итогам года, свидетельствуют данные АКАБ, вклад автопрома в ВВП страны вырос до 359 млрд тенге, отрасль лидирует по темпам роста в машиностроении.

Фаза роста

Результаты анкетирования, проведенного АКАБ по окончании года среди руководителей дилерских компаний, на долю которых приходится более половины официальных продаж новых машин, свидетельствуют, что у 30% из них продажи в 2019 были на уровне плановых показателей (по итогам 2018 такой ответ дали 35,7% участников опроса). 45% опрошенных признались, что продажи оказались ниже запланированных (28,6% соответственно). Таким образом, уменьшилась доля тех, для кого год закончился с более позитивными результатами, чем ожидалось изначально, – 25% против 35,7% годом ранее.

85% участников опроса отметили повышение цен на новые автомобили (по итогам года, согласно данным АКАБ, рост составил 6,3%). При этом в качестве основной причины они назвали ослабление тенге к доллару и евро.

Как отмечает директор по стратегическому планированию «КазАвтоПрома» Артур Мискарян, в минувшем году на развитие рынка воздействовало несколько факторов: наблюдавшаяся на протяжении года стабильность в валютном секторе, рост покупательской активности и дополнительное финансирование программы льготного кредитования.

- На сегодняшний день программа льготного кредитования обеспечивает наиболее выгодные условия для приобретения нового автомобиля в кредит. С 2015 года возможностями программы воспользовались 20 тыс. потребителей, а в 2019-м в ее рамках было реализовано 5315 автомобилей – это 11,9% годового сбыта казахстанских автопроизводителей, – сообщил он Forbes Kazakhstan.

Согласно данным КМК «Астана Моторс», по госпрограммам, реализуемым через БРК, казахстанцы в 2019 приобрели 2155 легковых автомобилей Hyundai, что на 81,1% больше, чем в 2018-м. Всего за прошлый год компания продала в кредит 14 746 автомобилей, то есть 68,3% от общего объема продаж. Финансирование программы льготного автокредитования носит револьверный характер, то есть платежи от погашения действующих займов перенаправляются на предоставление новых автокредитов. В результате государство осуществляет финансирование на возвратной основе по фиксированной ставке, БВУ получают доступное фондирование для потребительского кредитования, потребители – возможность приобрести новый автомобиль на выгодных условиях, а автозаводы наращивают сбыт.

Еще год назад продажи автомобилей, произведенных в РК, практически сравнялись с продажами импортеров. В 2019 перевес в счете однозначно был на стороне отечественного производителя: 42 205 покупателей (59,1%) остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов, 29 212 (40,9%) – на импорте. При этом значительная часть автомобильного импорта приходится на долю подер­жанных автомобилей, тогда как рост сегмента авто отечественного производства происходил в основном за счет новых машин.

Довольно успешно зарекомендовала себя модель продаж автомобилей с пробегом. В «Астана Моторс» отмечают ежегодное увеличение продаж подержанных авто как минимум на 60–70%. По словам генерального директора «Астана Моторс» Бекнура Несипбаева, в прошлом году в рамках программы trade-in компания реализовала 3659 авто с пробегом, что на 62% больше, чем годом ранее. В 2020 ожидается рост этого показателя на 64%, до 6000. Компания планирует открытие современных хабов по продаже машин с пробегом – вместимостью до 500 единиц. На сегодня собственный дилерский центр по продаже автомобилей с пробегом действует в Алматы, в 2020 году «Астана Моторс» намерена начать строительство аналогичного центра в Нур-Султане.

- Очевидно, что в новых реалиях вырастет спрос в первую очередь на бюджетные и экономичные автомобили класса В, а также на авто с пробегом. Поэтому мы намерены увеличивать продажи таких авто. В это кризисное время мы будем инвестировать в развитие бизнес-процессов и технологий, чтобы приводить подержанные автомобили в более цивилизованный вид и предлагать нашим клиентам, – рассказал Несипбаев.

Прорыв для Hyundai

По данным «КазАвтоПрома», свыше 42% продаж в 2019 году пришлось на бренды Lada и Hyundai. И если Lada стабильно лидировала на протяжении всех последних лет, то для Hyundai год стал по-настоящему прорывным – продажи этой марки выросли более чем на 70% и превысили 15 000 единиц, а Hyundai Tucson наряду с Lada Granta возглавил рейтинг самых популярных моделей.

- В последние годы наши клиенты активно переходят из В-сегмента в сегмент средних кроссоверов. Бестселлером в прошлом году стал Hyundai Tucson, продажи которого выросли по сравнению с 2018 годом на 76,4%, до 4765 единиц. Остальные участники топ-5 моделей в нашем портфеле выглядят следующим образом: Hyundai Accent – 3565 единиц (+71,1% к 2018 году); Hyundai Creta – 2725 (+63%); Hyundai Elantra – 2684 (+34,8%); Toyota Camry – 1836 (+29,8%)– перечислил Несипбаев.

Свои результаты принесла перезагрузка Ravon, продажи которого стартовали во II квартале прошлого года – бренд вошел в пятерку самых востребованных наряду с KIA и JAC. В списке брендов, предлагаемых отечественными предприятиями, также Skoda, Chevrolet, UAZ.

По данным АКАБ, жители казахстанских мегаполисов готовы были выложить за новое авто от 9 млн тенге, в регионах отдавали предпочтение автомобилям подешевле. Высоким спросом, как и в предшествующие годы, пользовались модели по цене до 5 млн тенге, на их долю пришлось около 30% рынка. Именно этим требованиям до последних событий на валютном рынке соответствовал большой спектр моделей, производимых в Казахстане.

Общий рост продаж автомобилей в республике не обошел стороной и премиум-сегмент.

«Как правило, покупатели машин премиум-класса менее всего чувствительны к изменению рыночных трендов, повышению или понижению курса валют, инфляции. Хорошие продажи по премиум-брендам в нашей компании в 2019 году показали BMW и Lexus, а лидером стала модель Lexus RX 300/350», – сообщили в «Астана Моторс».

Небольшую ротацию в первой десятке брендов в «КазАвтоПроме» связывают с тем, что несколько марок представили новые модели. Наиболее заметный рост показали Cadillac с обновлением в линейке крупноразмерных внедорожников и BMW, представивший рестайлинговые седан 5-й серии, кроссовер X5, а также новую модель в линейке – X7.

Казахстанский автопром выходит в лидеры

По итогам 2019 года, свидетельствуют данные «КазАвтоПрома», производство легковых автомобилей в стране выросло на 46,8%, до 44 077 единиц. Выпуск автобусов увеличился в 2,6 раза, до 1076 единиц, грузовых автомобилей – в 3,4 раза, до 4247. Количество произведенных прицепов увеличилось с 492 до 860 единиц, а изготовление специализированной техники сократилось с 227 до 187. То обстоятельство, что в прошлом году объем производства автомобилей превысил отметку докризисного 2014 года, когда было выпущено 40 800 единиц техники, – важный показатель развития отрасли, считает Мискарян. Производители поработали над обновлением и расширением модельного ряда.

- Новый для рынка и отрасли тренд – развитие в технологическом секторе. Достижением в этом направлении стала разработка усть-каменогорских инженеров – телематическо-охранная система, которая устанавливается на автомобили, выпускаемые «Азия Авто». Такие системы позволяют улучшить опыт эксплуатации автомобиля, а в будущем наладить связь между автомобилем и дорожной инфраструктурой. Благодаря успешному внедрению данной разработки завод стал участником консорциума «Автодата», – отметил Мискарян.

В марте предприятие уже представило одну из пяти запланированных на этот год новинок – компактный кроссовер KIA Seltos.

Костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» в прошлом году увеличил производство на 113%, до 22 875 единиц, экспортирует свою продукцию в Россию, Кыргызстан, Беларусь. В начале 2020 года предприятие выпустило 70-тысячный автомобиль.

На мощностях завода Hyundai Trans Auto в 2019 году произведено 529 единиц техники, среди которых грузовики Hyundai HD35L, кареты скорой помощи Hyundai H350, автобусы Hyundai County и Golden Dragon. В нынешнем году планируется выпустить 600 единиц техники. С весны прошлого года компания является официальным дистрибьютором по производству и реализации автобусов марки Golden Dragon на территории Казахстана. В 2019-м завод выпустил 78 таких автобусов. Компания также осуществила поставку карет скорой помощи Hyundai H350 Ambulance в Алматы, Шымкент и Нур-Султан. На площадке завода завершен монтаж инженерных сетей, возведены сборочный цех, испытательная трасса. В декабре в сборочном цехе установлена линия крупноузловой сборки.

Смутное время

И все же говорить о восстановлении рынка новых автомобилей в целом по итогам года было бы преждевременно: немногим более 75 000 реализованных официальными дилерами авто – это примерно 50% показателей докризисного 2014, после которого продажи пошли на спад. В начале 2020 года участники рынка прогнозировали увеличение продаж до 80 000 единиц, а выпуска автомобилей отечественными предприятиями – до 60 000. Реалии сегодняшнего дня, однако, скорее всего, скорректируют ожидания. Насколько тяжелыми окажутся последствия новых экономических реалий, можно будет оценить спустя некоторое время. В условиях ЧП в стране и карантина в двух крупнейших городах, на фоне резкого падения цен на нефть и снижения курса национальной валюты сложно давать прогнозы.

Как считает вице-президент АКАБ Анар Макашева, рынок однозначно отреагирует замедлением, в первую очередь подорожают импортные автомобили, те, которые еще не доставлены на территорию страны.

По мнению Мискаряна, многие из тех, кто собирался приобрести автомобиль, поспешат сделать это прежде, чем дилеры пересмотрят цены.

- Ситуация развивается очень динамично, поэтому пока нет никаких оценок относительно возможного изменения цен. Все будет зависеть от того, на каком уровне стабилизируется курс нацвалюты. Прежние прогнозы по рынку и отрасли на этот год могут быть пересмотрены в зависимости от того, как изменится покупательская активность. Некоторые бренды приостановили продажи на неопределенный срок, что также отразится на годовых результатах, – отметил представитель «КазАвтоПрома».

В связи с пандемией разные страны вводят режим карантина, а это ведет к прерыванию цепочки поставок, дефициту комплектующих и остановке производств. Отменяются выставки и автосалоны, все чаще презентации новых моделей проводятся онлайн. Это может привести к тому, что в скором будущем изменится модель взаимодействия дилеров с покупателями и многие элементы привычной схемы уйдут в онлайн.

- Падение цен на нефть влияет на тенге и курсы валют других стран, а также на себестоимость продукции местных автопроизводителей, которые тоже вынуждены учитывать этот фактор. По контрактам с российскими поставщиками это не так заметно, поскольку наши валюты дешевеют синхронно. Поэтому сейчас для нас, учитывая невысокий уровень локализации, составляющий в среднем 30–35%, партнерство с Россией становится приоритетным, ведь именно оно позволяет сохранить доступность автомобилей для населения. Важно учитывать высокую долю продаж автомобилей в кредит, которая по некоторым маркам достигает 70%. Поэтому в сохранении динамики продаж велика роль банков, их позиция будет определять рынок в новых условиях, – считает Мискарян.

Государство, полагает он, могло бы ускорить выделение очередных траншей для программы льготного кредитования, возможно, уже в этом году выдав оставшиеся 80 млрд тенге, запланированные на четыре года.

По мнению Несипбаева, если правительство будет стимулировать спрос через увеличение денежных средств в рамках программы льготного автокредитования или введет иные виды меры стимулирования для потребителей, то можно ожидать, что продажи авто сохранятся на уровне последних лет.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7775 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
24 сентября родились
Жулдыз Омарбекова
депутат мажилиса парламента РК, основатель общественного благотворительного фонда «Бауржан»
Нурлан Рахметов
член совета директоров НАО «Международный центр зелёных технологий и инвестиционных проектов»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить