Почему в кризисный год резко выросли продажи авто в Казахстане

   Итоги 2020 и прогнозы на 2021
47059

Итоги 2020 года на автомобильном рынке страны подводит генеральный директор казахстанской компании Orbis Auto Динара Искакова

ФОТО: pixabay.com/Didgeman

Динара, обычно в конце года принято подводить его итоги. 2020 оказался очень непростым. Как его пережил казахстанский авторынок?

- Вы знаете, как бы неожиданно для многих это ни прозвучало, но казахстанский авторынок немного подрос, еще раз подтвердив, что наши люди покупают авто даже в кризис. Если в цифрах, то несмотря ни на что в 2020 году продажи новых автомобилей в республике выросли на 22% по сравнению с «нормальным» 2019 годом.

После весеннего локдауна уже в мае рынок оживился, а уровень продаж начал восстанавливаться. Во многом это произошло благодаря отложенному спросу – люди, которые по известным причинам не смогли приобрести автомобиль в марте-апреле, пришли в автосалоны в мае-июне.

В результате многие дилеры сначала премиум-, а потом и массового сегмента столкнулись с дефицитом автомобилей на складах. В принципе это было связано с тем, что многие дистрибьюторы срезали планы поставок машин. Очевидно, все ожидали как минимум резкого снижения спроса, как это и произошло во всем мире. Ну и конечно, на поставках сказался тот факт, что простаивали многие заводы по производству машинокомплектов. Однако предполагаю, что если бы не было летнего дефицита, рынок показал бы еще больший рост.

Как вы думаете, почему казахстанцы начали активно покупать новые автомобили в период кризиса?

- Как и в любой кризис, люди традиционно опасались очередной девальвации. Если вы помните, весной активно ходили такие слухи. Разумеется, многие не стали ждать, пока это произойдет, и начали покупать автомобили раньше, чем планировали.

Плюс сказался отложенный спрос. Если вернуться к событиям 2015 года, то тогда из-за того, что в России девальвация произошла раньше, чем в Казахстане, а цены на автомобили были зафиксированы в рублях, многие наши соотечественники поспешили воспользоваться этой ситуацией. И если на тот момент продажи у наших дилеров просели капитально, то рынок в целом пополнился значительным количеством новых автомобилей из РФ. С того момента прошло пять лет. Соответственно, для многих пришла пора менять те автомобили. Из-за этого же в автосалонах отмечается большой приток автомобилей с пробегом.

Кстати, вот вам еще одна причина – всевозможные программы, которые сейчас активно внедряют автодилеры, - и trade-in, и программы льготного автокредитования. Сейчас многие дистрибьюторы, производители и сами же дилеры начали субсидировать банковские программы, что уменьшает процентную ставку по кредиту для клиента.

В конечном итоге все эти факторы в совокупности и привели к повышению спроса.

Динара Искакова.
ФОТО: архив пресс-службы
Динара Искакова.

Динара, вы сказали, что во многом с летним дефицитом казахстанские автодилеры столкнулись из-за остановки автозаводов. Как с этим обстоят дела сейчас, на фоне второй волны COVID-19? И что ждет автопроизводителей в следующем году?

- С дефицитом столкнулись не только казахстанские автодилеры. Это стало общемировой проблемой. Из-за внедрения карантинных мер нарушились производственно-логистические цепочки между всеми производителями, возник дефицит компонентов для производства.

Однако в следующем году нехватки новых авто, скорее всего, не будет.

Все провели работу над ошибками. Во-первых, сами автопроизводители, я думаю, смогут теперь организовать работу в сложившихся условиях. Во-вторых, подготовились и автодилеры. Мы ожидаем в следующем году роста рынка на 10-15%, соответственно, сразу заказываем автомобили у производителей с учетом этого. На данный момент уже достигнуты договоренности со всеми брендами, с которыми мы работаем. Ну и плюс ко всему, поставки рассчитаны так, чтобы у нас на складе был запас автомобилей как минимум на 2-3 месяца.

А на сегодняшний день дефицит еще ощущается?

- К сожалению, пока да. Мы справились с дефицитом автомобилей отечественного и российского производства. А вот в том, что касается моделей европейского и японского производства, то дефицит на них будет ощущаться еще в январе. Думаю, склады в нормальном объеме восстановятся не ранее февраля 2021.

Вы сказали, что дефицит новых автомобилей наблюдался как в люксовом, так и в массовом сегменте. Какой из них сейчас более стабилен?

- Что касается люксового сегмента, то он традиционно стабилен. Как и в любой кризис. Поскольку объемы продаж там меньше, чем в экономе, то уже удалось справиться с дефицитом. Эконом, представленный автомобилями казахстанского производства, тоже чувствует себя неплохо. В первую очередь, конечно, из-за программы льготного автокредитования.

В этом году в автосалонах увеличился приток автомобилей с пробегом. Скажите – это веяние кризиса или же можно говорить, что у нас начал активно развиваться цивилизованный рынок used cars?

- Думаю, второе. Сейчас многие официальные дилеры уже поняли целесообразность и выгоду работы на вторичном рынке. Поэтому помимо программы trade-in активно развивают просто выкуп подержанных автомобилей. Если еще несколько лет назад склад автомобилей с пробегом пополнялся только через trade-in, то сегодня 70% пополнения склада идет за счет выкупа. Более того, сейчас автоцентры не ждут, когда клиент придет к ним, а сами активно мониторят рынок.

Во всех дилерских центрах появились отделы продаж used cars. Появились программы кредитования и рассрочки. И это все не просто так. По сути это инвестиции в будущее.

Я вам больше скажу: со временем доходы от продаж автомобилей с пробегом более чем вероятно превысят доходы от продаж новых автомобилей.

Дело в том, что рынок новых автомобилей - максимум 150 тыс. единиц в год. Это потолок. А вот рынок автомобилей с пробегом в разы больше. Даже если доля дилерских центров на рынке вторичных автомобилей будет составлять не более 10%, речь уже идет об огромных суммах.

А вообще, чего нынче хочет казахстанский покупатель? По-прежнему кроссоверы и большие внедорожники? И есть ли какое-то разделение на мужские и женские модели?

- Честно говоря, вот так сказать, что это авто предпочитают мужчины, а то – женщины, нельзя. Пожалуй, единственное – женщины гораздо реже выбирают большие автомобили. Между седанами и кроссоверами тоже большой разницы нет.

А в том, что касается предпочтений казахстанцев в целом, то обороты набирают кроссоверы. Их доля продаж растет с каждым годом. На общем рынке легковых автомобилей доля кроссоверов сейчас составляет более 40%. На рынке автомобилей премиального класса доля SUV более 65%.

И в принципе это логично. Они универсальны, лучше приспособлены к нашим дорогам и климатическим условиям, обладают лучшим обзором. Кроссовер более маневренный, а в условиях мегаполиса на нем парковаться проще. В нем поместится даже большая семья – уже появились семиместные кроссоверы, но при этом с меньшим объемом двигателя, чем у внедорожника. А соответственно, и налог ниже. Да много чего еще. Причем этот спрос характерен не только для Казахстана - это общемировая тенденция. Ну и конечно, автопроизводители, ориентируясь на спрос, ежегодно обновляют модельный ряд кроссоверов и выпускают все больше новых моделей.

Как, на ваш взгляд, будет складываться ситуация на авторынке страны в следующем году?

- Я думаю, продажи за 2020 закроются в районе 91,5 тыс. автомобилей. Рост ожидаем в пределах 15%, то есть в следующем году будет продано 105-106 тыс. автомобилей. Доля кредитования внутри дилерских центров будет расти. Покупка автомобилей за счет финансирования банков второго уровня будет выше, чем за наличный расчет. Также ждем оживления корпоративного сектора – в 2020 из-за удаленной работы многие компании отложили обновление парков. Было нецелесообразно покупать автомобили для сотрудников, потому что многие из них работали на удаленке. А вот в следующем году мы почувствуем этот отложенный спрос, который прибавится к плановому обновлению 2021 года.

Могу предположить, что корпоративные продажи вырастут за счет лизинговых программ. Раньше, чтобы обновить корпоративный парк, компании необходимо было купить автомобиль, теперь есть возможность воспользоваться лизинговыми услугами. Иначе говоря, некоей арендой.

Кроме того, еще раз подчеркну, стабильно будут расти продажи автомобилей с пробегом - на 30-50%. Я думаю, что прирост в этом секторе автомобилей в дилерских центрах вырастет.

Все материалы по теме «Итоги 2020 и прогнозы на 2021» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить