Как казахстанский стартап объединил мастеров, выручающих автомобилистов на дороге

16965

В биографии каждого автомобилиста есть случаи, когда неполадки с автомобилем возникали в самый неподходящий момент, пуская под откос все намеченные на день планы

ФОТО: © Андрей Лунин

Несколько лет назад алматинец Баглан Олжабаев с другом, оставив автомобиль на парковке, забыли выключить фары. Свою оплошность приятели поняли, только вернувшись, когда при попытке завести автомобиль обнаружили, что сел аккумулятор. Коллеги-автолюбители пришли на выручку, но время было безнадежно потеряно, и важная встреча, на которую собирались поехать молодые люди, сорвалась.

Неприятная ситуация послужила уроком на будущее, а заодно натолкнула Баглана на мысль о создании сервиса первой помощи на дороге. Так возникла идея стартапа BeepBeep – онлайн-платформы, объединяющей автолюбителей и автосервисных мастеров. «Сначала мы рассматривали проект как своего рода социальную инициативу, площадку взаимопомощи, где автолюбители, попавшие в сложную ситуацию, могли бы обратиться к коллегам, готовым «прикурить» авто или одолжить домкрат. Такой функционал в приложении есть до сих пор, хотя он и не приносит монетизации проекту. В принципе, взаимовыручка среди водителей у нас развита, я сам всегда готов прийти на помощь. Но когда мы с сооснователем и главным разработчиком Исмаилом Даулетом изучили тему глубже, поняли, что можно работать и с профессиональными мастерами, готовыми помочь с ремонтом на выезде», – рассказывает 30-летний Баглан.

Прежде чем взяться за создание своего проекта, Баглан, в 2014 году окончивший КазНТУ им. Сатпаева по специальности «информационные системы», несколько лет занимался бизнесом в сфере транспортных услуг. В конце 2019 года начинающий стартапер решил представить свою идею в НПП «Атамекен». «Тогда я совсем ничего не знал о рынке стартапов, акселераторских программах, не понимал, как работает венчурное финансирование, а «Атамекен» был на слуху», – рассказывает основатель сервиса. Тем не менее Баглан стал участником обучающего проекта «Жас касипкер», а затем – центра предпринимательства «Колдау», получил грант в размере 505 тыс. тенге – на эти деньги были куплены ноутбуки. В 2020 году предприниматель зарегистрировал ТОО «BeepBeep», и молодая команда приступила к разработке приложения, запуск стартапа состоялся осенью 2021 года.

Ставка на концепцию mobile first была сделана не случайно: у водителя, которому понадобилась срочная техническая помощь в дороге, мобильный телефон, как правило, – единственное средство связи. Изучив продукты конкурентов, основатель BeepBeep сформулировал главную особенность своего проекта: работать не с автосервисными предприятиями, а с мастерами, ведь на каждой СТО есть как мастера – золотые руки, так и сотрудники, уровень квалификации которых оставляет желать лучшего. Автовладелец, которому посчастливилось найти «своего» мастера, будет обращаться к нему, независимо от того, в каком сервисе тот работает.

Дело мастера боится

По словам Баглана, привлечь мастеров к сотрудничеству с платформой оказалось сложнее, чем найти клиентов. Поиски начали методом холодных звонков, порой приходилось сталкиваться с откровенно грубым отношением, некоторые остались равнодушны к идее. Хороший мастер всегда нарасхват, ему некогда принимать заявки, да и работа грязная, каждую свободную минуту за смартфоном в карман не полезешь, а значит, есть вероятность пропустить заявку. «Выяснилось, что в профессиональной среде существует деление на мастеров, которые работают на выезде, и тех, кто работает на СТО. Для последних сотрудничество с BeepBeep – не основная сфера деятельности, а мы не ставим людей перед выбором. Но когда мастер видит, что ему удобно принять ту или иную заявку, он не откажется от дополнительного заработка. Многие мастера, особенно представители старшего поколения, не очень активно пользуются интернетом, но на любом СТО есть администратор, который раскручивает бизнес в соцсетях и может передать заявку», – рассуждает Баглан.

Среди мастеров, сотрудничающих с BeepBeep, есть те, для кого ремонт авто – не работа, но любимое хобби, в котором они преуспели, есть люди, которым удобно не подстраиваться под график работы автомастерской, а принять заявку на ремонт в удобное для себя время. Главное, чтобы клиент остался доволен качеством услуг. Платформа, в свою очередь, берет на себя ответственность за предоставление качественных профессиональных услуг. В приложении реализован механизм проверки уровня квалификации. Для начала мастер, желающий сотрудничать с BeepBeep и заполнивший соответствующую анкету, получает три пробные заявки. Если все три отработаны на высший балл, система открывает остальные заявки. Чем выше рейтинг мастера на платформе, тем более высокий доход он получает.

Для мастеров регистрация в приложении бесплатная, монетизация BeepBeep осуществляется за счет комиссии с ремонтных работ. Впоследствии команда стартапа планирует запустить модель подписки, и чем выше будет ее стоимость, тем больше перечень функционала, доступ к которому сможет получить клиент, а пользователи, оформившие подписку на год, получат возможность отправлять горячие топ-заявки на ремонт.

ФОТО: © Андрей Лунин

Сегодня в приложении доступны онлайн-помощь на дороге в режиме 24/7, выбор услуги и мастера по ремонту, онлайн-оценка ремонта, запись на СТО в удобное время, отслеживание статуса ремонта, подвоз бензина, услуги трезвого водителя, отогрева авто, автоконсьержа, подбора авто, ремонта двигателя, электрики, ходовой части, страхование. (На казахстанском рынке оформление ОГПО в рассрочку возможно через Freedom Insurance, в России оформление ОСАГО осуществляется через 14 страховых компаний.) «Функцию поиска запчастей мы пока не добавляли, хотя в сториз пользователь может озвучить соответствующую просьбу. Но в перспективе мы доработаем это направление, и клиенты смогут приобрести в приложении запчасти по vin-коду с совместимостью 97%», – говорит основатель стартапа.

В приложении пользователь может загрузить фото или видео неполадки и получить помощь от других пользователей или мастеров BeepBeep. В планах команды подключить искусственный интеллект для более корректного выявления проблемы. Мастера делают онлайн-оценку ремонта, при этом они не видят расценки, которые устанавливают другие коллеги, так что стоимость одной и той же работы и сроки ее выполнения могут отличаться: кто-то скажет, что готов сделать ремонт за условные 10 тыс. тенге в течение трех дней, а кто-то – за 15 тыс. тенге, но за один день. Выбор – за водителем. Разработчики решили не делать отдельные приложения для клиентов и профессионалов, но при этом представители каждой категории пользователей видят функционал, который нужен им.

Клиенты могут оставить отзыв о работе мастера только после выполнения работы. Негативные отзывы система берет на заметку, но отдельные нарекания при преобладающих положительных откликах, как правило, не сказываются на общей репутации мастера, который, к слову, не всегда виноват в неудаче. В приложении также есть «черный список» проблемных клиентов.

Россия: ожидания и реальность

На казахстанском рынке BeepBeep работает в Алматы, Нур-Султане, Актобе, Петропавловске и Шымкенте, но, признается Баглан, начиная работу над стартапом, он планировал выход на российский рынок, который по определению открывал больше возможностей для развития бизнеса. Объем рынка одной только Москвы сопоставим с объемом рынка всего Казахстана. Обратная сторона медали – страшные пробки, но мастер, которому предлагают хорошие деньги, объедет пробку по платной дороге.

«На казахстанском рынке в нашем сегменте достаточно высокая конкуренция, хотя каждый из автомобильных стартапов, можно сказать, занял свою нишу. В России также действуют аналогичные платформы, но в основном в виде сайтов, а немногочисленным приложениям не удавалось удержаться на плаву. Можно сказать, что нам повезло воплотить в реальность свою мечту и оперативно запуститься на российском рынке – на нас вышел российский предприниматель, владелец сети СТО, увидевший в сотрудничестве с BeepBeep перспективы для развития своего бизнеса», – рассказывает Баглан.

За полгода присутствия на рынке северного соседа казахстанский сервис привлек на свою платформу более 800 российских мастеров и 6000 пользователей, в каждом из более чем 10 городов присутствия BeepBeep – включая Москву, Санкт-Петербург, Хабаровск, Владивосток, Барнаул, Томск, Липецк, Ярославль – работал представитель BeepBeep, появились новые партнеры в лице банков и страховых компаний. Но война в Украине, конечно, перечеркнула все планы, связанные с российским рынком. «На рынке России мы заработали более $60 тыс., это хороший результат, учитывая, что в рекламу мы вложили около $15 тыс. После 24 февраля мы приняли решение уйти из России, передав свое детище местным специалистам, но, возможно, они обратятся к нам, когда потребуется доработка продукта», – отмечает основатель стартапа. Необходимость расстаться с мечтой о покорении российского рынка стала тяжелым ударом, но, считает Баглан, ему опять повезло. BeepBeep получил приглашение принять участие в акселерационной программе фонда MOST Ventures, по результатам которой было принято решение переориентироваться на покорение США.

Открытие Америки

Вопреки распространенному у нас мнению о том, что американцы покупают исключительно новые авто, предварительные исследования рынка, проведенные командой проекта, показали, что средний возраст автомобилей, колесящих по американским дорогам, составляет 12 лет, а ремонт одного автомобиля ежегодно обходится в $1180–3000.

«Цены на автомобили растут, условия лизинга ухудшаются, и люди все чаще предпочитают покупать подержанные авто, а значит, поле деятельности для нашего сервиса расширяется, ведь чем старше автомобиль, тем чаще он выходит из строя. А в такой ситуации не всегда можно рассчитывать на помощь друга или на собственные навыки. В США автосервис представлен тремя разными сегментами. В премиальном на время ремонта вам дадут подменный автомобиль той же модели, что и ваша, но и расценки на таком автосервисе очень высокие; автомастерские, специа­лизирующиеся на экспресс-сервисе, как правило, не занимаются тяжелым ремонтом; наконец, сегмент частных автомастерских выглядит, примерно как у нас: пара подъемников, несколько мастеров, стоимость услуги $60 в час и выше. На этот сегмент мы и ориентируемся», – рассказывает Баглан.

По его словам, команда BeepBeep осознает, что рынок США принципиально отличается от рынков стран СНГ: люди ценят свое время и никогда повторно не обратятся к мастерам или в автосервис, если их не устроило качество работы мастера, соответственно, казахстанский стартап будет сотрудничать с профессиональными мастерами, имеющими соответствующие сертификаты. Предстоит разработать и новый страховой калькулятор, адаптированный под местные нюансы, найти свою нишу на рынке, где много лет работают другие компании, предоставляющие услуги автосервиса. В настоящее время на американском рынке проводится тестирование продукта. Команда BeepBeep подписала соглашение с американской венчурной студией WeInvest и уже в августе планирует запустить проект на рынке США. «Мы не отказываемся от работы в Казахстане, но хотелось бы начать с освоения рынков США, некоторых стран Западной Европы, а потом с наработанными знаниями и полученным опытом усилить свои позиции на родине», – говорит Баглан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить