Как казахстанский авторынок восстанавливался после затяжного спада

7987

Период затяжного спада, переживаемого казахстанским авторынком на протяжении 2014–2016, в 2017-м сменился позитивной динамикой

Фото: Андрей Лунин

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в прошлом году официальные дилеры реализовали 49 051 единицу легковых автомобилей, коммерческой техники и автобусов. Союз предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» оценивает этот показатель несколько скромнее – в 46 377 единиц. Несмотря на расхождение в данных, осторожный рост налицо: по сравнению с депрессивным 2016 годом авторынок вырос примерно на 6%, и разворот от падения к постепенному восстановлению игроки считают основным трендом и главным событием года.

Сдержанный оптимизм

Председатель правления «Каз­АвтоПрома» Олег Алферов напоминает, что в период с 2014-го по 2016 продажи новых легковых авто в Казахстане упали в 3,6 раза и лишь в марте 2017-го в авторетейле наметилась динамика к восстановлению.

- Темпы роста на уровне 5,8% можно охарактеризовать как умеренные, но важна стабильность динамики продаж. Во втором полугодии рынок вышел на устойчивый сбыт вокруг отметки 4700 автомобилей в месяц. В валютном эквиваленте рыночная динамика выглядит внушительнее: годовые расходы казахстанцев на покупку новых авто выросли на 29%, до $1,12 млрд. При этом в декабре был показан наиболее высокий результат за последние 28 месяцев – $119 млн, – комментирует он.

Результаты января 2018 показали, что рынок сохраняет тренд на повышение: продажи казахстанских автодилеров составили 3122 авто, что на 36,5% в физическом и на 43,2% в денежном выражении превысило показатели годичной давности. Отчасти, отмечает Алферов, рост продаж в традиционно наименее активный для автодилеров месяц объясняется эффектом низкого старта начала 2017, но свою роль сыграли и продолжающийся рост нефтяных цен, и укрепление тенге.

Оценивая результаты прошлого года в разрезе брендов, участники рынка отмечают, что второй год подряд лидерство сохраняет Toyota. Любимый бренд казахстанских водителей, по данным АКАБ, реализовал 9267 автомобилей. При этом представитель данного семейства японских автомобилей Toyota Camry возглавила топ-10 наиболее продаваемых моделей с результатом 3349 единиц. На втором месте, как и год назад, оказалась LADA с результатом продаж 8733 единицы, а замкнул тройку лидеров Ravon с показателем 4621 единица. В пятерку самых продаваемых автомобильных брендов также вошли Hyundai (официальные дилеры реализовали 3624 автомобиля) и GAZ (2821 авто).

Большая часть из 45 представленных на казахстанском рынке брендов закончили прошлый год с положительной динамикой. Это относится и к премиальному сегменту, который рос даже в те годы, когда весь остальной рынок переживал глубокий кризис. В 2017, по данным АКАБ, лидерство в премиальном сегменте сохранил Lexus (1170 реализованных авто). BMW удвоил продажи до 508 единиц, а на третьей строчке оказался Mersedes-Benz – официальные дилеры бренда реализовали 280 седанов и кроссоверов.

В целом, считает вице-президент АКАБ Анар Макашева, минувший год оправдал ожидания участников рынка. Доля официально проданных новых автомобилей достигла 75%, тогда как ещё в 2013–2014 не превышала и 50%.

- Тенденция восстановления сохранится и в 2018; по нашим прогнозам, мы ожидаем рост рынка на уровне 15–20%. Государство продолжит поддерживать автопроизводителей посредством реализации госпрограммы льготного кредитования. В этом году по данной программе будет выделен дополнительный транш в размере 8 млрд тенге. К тому же в рамках трансформации Налогового кодекса автопроизводители получат дополнительные льготы, что будет способствовать росту продаж автомобилей казахстанского производства, – отмечает представитель АКАБ.

Не менее оптимистичен в прогнозах и Алферов. По его мнению, в 2018 рынок покажет рост не менее чем на 25%.

- Благодаря мерам, предпринятым со стороны государства, отечественные автозаводы существенно расширили линейку выпускаемых моделей, потребитель получил новые, более выгодные возможности их покупки в рамках действующих госпрограмм. К тому же рост мировых цен на продукты казахстанского экспорта обеспечил ускорение роста ВВП до 4% и более предсказуемый курс национальной валюты. Эти факторы создадут условия для более активного восстановления, – полагает он.

Постепенное восстановление наметилось и в производстве. По данным АКАБ, в 2017 шесть казахстанских автозаводов выпустили 19 086 легковых, грузовых автомобилей и автобусов общей стоимостью 139,5 млрд тенге. Статистика «КазАвтоПрома», учитывающая также спецмашины и прицепы, оценивает объемы производства в 19 547 единиц на сумму 149,8 млрд тенге. В любом случае по сравнению с 2016 производство автомобилей в стране выросло почти в 3 раза, и, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, доля автопрома в машиностроении в денежном эквиваленте увеличилась до 17%.

С прицелом на экспорт

В минувшем году одной из центральных тем для казахстанских автопроизводителей стало увеличение локализации. Интерес к этой теме не случаен. К 1 июля 2018 автомобилестроительные предприятия страны должны будут обеспечить 50-процентный уровень локализации, в противном случае их продукция не сможет получить доступ на рынок стран ЕАЭС. Такое положение оговорено решением Высшего евразийского экономического совета «Об условиях применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства». При этом локализация должна осуществляться за счёт комплектующих, произведённых как в Казахстане, так и в странах ЕАЭС.

- По итогам 2017 года доля локализации доведена до 36%. Наша цель – достичь 50% к концу 2019, хотя по некоторым моделям предприятия уже вплотную приблизились к этому показателю, – утверждает Макашева.

Увеличение локализации, считают участники рынка, важно не только потому, что автомобили, в производстве которых использована большая доля комплектующих, выпущенных в границах ЕАЭС, должны стать более доступными по цене, а значит, пользоваться более высоким спросом. Речь идет и о том, как будет чувствовать себя продукция местного автопрома за пределами Казахстана, ведь насколько бы успешно ни складывалась ситуация на внутреннем рынке, ёмкость его ограничена. Пока по итогам 2017 в ближнее и дальнее зарубежье экспортировано 1480 казахстанских автомобилей на сумму 5,8 млрд тенге. Эта, на первый взгляд, не слишком впечатляющая цифра является знаковой для рынка: она свидетельствует о том, что Казахстан действительно стал поставлять достаточно большие объёмы техники за рубеж, отмечают в КМК «Астана Моторс».

В прошлом году отечественные автопредприятия экспортировали в Китай 1205 автомобилей Lada 4х4, в Таджикистан и Россию – 66 кроссоверов JAC S3. Российский рынок, считают игроки, при любом раскладе остается приоритетным с точки зрения экспорта.

- В конце прошлого года на костанайском заводе «СарыАркаАвтопром» запущена линия полного цикла по автомобилям JAC, и я надеюсь, что их планы по экспорту автомобилей в РФ реализуются, потому что потенциал российского рынка огромен, и тогда объёмы экспорта будут измеряться десятками тысяч единиц. Но, планируя выход на рынок России, надо понимать, что мы не сможем предложить те модели, производство которых уже локализовано на российских предприятиях. Поэтому нужно делать ставку на те, что вообще не представлены на российском рынке или не производятся там. На сегодняшний день среди легковых автомобилей это тот же JAC, по коммерческой технике – некоторые авто, выпускаемые Hyundai Trans Auto, – прокомментировали в «Астана Моторс». По итогам прошлого года Hyundai Trans Auto экспортировала в Россию, Беларусь и Кыргызстан грузовики Hyundai HD78 и Hyundai HD35 на сумму почти 2 млрд тенге.

Технологии: настоящее и будущее

Одним из трендов, который будет актуален в 2018-м, участники рынка считают развитие сегмента автомобилей на альтернативных видах топлива. Эта тема обсуждается не первый год, но до сих пор дискуссии не выходили за рамки теории. Спрос на такие автомобили остается невысоким, всё-таки для нашего рынка эта ниша остается экзотикой, но позитивная динамика есть: за прошлый год, по данным АКАБ, поставлено на учет электромобилей и гибридов на сумму $6,3 млн, тогда как за шесть предыдущих лет – на $14,4 млн.

В отношении перспектив гибридов и электрокаров, пусть не в ближайшие пару лет и не на всей территории страны, некоторые игроки настроены весьма оптимистично. По словам Афонина, в III квартале прошлого года «Астана Моторс» завезла четыре электромобиля, которые довольно быстро нашли своих хозяев, на дорогах Алматы появляются и электромобили с пробегом. Основные электрические и гибридные новинки компания ждет в 2019, в планах на перспективу – предложить модели с увеличенными батареей и запасом хода.

- Одна из причин низкого спроса на электромобили – цена. В линейке, представляемой нашей компанией, пока присутствует лишь одна модель, BMW i3, бренд сам по себе не дешёвый. Спрос на электромобили сдерживает и высокая стоимость технологий, но это вопрос времени: любая технология со временем становится массовой, а значит, более дешёвой, как это произошло с мобильными телефонами, – считают в «Астана Моторс».

В Казахстане, полагают участники рынка, предметный интерес к автомобилям на альтернативных видах топлива может возникнуть, когда цена более или менее хорошо оснащённого электромобиля приблизится к 10 млн тенге. Тогда на этот вид транспорта, возможно, обратят внимание, в первую очередь жители южных регионов.

Ещё одна причина, по которой казахстанцы не проявляют особого интереса к электрокарам, связана с отсутствием инфраструктуры, и решение этой проблемы потребует объединения усилий всех дилеров.

- В некоторых европейских странах эксплуатацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания планируют запретить уже в 2025. Это означает, что для мировых концернов, которые уже приняли стратегию по развитию направления «зелёных» автомобилей, производство, а потом и поставка электрокаров и гибридов на домашние рынки и за рубеж со временем окажется в приоритете. Бренды, которые представляет наша компания, на глобальном уровне уже приняли решение о выпуске электромобилей, и мы в 2018 планируем завезти в Казахстан некоторые модели. А клиент, который будет пользоваться электромобилем, должен иметь возможность «заправить» его и уметь сделать это правильно, – отмечает генеральный директор компании Mercur Auto Канат Акишев.

По инициативе Министерства энергетики и АКАБ совместно с ТОО «Оператор РОП» уже начата реализация проекта по строительству электрозарядных станций (ЭЗС). В рамках пилотного проекта по созданию инфраструктуры ЭЗС планируется установить 109 станций – по 50 в Астане и Алматы и девять на республиканской трассе между двумя мегаполисами. В сентябре 2017 совместными усилиями «Оператора РОП» и АКАБ при поддержке местных властей, с привлечением частных инвестиций были установлены первые зарядные станции в аэропорту Астаны, на вокзале «Нурлы жол» и в центре Алматы.

Государственное стимулирование не столько приобретения самих электромобилей, сколько инфраструктурных проектов по их обслуживанию пойдет на пользу как импортерам, так и производителям, считают участники рынка: успешно реализовать столь ёмкие проекты можно лишь совместными усилиями.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить