Как автомобильный рынок Казахстана переживает глубочайший кризис

Игроки автомобильного рынка взялись за trade-in на фоне отмены льгот по НДС

Фото: Андрей Лунин

Для казахстанского автомобильного рынка 2016 завершился на минорной ноте. Пессимистичные ожидания игроки высказывали еще в конце 2015, который закончился более чем 40-процентным снижением продаж по сравнению с 2014. Несмотря на то что представленные разными источниками итоговые данные несколько различаются, аналитики едины в общем выводе: по сравнению с предшествующим годом в 2016 рынок просел более чем на 50%.

По сведениям Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в прошлом году на отечественном рынке было реализовано 46 172 новых автомобиля и коммерческой техники, что на 52% меньше, чем годом ранее, когда официальные дилеры продали 97 446 штук. Данные Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» гласят, что официальные игроки за прошлый год реализовали 43 845 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 53,6% ниже показателя 2015.

- В минувшем году авторынок не преодолел спад, вызванный валютными шоками 2014–2015. Но начиная со II квартала, когда среднемесячная стоимость нефти перестала опускаться ниже $41 за баррель, наметился курс на восстановление. По итогам декабря спад замедлился до 26,4% год к году. В ноябре расходы казахстанцев на приобретение новых легковых авто впервые с начала года превзошли цифры годичной давности: емкость рынка выросла до $97,4 млн, что на 17% выше аналогичного значения 2015, – отмечает председатель правления «КазАвтоПрома» Олег Алферов.

В минувшем году тенге не подвергался резким колебаниям по отношению к доллару и евро, но девальвации 2014 и 2015 годов серьезно подкосили материальное положение казахстанцев, большинство из которых решили повременить с дорогостоящими и необязательными покупками. Свою роль сыграла и прокатившаяся в конце 2014 – начале 2015 волна завоза автомобилей из России: те, кто планировал обновить машину, уже сделали это годом ранее у российских дилеров.

Госпрограмма кредитования: находки и недоработки

Негативное влияние на результаты прошлого года, по мнению участников рынка, оказало и сокращение доли продаж в кредит с 67 до 45%. Объемы кредитования снизились вследствие роста ставок и ужесточения требований к заемщикам. Что касается госпрограммы льготного автокредитования, которая позиционировалась в качестве одной из антикризисных мер, то при общем позитивном влиянии ее возможности оказались весьма ограниченными. На сегодня оба транша исчерпаны, хотя реальная потребность в доступных займах многократно превышает ресурсы программы и дополнительная капитализация проекта оказалась бы весьма полезной.

- Мы ведем с правительством переговоры на предмет того, чтобы программа, которая хорошо себя зарекомендовала, работала и дальше. В кредитных продажах бренда Hyundai, например, доля льготного кредитования достигла 54%. Клиенты заинтересованы в том, чтобы приобретать автомобили именно в рамках этой программы, – говорит исполнительный директор КМК «Астана Моторс» Антон Афонин.

Представители «Азия Авто» утверждают, что лимит средств, установленный для компании в рамках госпрограммы льготных кредитов, был полностью использован уже в течение первых недель. В этот период по госпрограмме были проданы практически три четверти реализованных заводом автомобилей. В настоящее время предоставление новых кредитов происходит только за счет погашения ранее выданных займов и доля автомобилей усть-каменогорского производства, реализуемых по программе, не превышает 10%.

Госпрограммы льготного кредитования осуществлены в десятках стран мира, но, в отличие от примеров, когда государство субсидировало автокредиты, оказывая безвозвратную помощь, в Казахстане прибегли к фондированию, то есть средства программы работают на возвратной основе и обеспечивают государству доход в 4% годовых. Потому дополнительное фондирование программы помогло бы не только решить вопрос приобретения автомобилей гражданами, но и пополнить бюджет.

«На следующем этапе стоит учесть недочеты, которые затрудняли реализацию программы. Очевидно, что ее участники должны иметь полную свободу выбора марки и модели авто. Сейчас в отношении каждого из заводов установлены жесткие лимиты. Практика показала, что такого рода искусственное ограничение лишь замедляет освоение ресурсов программы: часть выделенных средств длительное время оставалась замороженной, заемщики не имели к ним доступа», – указывают в «КазАвтоПроме».

Кто в выигрыше

Минувший год показал: заслужить благосклонность потребителей удалось игрокам, которые смогли представить привлекательные ценовые предложения. В премиальном сегменте это доказали лидеры первой тройки продаж – Lexus и BMW. Данный сегмент, отмечают эксперты, вообще живет по своим законам, которые не всегда совпадают с трендами, по которым развивается основной рынок. Он чутко реагирует на новинки и выгодные ценовые предложения. В прошлом году лишь премиум выбился из общего негативного фона и показал рост – с 1749 единиц в 2015 до 2071.

На массовом рынке впервые с 2010 произошла смена лидера. Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов возглавила Toyota. По данным «КазАвтоПрома», за минувший год было реализовано 8809 автомобилей японского автоконцерна. Известно, что машины Toyota давно пользуются симпатией казахстанцев; в этом же году дополнительное преимущество бренду обеспечили привлекательные ценовые предложения и собственные финансовые продукты. В результате бессменный лидер предыдущих лет LADA переместилась на второе место с результатом продаж 8146 единиц.

Просадка в продажах LADA, поясняют в «БИПЭК Авто – Азия Авто», обусловлена тремя обстоятельствами. Во-первых, это снятие с производства седана Lada Priora, традиционно занимавшего первую строчку в общерыночном зачете. Во-вторых, сказалось введение утилизационного сбора, потребовавшее перехода от импорта большинства моделей к их выпуску в Усть-Каменогорске. Свою роль сыграл и временный дефицит готовых автомобилей и машинокомплектов на АвтоВАЗе. «Сегодня перечисленные барьеры преодолены, и по итогам февраля 2017 LADA вернула себе статус бренда №1 на рынке Казахстана», – утверждают в пресс-службе холдинга.

Третью позицию занял Renault, несмотря на двукратный спад продаж – до 3742 автомобилей. Топ-5 замкнули Hyundai – 3535 реализованных авто, и KIA – 3229.

Если в 2015 особенностью рынка было смещение продаж в сторону бюджетных автомобилей, то одним из трендов 2016-, при общем двукратном снижении продаж, оказался рост среднего чека с 5–6 млн тенге в январе до 8 млн в конце декабря. Самым пострадавшим по итогам прошлого года стал нижний ценовой сегмент. В 2015 на долю автомобилей дешевле 3 млн тенге пришлось 52% от общего объема продаж, а в 2016 – лишь 28%.

Фото: Андрей Лунин

Статистику подтверждают комментарии игроков. «Сильнее всего падение рынка отразилось на сегменте В, самом крупном и наиболее чувствительном даже к небольшим колебаниям цен», – отмечают в «БИПЭК Авто – Азия Авто». Дело не только в том, что наименее обес­печенная категория потребителей была вынуждена тщательнее контролировать свои траты. Если после августовской девальвации 2015 автосалоны не скупились на скидки и спецпредложения, что позволило распродать стоки и удержать активность бизнеса, а люди видели в покупке автомобиля возможность спасти деньги от дальнейшего обесценивания, то в 2016 продавцы очень осторожно подходили к формированию складов и количество акций и спецпредложений уменьшилось.

В региональном разрезе самыми активными покупателями легковых автомобилей в прошлом году оказались жители Алматы (реализовано 13 155 штук), Астаны (7740), Атырау (3258), Шымкента (2264) и Караганды (2240). Жители Костаная и Усть-Каменогорска – городов, в которых расположены основные мощности по производству авто – приобрели соответственно 2146 и 2143 штуки.

На фоне общей депрессивной ситуации итогом года со знаком «плюс» стал рост продаж машин казахстанской сборки. Причем на долю авто, реализованных по госпрограмме льготного кредитования, пришлось 33% от общего объема продаж. До середины 2015 доля продукции казахстанского автопрома составляла немногим более 10% от общего объема продаж; в 2016, по данным «КазАвтоПрома», показатель вырос до 25%, а в декабре достиг отметки в 36,5%.

Лидерство здесь осталось за «Азия Авто». В прошлом году казахстанцы приобрели 7056 автомобилей усть-каменогорского предприятия на сумму 30,9 млрд тенге. «Сокращение производства обусловлено сокращением рынка в целом, однако во второй половине 2016 года рынок перешел в фазу восстановления. В январе-феврале 2017-го с конвейера «Азия Авто» сошло 1812 машин, продажи составили 1248 единиц, что в 2,3 раза больше, чем год назад. В 2016-м мы расширили выпуск линейки LADA до шести моделей, в марте предложили казахстанцам обновленную версию KIA Cerato, до конца года планируем запуск производства новых и обновленных моделей, в том числе KIA Sportage New, Skoda Superb B8, Skoda Rapid FL и ряда других», – сообщили Forbes Kazakhstan в компании.

Кроме того, отметили в «БИПЭК Авто – Азия Авто», завод в Усть-Каменогорске вскоре приступит к реализации проекта Connected car. Владельцы автомобилей местного производства смогут с помощью смартфона через мобильное приложение отслеживать техническое состояние авто, заводить или глушить двигатель, открывать багажник и выполнять ряд других операций.

Светлое завтра?

В своих прогнозах на 2017 участники рынка сходятся во мнении, что дно пройдено, худшее позади и производство легковых авто выйдет в плюс уже во II–III кварталах. Вместе с тем рынок столкнется с необходимостью играть по новым правилам, которые, возможно, создадут новые сложности.

Так, вызовом станет отмена льгот по НДС для отечественных производителей. Момент для внедрения этой меры, по общему мнению игроков, выбран не очень удачный, ведь большинство из них продолжает борьбу с убытками, аккумулированными в результате курсовой разницы 2014–2015, и возможностей компенсации дополнительных 12% издержек у них нет.

- Отмена льготы уже отразилась на отпускных ценах, это заметно снизит конкурентоспособность казахстанских автопроизводителей. А вот введение утилизационного сбора способствовало значительному расширению линейки моделей массового спроса, выпускаемых внутри страны. В 2017 именно появление новых предложений на конвейерах наших заводов станет важнейшим фактором дальнейшего оживления автопрома, – считает Алферов.

Помимо налоговых преференций отрасль, полагают участники рынка, нуждается в доступе к долгосрочным кредитным ресурсам, необходимым для реализации текущих и новых инвестпроектов. Речь идет о длинных заемных ресурсах в тенге, предложить которые сегодня БВУ не в состоянии. Как бы то ни было, игрокам придется искать механизмы, способные нивелировать негативное влияние отмены льгот по НДС. Затяжной спад заставил участников рынка обратить более пристальное внимание на программу trade-in, но более или менее активно эта схема заработала лишь к концу прошлого года. Тем не менее некоторые отмечают ее плюсы: по условиям trade-in клиент может приобрести автомобиль за меньшие деньги, не тратя время на оформление сделки и снятие с учета старого авто. К преимуществам данной схемы можно отнести и возможность кредитования суммы доплаты, финансовую и юридическую безопасность.

Скептики же указывают, что в дилерских центрах пока не сформировалась культура продажи подержанных авто и об активном интересе со стороны бизнеса и потребителя к trade-in пока говорить рано. Покупатель не готов отдавать комиссию дилеру, а последний не хочет обременять себя хлопотами, связанными с оценкой и предпродажной подготовкой, а также замораживать оборотные средства за более скромный комиссионный сбор.

И все же дилеры всерьез задумываются об освоении этой услуги, рассматривая различные варианты. В «БИПЭК Авто – Азия Авто», например, полностью сняли ограничения в отношении марки и модели, а максимальный возраст принимаемого автомобиля увеличили до 15 лет. И хотя львиная доля сделок на вторичном рынке приходится на массовые бренды, легче всего расширять нишу trade-in в верхнем ценовом сегменте.

- Другая проблема – общая для рынка в целом и существенная для сегмента trade-in – это дефицит доступных кредитных ресурсов. Источника тенгового фондирования банки фактически лишены. И это важнейший барьер развития цивилизованного сегмента авторетейла – говорим мы о сбыте новой техники или о продажах по схеме trade-in. Кроме того, важно понимать, что единственным источником роста сегмента trade-in является стабильное поступление на вторичный рынок новых автомобилей. Новый автомобиль переходит во вторые руки в среднем спустя пять лет владения. Этот “донорский” поток сузился с 15 тыс. единиц ежемесячно в 2014 до сегодняшних 3–4 тыс. Trade-in – услуга, интересная покупателям и продавцам главным образом по авто возрастом не более пяти лет. Поэтому долгосрочные перспективы развития сегмента требуют восстановления сбыта новой техники, – подчеркивает Алферов.

Налоговые итоги

На фоне общего снижения рынка сократились и налоговые поступления. В прошлом году, сообщает «Каз­АвтоПром» со ссылкой на комитет госдоходов Министерства финансов, предприятия автомобильной отрасли перечислили в бюджет 18,9 млрд тенге. Это на 40% ниже значения 2015, когда игроки внесли в бюджет 31,6 млрд тенге. При этом, считают эксперты, сдержать сокращение налоговой базы удалось благодаря выводу авторетейла из «серого» сектора. Если в 2015 на долю официальных дилеров приходилось 55% всех первичных регистраций, то в 2016 – целых 93%.

Распределение мест в первой тройке налогоплательщиков автомобильной отрасли не претерпело изменений, но все ее участники в разной степени сократили объемы платежей. Крупнейшим налогоплательщиком начиная с 2010 остается «БИПЭК Авто – Азия Авто». В прошлом году холдинг перечислил в виде налогов 4,07 млрд тенге. По сравнению с 2015 самая крупная дилерская группа, на долю которой пришлось более 32% продаж новых авто (включая легкую коммерческую технику), заплатила вдвое меньше налогов. Занявшая вторую строчку Toyota Motor Kazakhstan тоже сократила платежи – с 6,32 млрд до 3,96 млрд тенге. Находящаяся на третьей позиции Astana Motors внесла в бюджет 2,8 млрд тенге против 4,3 млрд годом ранее.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


корреспондент Forbes Kazakhstan

 

Статистика

20876
просмотров
 
 
Загрузка...