Основная задача дилеров - адаптация к новой реальности

Так считает Вадим Артамонов, управляющий директор Группы компаний Terra Motors, официального дилера марок Jaguar, Land Rover, Nissan, Mitsubishi, SsangYong, LIFAN, Cheri и Datsun в Казахстане

Вадим Артамонов.

Высоко ли влияние макроэкономических и геополитических факторов на автомобильный рынок Казахстана?

- Влияние высокое, но оно постепенно ослабевает. Если говорить про «серый» импорт, то ситуация уже не такая, какой была полгода назад. Корректировка цен российскими производителями уже привела к снижению объёма «серого» импорта. В случае резких колебаний у наших соседей по таможенному союзу, влияние на наш рынок будет продолжаться, и в этом случае, многое будет зависеть от того, как себя поведут производители автомобилей в отношении нашей страны, какие они будут использовать методы по отношению к Казахстану, как будут оценивать наш рынок. Есть такие производители, которые уже давно относятся к Казахстану и России как к единому рынку. Для них это влияние будет незначительным.

Другие производители оценивают Казахстан как самостоятельный и отдельный рынок. Для таких производителей и их партнёров тут, в случае продолжительных колебаний в России, работать в Казахстане будет очень сложно. Например, в нашем портфеле брендов присутствует марка Mitsubishi. Ситуация с этим брендом довольно сложная. Мы уже говорили с производителем и обсуждали вопрос, что в ЕАЭС между странами-участницами нет границ, как и барьеров для управления перетоком автомобилей из одной территории в другую. Если не ввести единые цены на всей территории ЕАЭС, огромные поставки «серого» импорта машин будут продолжаться. Такая ситуация не даёт возможности прогнозировать больше, чем на несколько месяцев вперёд, а отсутствие прозрачных цифр значительно усугубляет ситуацию. В целом автомобильный рынок в Казахстане необходимо оценивать не только по объёму продаж официальных дилеров, но и по объёму «серого» импорта. Если сложить эти цифры, мы получим приличный результат по текущему году в сравнении с годом прошлым.

Учитывая, что в России и Белоруссии автопром развивается давно, может ли это привести к тому, что в Казахстане останутся только дилерские сети и никаких дистрибьюторов?

- Думаю, да. Например, у Nissan существует только дилерская сеть. Есть примеры Mazda, Jaguar - Land Rover и Renault, где нет никаких дистрибьюторов, а вся дилерская сеть в Казахстане и Белоруссии полностью контролируется российским офисом. Я думаю, что большинство компаний будут работать именно так. Тем более что нет никаких проблем с транспортом и логистикой. Все вопросы, связанные с сертификацией автомобиля, тоже унифицированы. Вопрос только в желании и в правильной оценке рынка Казахстана. Хотя есть компании, которые принципиально не хотят видеть Россию и Казахстан как единый рынок.

Уроки 2014 больше связаны с качеством услуг клиентам или вы пересмотрели операционную модель бизнеса?

- Конечно, мы не остановились только на улучшении обслуживания клиентов. Мы также детально просмотрели наши операционные затраты и постарались их максимально оптимизировать с учетом сложившейся ситуации. В условиях стремительно меняющейся среды мы отметили, как много нам ещё нужно работать, чтобы выстоять конкуренцию и сохранить свой бизнес. Не хочу лукавить, у нас была определённая растерянность. Однако сейчас мы готовы гораздо лучше, выросли, стали сильнее и умнее. Приобрели неоценимый опыт, который поможет нам и в дальнейшем. В случае повторения ситуации мы будем более уверенными и собранными. Будем эффективнее и быстрее принимать решения, чем полгода назад.

Какие перспективы и угрозы вы видите в 2015 и 2016?

- Как известно, один из наших партнеров — это Nissan, и мы видим перспективу в том, что будем взаимодействовать с единым дистрибьютором на территории России и Казахстана. Мы приобретём новые знания, получим новые продукты, будем иметь доступ к новым методам продаж и технологиям, которые Nissan применяет на других рынках. Мы будем работать непосредственно с производителем, и это открывает большие перспективы.

Еще одна перспектива – это открытие нового дилерского центра Jaguar - Land Rover, которое состоялось 6 ноября этого года в Астане. Этот проект - первый для нас в премиальном сегменте, в который мы достаточно много инвестировали. Он является ключевым проектом в этом году. Также мы ведём переговоры с рядом производителей о партнёрстве в Астане. Мы продолжаем развивать наш бизнес в Павлодаре. Поэтому, с точки зрения инвестиций, у нас есть целый ряд проектов, над которыми мы в данный момент работаем. Я думаю, что 2015-2016 будут периодом, когда мы будем достаточно активно инвестировать, создавать новые партнёрские отношения.

Если говорить про угрозы, то хотел бы отметить, что для развития экономики и бизнеса необходимо иметь конкуренцию и быть к ней готовым. Однако, создавая специальные условия для местных производителей с помощью субсидий государства, тем самым мы сами роем себе яму.

Во-первых, это сильно расслабляет, никто не думает на более долгий срок, не стремится стать лучше всех, так как в любом случае получит деньги от государства.

Во-вторых, субсидируя только определённый сегмент, государство ставит игроков рынка в неравные условия. В итоге, если бы государство рассматривало свои субсидии как капитал, то возврат на капитал показал бы всю удручающую картину. Эти деньги можно было бы направить на другие проекты.  

Протекционизм не работает на развитие экономики и конкуренции. Что будет, когда мы официально станем членами ВТО?

Что вы думаете о программе льготного кредитования?

- Это хорошая программа. И такого рода поддержка работает на экономику. Но для того, чтобы она была более конкурентоориентированной и дала больший эффект и отдачу от сектора, необходимо делать эту программу для всех. Следует отметить, что отечественные производители – это меньше 30% всего рынка автомобилей. Другие игроки, в том числе и наша компания, таким же образом платят заработную плату, налоги, пошлины. Например, только в Астане у нас работают больше 300 человек.

Эта программа очень схожа с российской. Однако в России, если посмотреть на топ-10 самых продаваемых марок, вы не найдёте ни одной, которая не производилась бы в России. А в Казахстане это всего четыре марки. И поддержка только четырёх марок, по сути, - это помощь монополии.

Наша стратегия – чтобы наш клиент выбирал нас не потому, что мы участвуем в льготной программе, а потому, что мы лучше конкурентов.  Поэтому - либо запускать программу для всех, либо не запускать её совсем.

Поделитесь вашими ожиданиями в отношении выхода новых игроков и появления новых брендов на авторынке Казахстана? Как вы думаете, какие слияния и поглощения игроков ожидаются в этом году?

- Ещё четыре года назад, когда я работал в Mitsubishi Kazakhstan, то говорил, что очень жду, когда в Казахстан придут российские дилеры. И сегодня их появление путём приобретения локальных компаний или открытия нового бизнеса более чем возможны. Думаю, это станет основным влиянием на наш бизнес. Почему я этого хочу? Потому что это конкуренция, и нам нужно будет ускоряться, становиться лучше.

Известно, что 70% автомобилей в РК продаётся за счет кредита. На ваш взгляд, нуждается ли банковская система в нововведениях в области автокредитования, чтобы помочь вашему бизнесу?

- На сегодняшний день ситуация такова, что банки вынуждены укрупняться, так как существуют определённые требования к их капиталу. Я не эксперт в банковской системе, но хотел бы отметить, что, чем больше банков представлены в секторе автокредитования, тем выше между ними конкуренция и тем больше продуктов они могут предложить по более выгодным для наших клиентов условиям. На сегодняшний момент примерно 70% рынка автокредитования занимают два банка (Евразийский и Kaspi), и новых сильных игроков в этой нише пока не наблюдается. Соответственно, если банки занимают доминантное положение, то, как и любой другой бизнес в их положении, они могут позволить себе диктовать определённые условия. Если авторынок – это рынок клиента, где последний вправе сравнивать и выбирать из огромного множества продавцов то, что соответствует его запросам по цене-качеству, то автокредитование – это не рынок клиента, так как выбор у клиента очень узкий.

Когда появилась программа льготного кредитования, Kaspi даже не стал в ней участвовать. Для Евразийского банка сумма, полученная им, наверняка была каплей в море. Что касается других банков-участников, сложилось впечатление, словно они понятия не имели, что такое автомобильное кредитование и как с ним работать. Поэтому их реализация льготного кредитования была наименее успешной по сравнению с Евразийским банком. Что довольно очевидно, так как это новый продукт для них, а опыта совсем нет. Не было ни скорости, ни подобающего банковского сервиса. Банки могут нам помочь, если начнут серьёзно подходить к вопросу автокредитования и быть готовыми работать на постоянной и стабильной основе. Со своей стороны, мы готовы сесть с банками за стол переговоров и объяснить основные параметры для наших клиентов при получении автокредитования. 

Спасибо за интервью!

Полную версию интервью вы сможете найти в Аналитическом обзоре автомобильного рынка Казахстана (PwC).

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5513 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
19 апреля родились
Именинников сегодня нет
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку