Официальные дилеры вытесняют «серых» с рынка коммерческих авто

20148

Forbes.kz продолжает знакомить своих читателей с материалами обзора автомобильного рынка Казахстана, подготовленного компанией PricewaterhouseCoopers Kazakhstan. Сегодня мы предлагаем читателям информацию о состоянии парка и изменениях на рынке коммерческих автомобилей РК

Выгодное географическое расположение Казахстана на пути между Европой и Китаем создает огромный потенциал для развития автомобильных перевозок. В 2014 транзитные перевозки грузов составили 17,5 млн тонн, 1,5 млн тонн из которых были перевезены грузовыми автомобилями. К 2020 ожидается рост доли сухопутных грузоперевозок до 10% с нынешних 1-2%. Казахстан имеет регулярное автомобильное сообщение с 35 странами мира.

Количество коммерческих автомобилей, включающих в себя легкие коммерческие автомобили, грузовые автомобили и автобусы, имеет положительную динамику роста, с 2009 показывая в среднем рост на 1% в год.

Грузовые автомобили

Количество грузовых автомобилей в Казахстане составляет 434 665 единиц, средний возраст которых - 15 лет. Количество грузовых автомобилей старше 12 лет в 8,5 раз превышает количество новых грузовых автомобилей (до двух лет) и составляет 60% всего парка.

Наибольший парк грузовых автомобилей приходится на Алматинскую и Южно-Казахстанскую области: суммарная доля этих регионов составляет 24%, это около 50 тыс. грузовых автомобилей в каждом регионе. Однако по обеспеченности на тысячу человек лидируют Северо-Казахстанская (40 на 1 тыс. человек) и Акмолинская (36 на 1 тыс. человек) области, что объясняется относительно низким количеством жителей в регионах.

Годовая нагрузка грузового оборота на один грузовой автомобиль увеличилась с 7,1 тыс. тонн в 2009 до 12 тыс. тонн в 2014. Рост валового грузового оборота значительно опережает рост количества грузовых автомобилей, что сигнализирует о потенциальном росте спроса на грузовые автомобили в близлежащей перспективе.

Автобусы

Автобусный парк Казахстана насчитывает 98 954 единицы. Средний возраст автобусов – 16 лет; 52% парка составляют автобусы старше 15 лет. Автобус остаётся основным видом общественного транспорта, и с каждым годом увеличивается потребность в них из-за роста пассажиропотока. Так, годовая нагрузка перевозки пассажиров на один автобус выросла с 92 тыс. человек в 2009 до 170 тыс. человек в 2014.

Количество автобусов на тысячу человек отличаются от региона к региону. Так, по результатам 2014, наибольшее количество автобусов приходилось на жителей Атырауской и Мангистауской областей (по 10 и 9 на 1 тыс. человек соответственно). В абсолютном (количественном) выражении минимальное количество автобусов было отмечено в Северо-Казахстанской и Костанайской областях: 2,7 и 3 тыс. автобусов соответственно, причём количество населения в этих областях так же минимально: 570 и 580 тыс. человек соответственно. Обособленным регионом выступает Алматинская область, которая, несмотря на население в 1,9 млн человек, имеет всего 8,6 тыс. автобусов.

Лёгкие коммерческие автомобили

Рынок лёгких коммерческих автомобилей (полная масса не более 3,5 т) значительно отличается от региона к региону; объём продаж может различаться в 10-11 раз. Наиболее популярным брендом лёгких коммерческих автомобилей (как на новом, так и на вторичном рынках) является российский ГАЗ 3302 (Газель). Из автомобилей отечественной сборки популярны Hyundai и Iveco.

В целом, за 5 месяцев 2015 было продано 4 407 лёгких коммерческих автомобилей, из которых 42% приходится на дилерские центры, состоящие в АКАБ. Остальная доля – это совокупный результат продаж других официальных дилеров и «серого» рынка. Следует отметить, что в первом квартале 2015 «серые» продажи значительно превышали официальные (64% против 36%), однако положение изменилось в апреле-мае 2015 (46% против 54%).

За 8 месяцев 2015 официальными дилерами (состоящими в АКАБ) было реализовано 9 054 коммерческих автомобилей, из которых 469 произведены в Казахстане (210 – грузовые автомобили,189 – лёгкие коммерческие автомобили и 70 – автобусы).

Сборка коммерческих автомобилей в Казахстане осуществляется на четырёх производственных площадках, расположенных в городах Костанай (СарыАрка Автопром), Семей (СемАЗ), Алматы (Hyundai Auto Trans) и Кокшетау (КамАЗ-Инжиниринг). Производство грузовых автомобилей с 2011 росло стремительными темпами, в среднем показывая рост на 38% в год, и составило в 2014 2 564 единицы.

Вторичный рынок коммерческих автомобилей значительно превышает рынок новых автомобилей. По итогам четырех месяцев 2015 рынок поддержанных грузовых автомобилей превысил рынок новых в 5,5 раз (17 742 единицы), а рынок поддержанной лёгкой коммерческой техники рынок оказался больше рынка новых авто этого класса в 5,1 раз (22 545 единиц). Наиболее популярными остаются автомобили российского производства (КамАЗ и ГАЗ).

Рынок коммерческих авто в сравнении с рынком легковых автомобилей менее подвержен внешним колебаниям. Большинство покупок осуществляются по предварительной договоренности и в зависимости от нужд клиента, что позволяет производителям корректировать свои планы в зависимости от экономической ситуации в стране.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить