Tesla пора смотреть в зеркало заднего вида: над компанией нависла новая угроза

18478

У ее нового конкурента, Rivian, $3-миллиардный военный запас – инвестиции от Amazon, Ford и саудовских фондов. За счет этих средств компания намеревается вывести на рынок новые модели электрических внедорожников и грузовиков. Осталось только запустить производственную линию и обойти препятствия, которые в свое время чуть не привели к краху Tesla. Это редкое интервью с 37-летним основателем Rivian Арджеем Скаринджем

ФОТО: Jamel Toppin для Forbes

Восемь утра, январь. Температура воздуха в Нормале, штат Иллинойс, в нескольких часах езды к югу от Чикаго, значительно ниже нуля. Вода в пруду перед заводом Rivian Automotive превратилась в лед, трава покрыта инеем, по прогнозу, ожидается снег. Внутри здания не намного теплее. Практически на всей территории площадью 240 000 м2 идет строительство. Проект по масштабной модернизации производства стоимостью $750 млн должен завершиться к концу года, когда завод начнет выпускать грузовики, микроавтобусы и внедорожники на электрических аккумуляторах. Поэтому такие мелочи, как отопление, сейчас не в приоритете.

Единственный законченный участок – второй этаж в передней части здания, где у предыдущего владельца завода, Mitsubishi, находились офисы руководства. Раньше на этот этаж могли подниматься только сотрудники администрации, а теперь здесь огромный опен-спейс со столовой, гладким бетонным полом и большими окнами, через которые льется дневной свет. Здесь такая же планировка, как и в центре исследований и разработок Rivian в Плимуте, штат Мичиган. Дизайн обоих офисов представляет собой сочетание индустриального и загородного стилей, в полном соответствии с брендом компании, выпускающей экологичные автомобили для бездорожья. Rivian был основан в 2009, но его первый автомобиль выходит на рынок только сейчас. У компании также есть офисы в Сан-Хосе и Ирвайне, штат Калифорния, где расположены отделы по разработке технологий и аккумуляторов.

«Скоро мы закончим уборку, покраску и установку оборудования, – говорит 37-летний основатель и генеральный директор Rivian Роберт Джозеф Скариндж (обычно его называют просто Арджей), – а к середине этого десятилетия будем производить до 250 000 автомобилей в год».

Независимое автопроизводство – дело нелегкое. В числе жертв отрасли – Престон Такер, который в конце 1940-х бросил вызов Детройту, и Джон Делореан, который так и не смог отправить «город моторов» назад в будущее в начале 1980-х. В XXI веке вывести новый бренд автомобилей в серийное производство еще сложнее, чем во времена Такера и Делореана, а в случае электромобилей еще и намного рискованнее.

С появлением Rivian рынок электромобилей перестает быть гонкой для одной упряжки. 2020-е могут стать декадой электромобилей. По данным исследования Oppenheimer, в последнем квартале 2019 года на электромобили и гибриды пришлось лишь 2,2% от общего объема продаж авто в США. И только треть из них были полностью электрическими. Но это быстро изменится. Хотя в 2018 году во всем мире было продано всего 5,1 млн электромобилей, ожидается, что эти показатели в ближайшие 10 лет будут быстро расти. Прогнозируется, что в 2020 году будет продано 21 млн единиц, в 2025-м – 98 млн, а в 2030-м – 253 млн.

Но для создания нового электромобиля необходимы инвестиции в самые передовые исследования в сфере производства аккумуляторов и силовых агрегатов. Единственная компания, которая добилась в этой сфере хотя бы отдаленного прогресса, – это Tesla, и даже ей пришлось нелегко.

«Мы долгое время наблюдали и изучали историю создания различных автопроизводств, – говорит Скариндж. – Пытались понять риски, связанные с созданием и масштабированием бизнеса, а также какие оборотные средства нам потребуются». За последние 13 месяцев он и его команда привлекли $2,85 млрд на будущее развитие Rivian. Сначала, в феврале 2019-го, Amazon (и другие) инвестировали в компанию $700 млн. Затем, через два месяца, еще $500 млн выделил Ford. Cox Automotive, владеющий дилерскими сетями Autotrader и Kelley Blue Book, вложил еще $350 млн в сентябре. И если этого было недостаточно, чтобы придать грандиозным планам Скаринджа дополнительный импульс, сразу перед Рождеством управляющая компания T. Rowe Price возглавила еще один раунд инвестиций в объеме $1,3 млрд.

Спасение на дороге. Внедорожник Rivian вмещает до семи человек, но компания также подала заявку на патент, предусматривающий возможность вносить модификации в расположение сидений, с тем чтобы автомобиль можно было использовать в спасательных операциях.
ФОТО: Rivian
Спасение на дороге. Внедорожник Rivian вмещает до семи человек, но компания также подала заявку на патент, предусматривающий возможность вносить модификации в расположение сидений, с тем чтобы автомобиль можно было использовать в спасательных операциях.

Это вливание капитала, в дополнение к предыдущим вложениям в размере почти $500 млн от других инвесторов, включая JIMCO (инвестиционный фонд саудовской корпорации Abdul Latif Jameel), позволило Rivian достичь оценки свыше $5,5 млрд. По оценкам, Скаринджу принадлежит немногим более 20% компании, а значит, он новейший миллиардер в автомобильной отрасли. Благодаря инвестициям Скариндж также смог почти в 3 раза увеличить штат Rivian: с 700 сотрудников в 2018 году до почти 2000 сегодня, – что позволит ему масштабировать производство.

Вопрос в том, достаточно ли $3 млрд, чтобы Rivian смогла воплотить мечты Скаринджа об электромобилях?

Пока что дорога, которой Rivian идет к производству своего первого автомобиля, выглядит намного проще, чем тот путь, которым прошел Илон Маск. С 2003-го по 2008 год Tesla привлекла порядка $100 млн на выпуск Roadster, затем отказалась от этого проекта в пользу Model S, на который потребовалось свыше $350 млн (включая IPO 2010 года, в ходе которого компания была оценена в $1,7 млрд). Сложности с организацией поставок и стремление Маска использовать исключительно прорывные технологии отодвинули выпуск Model 3 на два с лишним года и привели к проблемам с контролем качества. Последствия этих проблем, по имеющимся данным, обошлись производителю электромобилей в сотни миллионов долларов. Компании пришлось брать миллиардные займы для масштабирования производства.

Если даже могущественная Tesla столкнулась с таким количеством сложностей, то почему Скариндж думает, что у Rivian, не выпустившего пока ни единой машины, все пройдет гладко? Он так и не думает. «Обязательно что-то пойдет не так», – признает молодой CEO. Однако Скариндж уверен, что сможет справиться с любыми опасностями и препятствиями. В конце концов, Rivian разрабатывает модели специально для пересеченной местности.

Скариндж начал мечтать о собственной автокомпании еще в старших классах школы. Но в отличие от большинства увлекающихся автомобилями подростков стал изучать инженерные науки. Его отношение к автомобилям начало меняться в 2007-м, когда он участвовал в программе лаборатории Sloan Automotive Lab Массачусетского технологического института, где получил степень доктора инженерии и знания, необходимые для того, чтобы создать автомобиль, который придумал. «Когда я начал задумываться о том, какие проблемы связаны с автомобилями: геополитические, климатические, качества воздуха и многие другие, у меня возник сильнейший внутренний конфликт», – вспоминает Скариндж. Поэтому он отказался от своего проекта по созданию спортивной машины и решил приступить к разработке электромобиля, схожего по конструкции с оригинальной моделью Roadster от Tesla.

Получив докторскую степень в 2009-м, Скариндж вернулся домой в Мельбурн, штат Флорида, где основал компанию, которая сейчас известна как Rivian. На протяжении четырех лет он и его команда занимались разработкой скоростного электромобиля, прежде чем Скариндж увидел, что в линейке доступных на рынке моделей существует очевидный пробел: грузовики и внедорожники класса люкс.

Параллельно он работал над инновационной «скейтборд-платформой» – шасси с аккумуляторной батареей, трансмиссией, электромотором и компьютерной системой.

Наконец в ноябре 2018-го Rivian продемонстрировал на автосалоне в Лос-Анджелесе два прототипа: R1S, электрический внедорожник на семь посадочных мест, и R1T, электрический пикап. Эти так называемые автомобили для путешественников выглядят как отдаленные родственники Range Rover: мощные, вместительные и роскошные. Они оснащены самыми современными функциями вроде интернет-соединения и системы помощи водителю для безопасного управления автомобилем.

Посмотреть инфографику в высоком разрешении можно по этой ссылке (390 Кб).

Время в пути. Краткая история Tesla и Rivian
Время в пути. Краткая история Tesla и Rivian

У Rivian амбициозные цели: поставить на рынок 20 000 грузовиков и внедорожников в 2021 году и 40 000 в 2022-м, что может принести компании примерно $1,4 млрд и $2,8 млрд соответственно, если все пойдет по плану. Для сравнения: в 2016 году, когда Tesla вывела Model X в открытую продажу, было продано 25 000 единиц этой модели.

За первыми двумя релизами, по словам Скаринджа, последует расширение модельного ряда. В линейке Rivian к 2024 году появится еще три автомобиля. Не раскрывая деталей, Скариндж уточняет, что одна из новых моделей будет меньше по размеру и все три будут значительно дешевле. Эта стратегия похожа на то, как расширял свой модельный ряд Land Rover, выпуская базовые модели с ограниченным функционалом. Если у Скаринджа получится удержать цену ниже $50 000, то для Маска это станет намного более серьезной причиной для беспокойства, чем разбитое «непробиваемое» стекло его франкенмобиля Cybertruck.

На рынке электромобилей сейчас царит Tesla. По некоторым оценкам, на ее долю приходится до 80% продаж в США. В сегменте элитных электровнедорожников Rivian столкнется с жесткой конкуренцией и со стороны других производителей. Внедорожник R1S выйдет осенью этого года на рынок, где уже продаются Mercedes-Benz EQC (стартовая цена – $67 900), Audi e-tron ($74 800), Jaguar i-Pace ($69 500) и, конечно, Tesla Model X ($84 990). Другие автопроизводители, такие как Hyundai и Kia, предлагают более доступные варианты, например Kona EV по цене от $37 190 и Niro EV ($38 500).

В сегменте грузовиков у Rivian вряд ли будет серьезная конкуренция. Несмотря на громкую презентацию прототипа Cybertruck, Tesla планирует начать массовое производство не ранее 2022 года. А Ford и General Motors обещают приступить к выпуску электрических пикапов в ближайшие несколько лет.

«На рынке электромобилей открываются значительные возможности», – говорит Эд Ким, аналитик калифорнийской компании Auto Pacific, занимающейся исследованиями и консалтингом в сфере автомобилестроения. Если из-за Rivian позиции Tesla окажутся под угрозой, то рынок электромобилей начнет меняться и на нем будет настоящая конкуренция. «Некоторые эксперты предрекали такое развитие событий уже давно, и, на мой взгляд, сейчас совпали несколько важных факторов, которые способствуют дальнейшему проникновению на рынок электромобилей», – говорит Стивен Лоу, профессор компьютерных технологий и электроинжиниринга Калифорнийского технологического института. Первый фактор – расширение модельного ряда. Второй – увеличение числа зарядных станций. И третий – снижение цены.

Rivian обещает, что R1S и R1T будут обладать выдающимися техническими характеристиками, включая запас хода свыше 640 км, что почти на 120 км больше, чем у любого другого существующего электромобиля. Обе модели будут разгоняться с нуля до 96 км/ч за три секунды. Более того, Rivian обещает настоящую проходимость. Попробуйте проехать на Tesla по пляжу или через лес.

Компания также планирует построить инфраструктуру для подзарядки по принципу Superchargers от Tesla. «Мы параллельно занимаемся разработкой станций», – говорит Скариндж. Что касается цены, то в базовой комплектации пикап Rivian будет стоить примерно $69 000, а внедорожник – $72 500. Скариндж намекает, что ко времени релиза эти цены снизятся еще больше, но не называет точных цифр.

Многое будет зависеть от новых партнеров Rivian и их глубоких карманов.

ФОТО: John Raoux/AP; Carlos Delgado/AP
ФОТО: John Raoux/AP; Carlos Delgado/AP

Получить за очень короткий срок $3 млрд на развитие от Amazon, Ford и Cox – это, несомненно, впечатляющий старт, но, как свидетельствует история Tesla, этих средств будет недостаточно для организации производства в таких масштабах, которые позволят соревноваться с Маском. Хотя нужно понимать, что партнеры Rivian видят в этой компании возможности, которые Tesla никогда не могла обещать. Речь идет не только о деньгах. Например, Rivian и Ford занимаются совместной разработкой электромобиля. «Мы предоставляем платформу, – говорит Скариндж. – А они – корпус и салон».

Хотя Скариндж рассказывает о проекте только в самых общих словах, известно, что речь идет о премиальном внедорожнике под брендом Lincoln. Rivian надеется, что партнерство с Ford позволит компании расширить свою линейку. А Ford со своей стороны, видимо, стремится использовать наилучший из вариантов, способствующих достижению своей цели: разработать 40 моделей электромобилей до конца 2022 года. Кроме выпускаемого совместно с Rivian автомобиля Lincoln компания работает над электровнедорожником Mach-E, напоминающим по дизайну Mustang, а также над гибридной и полностью электрической версиями самой популярной в США модели автомобиля Ford F-150. Кроме того, Ford разрабатывает электромобили совместно с Volkswagen на новой платформе этой компании.

Amazon в свою очередь заинтересован в производстве электромобилей для доставки – этот проект является частью планов компании по отказу от генерирующих выбросы технологий к 2040 году и по переходу на возобновляемые источники энергии к 2030-му. Amazon уже заказал у Rivian 100 000 таких грузовиков. Не менее 10 000 из них должны быть выпущены к концу 2022 года, а к 2024-му весь автопарк компании будет состоять из таких машин. Ожидается, что грузовики станут частью логистической инфраструктуры, которую Amazon выстраивает с 2015. Если это произойдет, то Rivian ждет еще больше заказов.

Но больше всего Маску стоит беспокоиться о партнерстве Rivian и Cox. У Tesla всего лишь немногим более 100 сервисных центров в 30 штатах, а Cox, располагающий огромной сетью сервисов и дилерских центров, только за 2019 год обработал свыше 55 млн сервисных заявок. Предполагается, что в случае неполадок с R1T или R1S владельцы Rivian смогут обратиться в любой сервисный центр Cox и быстро устранить неисправность. Это значительное преимущество перед Tesla, для которой сервис с самого начала был слабым местом.

Cox тоже нацелен на долгосрочное сотрудничество с Rivian: чем больше электромобилей выходит на рынок, тем сильнее компания заинтересована в контроле вторичных продаж. «Я надеюсь, что, учитывая наш опыт и новые знания, которые мы получаем, недалек тот день, когда мы станем ведущим оптовым дилером Rivian в стране», – говорит президент Cox Сэнди Шварц.

Осталось только произвести сами автомобили.

Город в Иллинойсе, где базируется производство Rivian, называется Нормал. И это название является отличной иллюстрацией к характеру Скаринджа, который совсем не похож на эксцентричного Маска. Основателя Tesla отличают бравада и шоуменство, его аккаунт в Twitter сам по себе можно расценивать как нешуточное орудие и мощный маркетинговый инструмент. А Скариндж говорит негромко и предпочитает держаться в тени. Пока Маск позирует для селфи с моделями и поп-звездами, Скариндж проводит время в кругу семьи, хотя в последние месяцы у него это получается все реже. Сейчас он живет на чемоданах и по пять дней в неделю разъезжает между четырьмя офисами, добиваясь от всех подразделений работы по четкому графику. Его жена Меган и трое сыновей (им еще нет пяти) проводят с ним выходные с вечера пятницы по воскресенье в их небольшом доме недалеко от Ирвайна. В воскресенье вечером Скариндж садится на рейс до Мичигана и снова отправляется в путешествие, движимый идеей о том, что для реализации глобальной стратегии ему нужно обеспечивать прогресс на местном уровне.

Полный Нормал. Производственный комплекс Rivian в штате Иллинойс располагается на территории бывшего завода Mitsubishi. Многие из бывших сотрудников вернулись на новое производство. Скариндж намеревается также приобрести расположенную неподалеку ферму, чтобы поставлять на завод свежие продукты.
ФОТО: Rivian
Полный Нормал. Производственный комплекс Rivian в штате Иллинойс располагается на территории бывшего завода Mitsubishi. Многие из бывших сотрудников вернулись на новое производство. Скариндж намеревается также приобрести расположенную неподалеку ферму, чтобы поставлять на завод свежие продукты.

В июле 2015, когда в Нормале закрылся завод Mitsubishi, настроение в городе было практически похоронным. «Было очень тяжело, – говорит мэр города Крис Коос. – Более 1000 человек остались без работы, и это так или иначе повлияло на всех нас». Когда Rivian купил завод в 2017 за $16 млн, жители были настроены скептически. Но их негативное отношение быстро поменялось. «Rivian стал проявлять интерес к нашей жизни, качеству образования, наличию доступного жилья и транспортной инфраструктуре», – отмечает Коос. Прошлым летом компания даже провела в Нормале день открытых дверей, чтобы ответить на вопросы местных жителей. К Rivian стали относиться намного лучше, и, что неудивительно, когда компания объявила набор сотрудников, проблем с наймом у нее не возникло.

Заручившись поддержкой жителей, Скариндж теперь намерен провести Rivian через первый цикл производства и расширить линейку моделей. Хотя в войне производителей электромобилей еще рано делать ставки, на этом рынке очень мало игроков, и Rivian – один из тех немногих, кто имеет шансы не просто выжить, но и добиться серьезных успехов. Как считает аналитик исследовательской компании Navigant Сэм Абуэльсамид, Rivian сейчас находится даже в более выгодном положении, чем Tesla: «Если говорить об объемах производства в кратко- и среднесрочной перспективе, то, вероятно, преимущество за Tesla». Но с точки зрения бизнеса, «шансы Rivian на успех выше из-за специфики их продукта». Однако давайте дождемся, пока шины коснутся дороги.

Великолепные ребята Студебеккер

Компании по производству электромобилей искрят вот уже более века. Через 50 лет после основания своей компании трое братьев Студебеккер – Генри, Клем и Джон – решили переориентировать процветающее семейное производств вагонов в сторону автомобилей. Студебеккер выпустили первый автомобиль на электрическом аккумуляторе и со временем добавили еще несколько моделей, включая линейку коммерческих грузовиков.

ФОТО: ALAMY

Но машины стоили дорого – порядка $30 000 в пересчете на нынешний курс, или почти на 15% больше, чем Ford Model T, а передвигались со скоростью не более 30 км/ч, то есть в 3 раза медленнее, чем машины на бензине. Одна только батарея весила 430 кг. За 12 лет Студебеккер произвели всего лишь 1841 электромобиль и в 1912 году прекратили выпуск всей линейки, чтобы сфокусироваться на автомобилях с бензиновым двигателем.

Илон Маск оценил эту историю по достоинству. После посещения музея Studebaker в Саут-Бенде, штат Индиана, в 2018 году он процитировал в своем «Твиттере» высказывание Джона Студебеккера о машинах с двигателем внутреннего сгорания: «Неуклюжие, опасные, шумные скотины… воняют на всю округу».

Студебеккер основали свою компанию по производству вагонов в 1852 году. Последняя машина под этим именем – Studebaker Cruiser – сошла с конвейера в 1966-м.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить