Ночной кошмар Илона Маска. Бренд Rivian создал конкурента Tesla

13472

Бренд Rivian, основанный Ар-Джеем Скаринджем, предлагает электромобили для активного отдыха. К 2022 году компания планирует нарастить продажи до $2,8 млрд

Воин бездорожья: Р. Джей Скариндж (в технологическом центре Rivian в Ирвайне, Калифорния) назвал компанию в честь реки индиан-ривер лагун, около которой вырос
Фото: Ethan Pines для Forbes
Воин бездорожья: Р. Джей Скариндж (в технологическом центре Rivian в Ирвайне, Калифорния) назвал компанию в честь реки индиан-ривер лагун, около которой вырос

Главной темой обсуждений на Лос-Анджелесском автосалоне, прошедшем в ноябре, стали не Mercedes-Benz, Porsche или BMW и не другие, уже привычные автомобили класса люкс. Героем разговоров стал малоизвестный производитель электромобилей Rivian Automotive, базирующийся в Плимуте, Мичиган. После почти 10 лет разработок технологий в области электрических автомобилей компания представила миру два своих первых творения – семиместный кроссовер R1S и пикап R1T.

Созданные для людей, ведущих активный образ жизни, так называемые «авто для приключений» придерживаются эстетики Range Rover – они суровы, функциональны и роскошны одновременно и заполнены самыми последними техническими достижениями, такими как выход в интернет и множество автономных средств обеспечения безопасности водителя. «Приключение – это жизнь, – убежден 36-летний Скариндж, основатель и генеральный директор Rivian. – Вашей целью может быть рыбалка или игра в гольф, или просто поездка с семьей на обед».

Роман Скаринджа с самоходными предметами (как он сам это называет) начался еще в детстве. Когда мальчик вырос достаточно, чтобы держать в руках инструменты, он помог соседу перебрать Porsche 356s в гараже в Мелборне, Флорида. «Моим любимцем стал Speedster конца 1950-х», – вспоминает Ска­риндж. В старших классах Скаринджа захватила идея создания собственной марки автомобилей, к реализации которой он и устремился, для начала получив докторскую степень в области машиностроения в престижной Sloan Automotive Lab. при Массачусетском технологическом институте. Там начинающего конструктора одолели противоречия. «Понимание того, что то, что ты любишь, в то же время является причиной загрязнения воздуха и вызывает разного рода проблемы, от геополитических конфликтов до смога и климатических изменений, выводило меня из равновесия», – признается собеседник. Скариндж изменил направление своей деятельности, решив сфокусироваться на экологически безвредных электромобилях. Медленно раскручивавшийся стартап Rivian, основанный в 2009-м, приступил к разработке электрического спортивного купе, во многом похожего на Tesla Roadster. Однако по прошествии нескольких лет этот план был отложен на потом. «Мы поняли, что не строим то, что действительно необходимо миру, что-то отличное от уже существующих на рынке моделей», – говорит Скариндж. Непоколебимый молодой предприниматель вновь изменил направление деятельности, переформулировав миссию компании в сторону будущей свободы передвижения и сосредоточившись на кроссоверах класса люкс.

Почему же на выпуск автомобиля потребовалось практически десятилетие? «Мы выверяли все детали», – объясняет Скариндж. Частями этого процесса были разработка технологий, составление бизнес-плана, выстраивание организационной структуры, логистической цепочки и системы производства. Бизнесмену понадобились годы, чтобы собрать «команду мечты» из инженеров и дизайнеров, в числе которых Марк Виннелс, директор по технологиям, пришедший из McLaren (где среди его заслуг числятся столь страстно желанные фанатами 720S и MP4-12C), и Джефф Хаммуд, вице-президент по вопросам дизайна и бывший давний сотрудник Jeep, где курировал Grand Cherokee и Wrangler. Для финансирования своей «электрической мечты» Скариндж привлек $450 млн от трех крупных инвесторов: находящейся в Саудовской Аравии инвестиционной группы Abdul Latif Jameel, имеющей связи с Массачусетским технологическим, а также от японской Sumitomo Corp и лондонского Standard Chartered Bank.

Красавица и чудовище: R1T от Rivian способен заезжать на глубину до 90 см и перевозить около 5 тонн
Фото: Ethan Pines для Forbes
Красавица и чудовище: R1T от Rivian способен заезжать на глубину до 90 см и перевозить около 5 тонн

На Rivian работают около 700 человек, при этом половина задействована в инженерном центре компании, расположенном в Плимуте. Большинство остальных сотрудников трудятся в технологических центрах в Сан-Хосе и Ирвайне, Калифорния, и лишь немногие находятся на инженерной базе в Великобритании. В ближайшие два года планируется расширение штата, так как компания активизирует производственные операции в Нормале, Иллинойс, на заводе, некогда принадлежавшем Mitsubishi и выкупленном Rivian за $16 млн в 2017-м.

С технической точки зрения R1T и R1S очень похожи. У них одинаковые шасси на основе технологии Skateboard, а значит, аналогичны и механические компоненты – аккумулятор, трансмиссия, подвеска. Как утверждает производитель, электромобили демонстрируют блестящие показатели, включая максимальное расстояние на полном заряде аккумулятора до 650 км, что почти на 120 км больше, чем может предложить любой другой электромобиль, существующий на рынке сегодня или ожидающий производства в ближайшие два года. А еще Rivian обещает исключительное управление и скорость спорткара – каждая из представленных моделей будет способна разогнаться до 100 км/ч за 3 секунды. Но, кроме того, компания заявляет о высокой проходимости авто. Попробуйте-ка проехаться на Tesla по дюнам или взобраться на вершину скалистого холма.

Базовая цена пикапа составит около $68 000, а кроссовера – $72 500. Rivian не раскрыл цифры предзаказа, но рассчитывает поставить амбициозные 20 000 единиц обеих моделей в 2021 году и 40 000 в 2022-м, что в денежном выражении означает примерно $1,4 млрд и $2,8 млрд продаж соответственно. Для сравнения: Tesla продала 22 000 единиц Model S за первый год и около 25 000 единиц Model X в момент дебюта.

Когда в следующем году производство будет запущено в Нормале, компания, как и Tesla, планирует продавать свои творения напрямую потребителям, для чего собирается открыть несколько специализированных центров в разных уголках США. В разработке находится пятиместный кроссовер, плюс в планах еще несколько «автомобилей для приключений», рассказывает Скариндж, который, однако, осторожен в высказываниях: «Обычно я не рассказываю людям со стороны, чем мы занимаемся. Пусть за нас говорят результаты».

Может, Бен Франклин и открыл электричество, но деньги заработал тот, кто изобрел счетчик, – Эрл Уоррен

Потенциально более привлекательный источник дохода может лежать в продаже технологий Rivian другим автопроизводителям и технологическим компаниям. «Мы можем продать технологию Skateboard полностью или по частям, например только аккумуляторный отсек», – поясняет Скариндж. Хотя официально не было объявлено ни об одном партнерстве, Rivian ведет переговоры с широко известным брендом, который не является автопроизводителем в традиционном смысле этого слова. Однако не исключает возможности сотрудничества с одним из таковых в ближайшем будущем. Компания ожидает получить дальнейшие инвестиции в первом квартале 2019-го.

«Р. Джей построил компанию, которая может быстро менять курс», – говорит Джон Шук, член совета директоров Rivian, бывший директор по производству Toyota в США и Японии. Цель его жизни – стать производителем автомобилей – воп­лощена, но Скариндж только набирает обороты.

Автор: Чак Таннерт

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить