Как казахстанцы участвуют в создании «убийцы Tesla»

Азат Сулейменов – старший инженер в американской Lucid Motors

Азат Сулейменов – старший инженер американской Lucid Motors
ФОТО: © Ляззат Жаншаева
Азат Сулейменов – старший инженер американской Lucid Motors

Год назад мы рассказали удивительную историю участника рейтинга «30 до 30» – 2021, уроженца Костаная Азата Сулейменова, сумевшего реализовать свою детскую мечту участвовать в разработке автомобиля будущего – в качестве старшего инженера американской Lucid Motors.

Все это время мы следили за тем, как развивается его карьера, а также сама компания, которая пообещала ни много ни мало составить конкуренцию Tesla. В июле прошлого года Lucid Motors вышла на NASDAQ, а к концу года, после переноса официального релиза, все же был выпущен ее дебютный электрокар Lucid Air.

Какую роль в этом сыграл Азат? Как помогает Lucid еще одна наша соотечественница – дизайнер Сати Ташиба, о которой мы также писали? Получилось ли у компании сделать достойный продукт, способный «потолкаться» на мировом рынке, или же это очередная маркетинговая фишка?

Молниеносный взлет

Мир главной цитадели инноваций – США – всегда был полон удивительных историй. «Главный инженер Tesla ушел из компании и возглавил новую автомобильную марку, грозясь перевернуть с ног на голову рынок электромобилей» – вот одна из них. Генеральный директор Lucid Motors Питер Роулинсон, разработчик одного из главных электромобилей Илона Маска Model S, пришел в стартап в 2009 году. Через год после официального открытия компания начала производить электробатареи – и не для кого-то, а для гоночной серии Formula E. В 2017 году был представлен первый автомобиль Lucid Air, но до серийного производства дело никак не доходило.

Спустя год государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии выкупил за $1 млрд контрольный пакет акций Lucid Motors. Деньги были направлены на строительство собственного завода. Дела у компании быстро пошли в гору. Выпуск «серийки» был запланирован на середину 2020 года, однако пандемия изменила планы, и официальный запуск был перенесен на весну 2021-го. Для рынка вполне нормально, когда инженеры хотят отполировать дебютный проект до блеска. Однако СМИ все равно подтрунивали над Роулинсоном. «Он торопился, как сумасшедший, запустить производство весной, однако перенес релиз на вторую половину года», – материал с таким лидом вышел на Yahoo. Тем не менее это не помешало компании в июле выйти на IPO и начать торговать обыкновенными акциями под тикером LCID. Процесс листинга был также занимательным: Lucid вышла на NASDAQ через ставшее модным слияние со SPAC-компанией – Churchill Capital Corp IV. За пару дней до этого Lucid оценили в $24 млрд. IPO обеспечило приток инвестиций в размере $4,5 млрд, а также более 11 тыс. новых предзаказов на автомобиль.

Питер Роулинсон и Сати Ташиба
ФОТО: © Colson Griffith
Питер Роулинсон и Сати Ташиба

Уже в сентябре производство электромобилей марки наконец стартовало на свежепостроенном заводе в Аризоне. А к концу ноября первая версия Lucid Air появилась на американском рынке. Lucid Air – «одноклассник» Tesla Model S и Porsche Taycan, то есть крайне быстрый, довольно крупный премиальный электрокар. Первые покупатели получили версию Dream Edition в комплектации Range или Performance. Оба автомобиля являются двухмоторными, полноприводными моделями, оснащенными аккумуляторной батареей емкостью 118,0 кВт•ч. Максимальная скорость обоих составляет 270 км/ч. Заявленный запас хода 1111-сильной модели Performance равняется 725 км для электромобиля с 21-дюймовыми колесами или 758 км с 19-дюймовыми. Общий ценовой диапазон составил от $70 тыс. до $169 тыс.

Шеф-дизайнером проекта выступил Дерек Дженкинс, прежде возглавлявший дизайн-бюро Mazda. Именно он отвечал за нынешнее поколение родстера MX-5 (Miata). Дизайн дебютного Lucid Air удивил даже самых привередливых обозревателей: к примеру, проектировщикам удалось сделать прозрачную крышу, которая тянется вплоть до задних сидений автомобиля. За совокупность мощности, эффективности и стиля в конце года Lucid Air был награжден престижной премией MotorTrend-2022.

При этом обильные публикации о том, что Lucid Air превосходит подобные модели Ferrari или Tesla, а также что электромобиль побил мировой рекорд по соотношению мощности к массе, вызывают сомнения у ряда экспертов. Forbes Kazakhstan четких подтверждений этим заявлениям также найти не удалось. Другие, более реальные, новости – не самые позитивные. Компания сообщила, что по состоянию на 31 декабря 2021 года поставила всего 125 электромобилей, хотя в СМИ мелькала информация как минимум о 1000 ожидаемых первых машин. Финансовые результаты также оставляют желать лучшего: за 2021 год Lucid Motors сообщила об убытке в размере $6,41 на акцию при доходе $27,11 млн. Правда, и Рим не сразу строился – подобная ситуация обычна на данном этапе развития проекта.

Взгляд изнутри

Алматинка Сати Ташиба приступила к обязанностям старшего продуктового дизайнера в Lucid Motors в начале марта 2021 года. На тот момент, когда она пришла, большая часть работы для седана Lucid Air уже была сделана. Но, так как компания только начала превращаться из стартапа в настоящего производителя, некоторые функции в электрокаре еще не были доведены до ума. «За год мне довелось поработать примерно над 12 функциями, ключевыми из которых являются Android Auto, Apple Carplay, режим буксировки и массажные кресла», – рассказывает Сати.

В круг ее вопросов входит проработка пользовательского опыта внутри машины, то есть дизайн интерфейса всех экранов, а также работа над логикой их взаимодействия с пользователем. «Сложность представляет работа не просто над digital-продуктом, а именно над взаимодействием digital-дизайна с физическим миром, с эргономикой самого автомобиля. Высока также степень ответственности за жизнь и здоровье наших пользователей», – объясняет собеседница.

ФОТО: © Ляззат Жаншаева

По ее словам, спецификой работы в Lucid Motors является постоянный контроль качества продукта и проверка на сертификацию по мировым стандартам автомобильной индустрии. В компании, вновь подчеркивает Сати, жизнь и здоровье пользователя ставится на первое место и каждый чувствует повышенную ответственность за свою деятельность. «По статистике, за 2020 год в США 3142 человека погибли в автокатастрофах с участием отвлекшихся водителей – это серьезные цифры. Поэтому я уделяю особое внимание тому, насколько доступно и понятно водителю показывается информация во время вождения и не может ли она отвлечь его внимание от дороги», – говорит она.

Кроме непосредственной работы продуктового дизайнера Сати также участвует в проектировании прототипов для того, чтобы использовать их в тестировании на пользователях. «Не во всех компаниях дизайнер это делает», – улыбается она.

Основное звено

Гордость марки Lucid – компактные и мощные электродвигатели. На полноприводных версиях спереди и сзади установлены одинаковые моторы, которые при массе всего 74 кг выдают до 670 л. с. каждый. К примеру, у Tesla Model S задний мотор массой 134 кг развивает до 429 л. с., а у Porsche Taycan показатели – 170 кг и 449 л. с.

Азат Сулейменов с момента нашего последнего контакта смог от старшего инженера вырасти до технического специалиста и действующего менеджера, который возглавляет собственную команду из трех инженеров. Его команда отвечает за самую важную часть автомобиля – мотор, трансмиссию и инвертор. «Сейчас нас трое, но я буду набирать больше людей, лимита нет», – говорит собеседник.

Задачей команды является правильная интеграция мотора с батареей и то, как все системы функционируют в машине. «Когда четыре года назад я начал работать в компании, то занимался больше дизайном электромоторов и трансмиссиями. Затем, когда руководство увидело, что я справляюсь со своей задачей, меня повысили», – рассказывает Азат. По его словам, в момент, когда компания готовилась к долгожданному релизу, возросла необходимость в людях, которые способны брать на себя ответственность, – и он оказался в их числе. В итоге в авральном для Lucid 2021 году казахстанец возглавил подразделение электромоторов и трансмиссий. «Наша роль была сделать так, чтобы пакет моторов и трансмиссий, в целом вся деятельность машины были не просто эффективными, а соответствовали ожиданиям руководства и, главное, потребителя», – уточняет собеседник.

По словам Азата, в минувшем году не обошлось без переработок и бессонных ночей. Однако, когда занимаешься любимым делом и чувствуешь себя частью революции в индустрии, все это дается легко и органично. «Есть компьютерные модели, которые я сам построил. Использую их в работе довольно часто, запускаю различные симуляции, провожу тесты электромоторов и трансмиссий. Полученные результаты анализирую, соответствуют ли они желаемым. В общем, стараюсь понять нашу систему настолько, чтобы иметь возможность ее улучшить», – рассказывает Азат. При этом, признается он, не всегда все шло гладко, порой результаты тестов получались далекими от нужных. «Конечно, я не могу детализированно рассказывать о внутренних процессах в компании, поскольку она котируется на бирже и только руководство может давать комментарии», – добавляет собеседник.

ФОТО: © Ляззат Жаншаева

Главное, что трудности удалось преодолеть и долгие, кропотливые дни и ночи работы были сполна компенсированы моментом, когда Азат впервые увидел готовый продукт – Lucid Air. «Это было вдохновляюще. Я был горд, что моя работа, то, что я «дизайнил», моделировал, тестировал, – все это превратилось в настоящий электромобиль», – улыбается он.

В этом году Lucid Motors продолжает выпускать электромобили. Азат же продолжает работать над их усовершенствованием и, как сам подчеркивает, по-прежнему учится. «Несомненно, мне есть чему научиться у более опытных коллег. Не только у тех, кто долгое время работает в автоиндустрии, но и у тех, кто пришел извне. Наша компания полна настоящими энтузиастами», – говорит он.

Издержки роста

В марте Lucid снизила свой прогноз производства автомобилей на этот год сразу на 40%, в результате чего ее акции упали на 13%. Компания сослалась на нарушения в цепочках поставок, ставших причиной сокращения производства до 12–14 тыс. авто в год по сравнению с первоначальными ожиданиями в 20 тыс.

Вслед за этим, весной, компания отозвала все модели Lucid Air, выпущенные в 2022 году, «из-за потенциальных проблем, связанных со жгутом проводов». Они оказались недостаточно защищены, в результате чего могло произойти отключение главного дисплея автомобиля. Дисплей содержит важную информацию (индикаторы скорости, запаса хода и предупреждающие сигналы), поэтому такой дефект нарушает Федеральные стандарты безопасности транспортных средств. Об этом было сказано в официальном уведомлении Национальной администрации безопасности дорожного движения США. Потенциальное количество затронутых этой проблемой электрокаров составляет 1117 единиц.

Текущий отзыв произошел всего через несколько месяцев после того, как Lucid отозвала 200 автомобилей Air 2022 года из-за проблем с амортизаторами передних стоек. Если они выйдут из строя, это может привести к резкому уменьшению дорожного просвета или повреждению переднего тормозного шланга.

Конечно, все это тут же отразилось на котировках акций компании. Но, разумеется, отнюдь не ставит крест на ее перспективах, учитывая, что в конце 2021 года Tesla и вовсе отозвала 475 тыс. электромобилей в США из-за дефектов.

От каких-либо комментариев по этим фактам Азат отказался, сославшись на соглашение о неразглашении, однако сказал, что работа над совершенствованием никогда не заканчивается. «Работать над продуктом, чтобы сделать его лучше, вполне нормально», – замечает он.

Сати рассказывает, что последние полгода работает в роли ведущего дизайнера по ключевому проекту компании – локализации всего продукта, включая Lucid Air и мобильные приложения, для Саудовской Аравии. «Это новый и очень важный регион для нас. Весной этого года крупнейший акционер Lucid Group согласился купить 100 тыс. электромобилей в течение следующего десятилетия. Наш генеральный директор Питер Роулинсон сказал, что производство в Саудовской Аравии принесет прибыль нашей компании в размере $3,4 млрд в течение следующих 15 лет», – раскрывает она детали.

Кроме того, команда Lucid, по словам Сати, уже перешла к проектированию следующей модели Lucid Gravity – это люксовый внедорожник. Запас хода Gravity должен быть больше, чем у самого эффективного внедорожника Tesla Model X. «Как и Air, Gravity должен иметь возможность оперативно заряжаться с помощью быстрой зарядки постоянного тока и даже будет иметь три года бесплатной зарядки на зарядных станциях Electrify America. Выход Lucid Gravity намечается, по информации официального сайта компании, в 2024 году», – добавляет собеседница.

Говоря о перспективах компании и будущем электрокаров в целом, Азат абсолютно уверен: за индустрией большое будущее. «Это, несомненно, более совершенный вид транспорта, нежели бензиновые автомобили. Люди говорят про ценовую разницу, но это дело времени. Цена будет постоянно снижаться. Возьмем, к примеру, смартфоны: когда они только появились, то были существенно дороже обычных сотовых телефонов, были громоздкими. Прошло немного времени – и вы сами все видите. Цены снизились, размеры уменьшились», – рассуждает собеседник.

Новый импульс развитию индустрии по всему миру, по мнению Азата, даст господдержка развития электрокаров. Таковая, считает он, должна начаться с разработки более строгих стандартов на выбросы и эффективность автомобилей. Это заставит автопроизводителей развивать новые технологии, включая электромобили. Кроме того, необходимы государственные субсидии для уменьшения ценовой разницы для покупателя между электрокаром и бензиновым авто. Немаловажно также развивать сети зарядных станций в крупных городах и на оживленных трассах.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
24790 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить