Наперекор обстоятельствам: машины в Казахстане разлетаются как горячие пирожки

31726

Как казахстанский авторынок пережил испытание пандемийным годом

ФОТО: © Андрей Лунин

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в 2020 году авторынок Казахстана вырос на 24%, что можно считать одним из лучших показателей в мировом автопроме, который в целом завершил год на минорной ноте. При этом было бы неверно говорить о том, что отечественные автопром и авторетейл не ощутили на себе влияния ограничений, связанных с пандемией.

В апреле прошлого года многие игроки впервые в своей практике столкнулись с тем, что автосалоны закрылись и продавать автомобили так, как это делалось всегда, оказалось невозможно. Переживаний игрокам авторынка добавили и нарушения в цепочке поставок – многие заводы останавливали производство на время локдауна либо переходили на работу в одну смену, возникали сбои в отлаженных логистических схемах, коллапс на границах, перебои с микрочипами. Влияние некоторых из этих факторов дает знать о себе до сих пор.

И все же в том, что связанные с пандемией сложности в экономике не только не оказали негативного влияния на авторынок, но и не стали препятствием для его роста, противоречия нет. С точки зрения санитарии и гигиены личный автомобиль более безопасен, чем общественный транспорт, а вынужденный отказ от путешествий в дальние страны позволил многим семьям накопить на первичный взнос на покупку автомобиля и воспользоваться финансовыми инструментами, которые сегодня предлагают практически все ведущие игроки.

Официальные продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным АКАБ, составили почти 93 000 единиц на общую сумму 972 млрд тенге. Машиностроительная отрасль в денежном выражении по сравнению с 2019 годом выросла на 31,7%, индекс промышленного производства составил 152,5% по отношению к 2019 году.

Превосходя ожидания

Результаты традиционного опроса, проведенного АКАБ по итогам года среди руководителей компаний, на долю которых приходится доминирующая часть официальных продаж, свидетельствуют, что у 42% продажи были выше плановых показателей, заложенных в начале года (по итогам 2019 года такой ответ дали 25% участников опроса). 28,6% респондентов рассчитывали, что смогут окончить год с более высокими показателями (45% соответственно), 29% (30% годом ранее) указали, что результаты оказались на уровне плановых ожиданий.

Большинство опрошенных отметили, что ограничения, обусловленные пандемией, негативно повлияли на динамику их продаж новых автомобилей: 64% отметили отрицательное влияние такого фактора, как закрытие государственных границ в связи с пандемией, 86% – закрытие дилерских центров на карантин. Вместе с тем перевод сотрудников на удаленку и развитие интернет-продаж не вызвали столь же заметного негативного воздействия на объемы реализации. 64% респондентов ответили, что переход на дистанционную работу никак не сказался на продажах, негативное влияние зафиксировали 22%, позитивное – 14%. Зато развитие канала интернет-продаж, судя по данным статистики, для многих дилеров оказалось настоящим спасением в период карантина: позитивное влияние отметили 50% опрошенных, 43% считают, что внедрение e-commerce никак не сказалось на уровне продаж и лишь 7% заявили о негативном воздействии.

Изменение курсов валют негативно повлияло на 50% опрошенных, столько же констатировали отрицательное влияние снижения покупательской способности. 36% игроков, принявших участие в опросе, утверждают, что курсовые колебания никак не повлияли на их деятельность. А вот приобретение физическими и юридическими лицами автомобилей напрямую в других странах 57% дилеров считают фактором, влияющим на снижение собственных продаж, 36% участников опроса к числу негативных для себя моментов относят упрощенную постановку на учет автомобилей из Армении.

Из-за ограничений, связанных с пандемией, на апрель прошлого года пришелся минимум продаж – 1131 авто. Но уже в следующем месяце, когда автоцентры заработали, а дилеры оперативно внедрили онлайн-продажи, сказался эффект отложенного спроса и официальные игроки реализовали более 7500 единиц. Пик продаж пришелся на IV квартал – в последние месяцы года официальные дилеры продали свыше 29 000 автомобилей. Лидерство по итогам года показал Hyundai – по данным АКАБ, дилеры марки продали 17 856 автомобилей, на 20% больше, чем в 2019 году. Стабильную популярность бренда наряду с ростом спроса на автомобили сегмента B обусловило начало производства автомобилей на заводе Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы. Производственная мощность предприятия на первом этапе должна составить 30 тыс. единиц, на втором – до 45 тыс. авто в год, включая контракты на экспорт.

Несмотря на сложности, с которыми в прошлом году столкнулись восточноказахстанское предприятие «Азия Авто» и холдинг «БИПЭК Авто – Азия Авто», многолетний лидер LADA в 2020-м смог удержать вторую строчку с результатом 17 453 автомобиля (+14% к 2019 году). Статистика АКАБ свидетельствует о постоянстве казахстанских автомобилистов в своей любви к Toyota: хотя по итогам года продажи японского бренда снизились на 29% по отношению к 2019-му, он сохранил третье место с результатом 10 081 авто, еще 596 автомобилей было продано в Кыргызстан. Продажи Chevrolet стартовали в марте, но росли высокими темпами, и до конца года дилеры реализовали 10 029 автомобилей, прибавив свыше 1000% к результату 2019 года. Замкнул первую пятерку Ravon с результатом 7137 единиц.

Пожалуй, одним из самых заметных нововведений 2020 года стал запуск онлайн-продаж автомобилей. Сегодня этот механизм остается скорее альтернативным или запасным вариантом. Большинство автовладельцев все же предпочитают сначала посмотреть машину в автосалоне, а уже потом определиться с покупкой, но в период локдауна запуск автомобильного e-commerce оказался для дилеров едва ли не единственной возможностью осуществлять продажи. Появилась возможность регистрации автомобилей непосредственно в автоцентрах и онлайн-регистрации не только между физическими лицами, но и первично. По итогам года, свидетельствуют аналитики АКАБ, доля первичной регистрации в общем количестве регистраций выросла с 7,3 до 11%.

Госпрограмма: ожидания и итоги

В этом году Нацбанк РК приостановил выделение денег на программу льготного автокредитования, которая за время своего существования достаточно успешно зарекомендовала себя в качестве механизма стимулирования продаж. В 2019–2020 годах центробанк выделял на программу льготного кредитования по 20 млрд тенге ежегодно; деньги, возвращаемые в БВУ, выдавались новым заемщикам по так называемому револьверному принципу. В нынешнем году ожидалось, что на льготное автокредитование будет выделено еще 20 млрд. В Ассоциации казахстанского автобизнеса не исключают, что Нацбанк решил отказаться от дальнейших вливаний в автокредиты из-за готовящегося Национального проекта индустриально-инновационного развития РК на 2021–2025 годы, в рамках которого из республиканского бюджета банкам второго уровня для программы автокредитования предполагается выделить 150 млрд тенге.

Согласно данным Банка развития Казахстана, на которые ссылается Первое кредитное бюро (ПКБ), с весны 2015-го по конец апреля 2021 года было выдано около 27,5 тыс. льготных автокредитов на общую сумму 139,6 млрд тенге. Это составляет 10,2% от общего количества и 12,9% от общей суммы автокредитов, выданных за период действия программы. Как отмечают аналитики ПКБ, объем выдачи автокредитов растет, так же как средний чек и спрос: по итогам января – апреля нынешнего года количество займов на 24,3% превысило данные за аналогичный период прошлого года, а за первые четыре месяца казахстанцы получили 27 588 займов на общую сумму 132,7 млрд тенге. При этом соотечественники активнее набирают новые автокредиты, чем гасят уже имеющиеся.

Как отмечают в ПКБ, серьезной конкуренции в автокредитовании у банков нет, а доля МФО в общем портфеле и в текущих выдачах достаточно высока только в Алматы в Нур-Султане. При этом, несмотря на рост автокредитования и реализацию госпрограммы, автопарк страны остается старым – возраст более чем 60% зарегистрированных в РК автомобилей перевалил за 10 лет, а значит, есть веские причины наращивать производство.

Своими силами

В допандемийном 2019-м на рынке сформировался перевес в пользу продукции казахстанского автопрома. Тенденция укрепилась в 2020 году, тем более что производство транспортных средств всех типов по сравнению с предыдущим годом, по данным АКАБ, выросло на 53,2%, до 77 431 единицы, а легковых автомобилей – на 47%, до 64 790 единиц. Доля продукции казахстанского автопрома в общем объеме продаж увеличилась до 73%. Впрочем, на позитивной ноте год закончился не для всех.

Министерство индустрии и инновационного развития отозвало льготы, которые до апреля 2020 года имело АО «Азия Авто», а именно возможность не платить НДС и компенсацию утилизационного сбора. Компания обязалась в срок до 31 декабря 2020 года запустить промышленную сборку Lada Vesta, обеспечив 50% локализации производства, в частности сварку, сборку и окраску кузова, планируемая мощность предприятия должна была составить не менее 50 тыс. транспортных средств в год. В феврале 2021 года суд обязал компанию вернуть в бюджет государства почти 174 млрд тенге полученных льгот. До этого в августе 2020-го соглашение о промышленной сборке было расторгнуто по решению суда, а в ноябре того же года руководство «Азия Авто» приняло решение об остановке конвейера.

Казахстанскую «прописку» LADA все же сохранит. В марте нынешнего года «АВТОВАЗ» подписал договор о сотрудничестве с ГК Allur. В рамках документа Allur будет выпускать в Костанае широкую линейку LADA в объемах, необходимых для казахстанского рынка. Тем не менее в первой половине нынешнего года закрытие производства в Усть-Каменогорске негативно сказалось на позициях бренда: в январе LADA переместилась на четвертое место, а по итогам первого полугодия оказалась на пятом.

В прошлом году на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром» начато производство Chevrolet и KIA; в результате данные бренды смогли усилить свои позиции. По итогам первого полугодия, по данным АКАБ, Chevrolet вышел на первое место с результатом продаж 14 754 автомобиля, а KIA – на четвертое (4097). Линейку брендов, выпускаемых в Костанае, в этом году пополнит Renault, серийный выпуск модельного ряда будет осуществляться в рамках промышленного партнерства Renault Group и ГК Allur. В первую очередь на «СарыаркаАвтоПроме» планируют освоить производство кроссоверов Arkana и Kaptur, в дальнейшем постепенно наращивать объемы производства, чтобы обеспечить спрос рынка, а также освоить выпуск других моделей Renault.

Новые производства в 2020-м открылись и в сегменте коммерческой техники. В городе Сарань ТОО «QazTehna» совместно с Yutong Group в рамках программы по модернизации автобусного парка страны запустили линию мелкоузлового производства (CKD) автобусов и спецтехники Yutong. Проектная мощность предприятия составит 1200 автобусов и 500 единиц спецтехники в год, уровень локализации, как ожидается, превысит 50%.

По мнению большинства участников авторынка, нынешний год не разочарует и продолжит взятый в последние годы курс на рост. В планах АКАБ – довести количество официальных продаж легковой и легкой коммерческой техники до 100–120 тыс. единиц, при этом более 50% дилеров, принявших участие в опросе, планируют продать на 5–10% больше, чем в прошлом году, 14% намерены увеличить продажи на 10–20%, а 21% – на целых 20–30%. И лишь 7,1% респондентов считают, что их продажи в нынешнем году вряд ли превысят прошлогодние. Сохранится тренд на увеличение на рынке доли локальных автомобилей, рост объемов их производства и степени локализации.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить