Машины времени

Каким станет мир автомобилей в ближайшем будущем

Фото: Advertisement from 1957 for “America’s Independent Electric Light and Power Companies” (Art by H. Miller)

Мы постепенно привыкаем к тому, что цифровые технологии окружают нас везде – дома, в офисе и даже в собственном авто. Считается, что проявления прогресса делают наше пребывание за рулем более информативным и комфортабельным. За последние годы технологии продвинулись вперед, и сегодня автомобиль еще и выполняет роль персонального ассистента: сообщает в реальном времени информацию о пробках, специальным сигналом предупреждает водителя, решившегося на рискованное перестроение, и замедляет ход при чрезмерно опасном приближении к другой машине.

Умный мир

И это далеко не все, чего следует ждать от автомобиля будущего, утверждают авторы четвертого ежегодного отчета Connected Car Study 2016, в составлении которого принимали участие представители автомобильных концернов и консультанты из группы PwC. «Многие связывают будущее автопрома прежде всего с созданием автономного транспортного средства, но это лишь часть перемен. Автономное вождение предполагает сопровождение автомобиля по проезжей части с учетом правил дорожного движения, а это невозможно без использования большого количества сенсоров, сложного программного обеспечения, больших объемов данных. Такой автомобиль едва ли появится на городских магистралях ранее чем через 10–20 лет, но машина будущего формируется уже сегодня, пусть и в других проявлениях. В ближайшие годы появятся новые уровни связи между транспортными средствами, что обеспечит появление новых услуг как внутри авто, так и за его пределами, появятся машины, ориентированные на конкретные виды использования, радикально изменится само представление о владении автомобилем», – отмечают они.

Через несколько лет машины станут незаменимой частью интернета вещей (IoT) и смогут связываться с другими видами транспорта и умным домом. По прогнозам аналитиков из Boston Consulting Group, через 10 лет объем рынка беспилотных транспортных средств составит $42 млрд, а доля самоуправляемых автомобилей в общей структуре продаж достигнет 13%.

Функция беспилотного управления позволит водителям посвящать больше времени другим занятиям – писать электронные письма, слушать музыку, просматривать видео.

Компания Bosch, например, несколько лет назад начавшая работу над «начинкой» для беспилотных авто, на недавно завершившемся в Барселоне Mobile World Congress представила концепт-кар, продемонстрировавший, как в будущем изменится пространство автомобильного салона. «Концепт включает несколько инновационных технологий. Одна из них – камера контроля водителя, распознающая лица и персонализирующая настройки с того момента, как человек садится в машину. Автомобиль самостоятельно устанавливает руль, зеркала, внутреннюю температуру и радиостанцию в соответствии с личными предпочтениями. В него будет встроена первая в мире система управления жестами и тактильная обратная связь, которая работает с помощью ультразвуковых датчиков и обнаруживает верное расположение рук водителя. Благодаря сенсорному экрану с тактильной обратной связью кнопки, отображающиеся на экране, будут ощущаться выпуклыми, это позволит не отвлекаться от дороги. Инновационная система Mirror Cam System, которая работает с помощью специальных камер, заменит наружные зеркала. В интерьер автомобиля могут быть встроены видеодатчики, благодаря которым изображения с камер будут отображаться с правой и с левой сторон передней стойки автомобиля», – рассказывает руководитель пресс-службы ООО «Роберт Бош» Юлия Голубцова.

Разработчики прогнозируют появление новых способов персонализации, при которых, например, в роли цифрового ключа для запуска автомобиля будет выступать смартфон, а система территориального паркинга сможет обнаруживать с помощью специальных датчиков свободные парковочные места и передавать информацию водителю.

Облачные цифровые услуги в подключенных автомобилях если не компенсируют нехватку водительского опыта, то помогут сберечь нервы на дороге. Системы предупреждения о пробках, образовавшихся из-за выехавшего не на ту полосу водителя, уже работают, но сегодня на то, чтобы получить уведомление по специальным каналам и транслировать его по радио, уходит слишком много времени. Новые системы уведомления, работающие на основе облачных технологий, фиксируют изменение обстановки на дороге гораздо быстрее, в течение нескольких секунд, снижая для других участников движения риск попасть в аварийную ситуацию. В ближайшие десятилетия самоуправляемые и подключенные модели помогут снизить количество серьезных аварий на 70%.

Фото: © Depositphotos.com/Best3d

Новые игроки

К 2022 году мировой рынок подключенных автомобилей будет расти почти на 25% в год. Столь заметным перспективам данного сегмента способствуют несколько ключевых трендов. Один из них связан с тем, что новые технологии со временем становятся дешевле. Сегодня технологические инновации, связанные с подключенными автомобилями и беспилотным вождением, остаются прерогативой таких «монстров» индустрии, как BMW и Tesla, но со временем нововведения шагнут за рамки премиального сегмента и пойдут «в народ» в виде довольно бюджетных форматов, например роботакси. Способствовать снижению цен будет и рост популярности электромобилей – они проще в сборке, чем традиционные авто, а один из пионеров отрасли Tesla еще в 2014 году предоставила право свободного доступа к своим патентам на электрические двигатели, если технологию используют правомерным образом.

Внедрение цифровых технологий преобразует автопром. По мере того как подключенные автомобили будут совершенствоваться технологически, изменятся и традиционные автопроизводители. Большинство из них сейчас рассматривают автономное управление скорее как одну из опций, нежели как импульс, который спровоцирует создание совершенно новой индустрии. Однако новые компании самостоятельно развивают технологии и тем самым меняют концепцию и традиционную цепочку создания стоимости транспортных средств. Apple вложила в iCar до $10 млрд, Google работает над операционной системой для подключенных автомобилей, а его беспилотники уже преодолели более 1,5 млн километров. Буквально на днях Intel официально объявил о приобретении израильской MobilEye, которая ранее создавала систему автопилота для Tesla, а также работала с 27 крупными автопроизводителями, включая BMW и Audi. Новая компания обойдется американской корпорации в $15,3 млрд, и эту сделку уже называют самым крупным поглощением в области беспилотных технологий. Так что со временем лидерство в отрасли могут захватить новые технологичные игроки, готовые оперативно осваивать инновационные технологии, а цикл разработки автомобиля сократится с нескольких лет до нескольких месяцев.

Без автомобиля

На развитие инновационного автомобилестроения повлияет и концепция новой городской мобильности. Уже сегодня жители западных мегаполисов все меньше заинтересованы во владении собственным авто, они предпочитают свободно передвигаться по городу на общественном транспорте, не думая о пробках и парковке, а машину арендуют лишь в случае необходимости. Беспилотные автомобили в сочетании с моделью обслуживания «по требованию» сводят на нет целесообразность владения собственной машиной. На этом этапе сложной задачей станет создание диспетчерской системы, координирующей перемещение автономного транспорта, но это тема для отдельного серьезного исследования.

Вместе с тем, отмечают авторы отчета, не следует забывать об огромном рынке Китая, где представители растущего среднего класса в отличие от европейцев мечтают о личном автомобиле. При этом китайские потребители рассчитывают, что машины, которые они покупают, будут оснащены в соответствии с последними технологическими трендами.

В прошлом столетии, говорится в отчете, нормы технического регулирования в транспортной сфере не успевали за нововведениями. Так, ремни безопасности автопроизводители впервые предложили в качестве опции в 1949 году, а законодательство, оговаривающее их обязательное использование, появилось лишь в 1970-м. Эксперты полагают, что в случае с подключенными автомобилями события будут развиваться по-другому и законы, регулирующие деятельность этого сегмента, не отстанут от прогресса. Произойдет это в том числе и потому, что сегодня в Западной Европе, например, содержание личного авто (если речь идет о привычном двигателе внутреннего сгорания) обходится дорого как в плане налогов, так и с точки зрения затрат на содержание, включая цену бензина и парковки. Во многом поэтому автопроизводители вкладывают средства в альтернативные связанные технологии, услуги по распределению поездок и варианты сотрудничества с новыми технологичными компаниями – можно вспомнить инвестиции Toyota в Uber, Volkswagen в Gett, GM в Lyft. Это объясняет и выход на автомобильный рынок таких IT-компаний, как Google, Apple и Alibaba, которые не только не отстают от автоконцернов в разработке беспилотных и подключенных авто, но и в чем-то их опережают.

Пока, отмечают авторы отчета, автомобильная промышленность в традиционном виде выглядит достаточно благополучной, ее прибыль увеличилась с $400 млрд до $600 млрд в год. Но впоследствии значительная часть роста будет приходиться на развивающиеся рынки, а доля автопроизводителей в общих доходах снизится. Автомобильный рынок будет расти главным образом за счет послепродажного обслуживания, а основным источником доходов производителей станут программное обеспечение и облачные сервисы.

Что касается беспилотников, то Илон Маск еще в 2015 году предсказывал, что автомобили Tesla станут полностью автономными через три года, а исполнительный директор MobileEye Зви Авитам предполагал, что технология компании обеспечит полное автономное управление к 2019 году. Но прагматики полагают, что проработка технологии искусственного интеллекта, интерфейса «человек – машина» и ключевых элементов базовой инфраструктуры автомобиля потребует заметно больше времени. Вопрос в том, достигнут ли эти технологии такого уровня развития и массовости, чтобы стать стандартными даже для самого дешевого городского авто, или так и останутся фантастикой, не воплощенной в реальность.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1353 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
22 ноября родились
Айбек Байзаков
председатель правления (генеральный директор) ТОО «КазРосГаз»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить