Крупнейший скандал в истории автопрома: причины и следствия

13576

Этот год войдет в историю Volkswagen как самый тяжёлый в истории концерна: сменился глава компании, акции стремительно упали в цене, убытки оцениваются минимум в $18 млрд, но общая цифра потерь обещает быть гораздо выше

Всему виной – «дизельный скандал», набирающий обороты и грозящий масштабными проверками и серьёзными последствиями не только этому, но и другим автопроизводителям-гигантам. Эксперты уже назвали этот скандал самым громким и дорогим за всю историю автопроизводства. Что же произошло и какие меры принимаются по этому поводу?

От победы – к поражению

США – непростой рынок для иностранцев: даже войдя туда, лишь немногие из процветающих европейских брендов достигают столь же высоких результатов, как дома. Яркий тому пример – один из крупнейших мировых автопроизводителей, немецкий концерн Volkswagen. Основными рынками сбыта компании по сей день являются Европа и Азиатско-тихоокеанский регион, на каждый из которых приходится примерно по 40% продаж Volkswagen AG. Южная и Северная Америка вместе взятые приносят концерну всего около 17% прибыли.

 До недавних пор доход компании достигал рекордных отметок. В июне 2015 Volkswagen AG даже удалось обойти своего главного конкурента – Toyota Motor Corporation, продав на 20 тыс. автомобилей больше. Следующим шагом на пути к дальнейшему успеху должно было стать массовое распространение в США дизельных автомобилей концерна, для чего в первой половине 2015 в Штатах была проведена массированная рекламная кампания «Чистый дизель», призванная поддержать продажи дизельных модификаций автомобилей концерна.

Ставки немцев на распространение дизеля в Америке выглядели полностью оправданными: в Европе на дизтопливе работает около половины автомобилей, в США их доля составляет всего 3%, однако эксперты прогнозируют расширение этого сегмента в ближайшие годы. Таким образом, для успеха требовалось продвижение не просто конкретных марок, а всей категории дизельных авто.

Однако главной трудностью было вовсе не это,  а жёсткие нормы допустимого уровня выбросов в атмосферу, обязательные для соблюдения при выходе на американский рынок. В США рамки допустимого гораздо строже, чем в Европе. Так, например, на европейских дорогах разрешается выброс дизелем до 0,08 г оксидов азота на километр, а в Америке допустимый уровень этих вредных для дыхательных путей соединений составляет всего 0,04 г на милю (то есть на 1,6 км).

Успешно пройдя все необходимые проверки, дизельные автомобили поступили в продажу в США. Сопровождавшая их рекламная кампания обещала сразу два весомых преимущества: экономичность и экологичность дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми аналогами. Но если финансовая выгода была и остаётся прозрачной и понятной, с уровнем выхлопов дело оказалось нечисто.

Чистый дизель – грязные методы

Первые сомнения в достоверности результатов экотестов автомобилей концерна появились еще в 2014 у специалистов американской исследовательской компании ICCT (The International Council on Clean Transportation - Международный совет по экологически чистому транспорту). Их насторожили кардинальные расхождения результатов европейских лабораторных испытаний и дорожных тестов автомобилей BMW X5, Volkswagen Passat и Volkswagen Jetta. Во время тестов уровень выбросов был в пределах нормы, но во время дорожных испытаний датчики зашкаливали! Руководитель европейского отделения ICCT Питер Мок предложил провести в Америке повторную проверку вызвавших опасения дизельных моделей. Результатов, которые она показала, не ожидал никто: лишь BMW X5 удалось успешно пройти тест. Вместе с тем уровень вредных выбросов автомобилей Volkswagen Passat превышал норму в 5-20 раз, а моделей Volkswagen Jetta – в 15-35 раз!

После публикации сенсационных данных EPA (Агентство по охране окружающей среды США) в мае 2014 начало расследование, узнав о котором, представители концерна отреагировали мгновенно. Заявив, что нашли причину столь высокого уровня вредных выбросов, они отозвали в декабре 2014 с американского рынка около 500 тыс.  автомобилей для корректировки их программного обеспечения.

Казалось, тема закрыта, однако специалисты ЕРА не остановились на полпути и продолжили тщательный анализ дизелей немецкого концерна. Результат, взбудораживший всю мировую общественность, был обнародован 18 сентября 2015: в бортовых компьютерах  четырех моделей VW - Passat, Golf, Jetta и Beetle, а также Audi A3, производимой концерном, ЕРА обнаружили программное обеспечение, позволявшее существенно занижать уровень вредных выбросов во время тестирования.

Речь шла о моделях 2009-2015 годов выпуска, оснащённых турбированными дизельными двигателями TDI объемом 2 литра. Эти моторы типа ЕА189, имеющие экологический класс «Евро 5», устанавливались на автомобили концерна начиная с 2009. Определяя при помощи специального софта, когда к автомобилю подключалось оборудование для тестирования выхлопных газов, система включала на максимум фильтрацию вредных выбросов. После окончания проверки автомобиль возвращался к обычному режиму работы, во время которого выброс вредных для здоровья оксидов азота превышал норму примерно в 40 раз.

Разоблачив столь вопиющее несоответствие, в своем предписании от 18 сентября ЕРА потребовало от концерна немедленно прекратить продажу в США моделей, оснащенных двигателями «с обманом», а также отозвать 482 тыс. автомобилей, проданных американцам в период с 2009 по 2015.

Увы, это была только вершина айсберга. Через 4 дня, 22 сентября, руководство Volkswagen AG официально признало, что обманным программным обеспечением оснащены 11 млн автомобилей с дизельными двигателями, выпущенные за последние 7 лет.

Масла в огонь подлил немецкий еженедельник Bild am Sonntag, опубликовавший 27 сентября информацию о том, что в ходе внутреннего расследования, начавшегося в Volkswagen сразу после сенсационного разоблачения, было обнаружено письмо от компании Bosch, датированное 2007. В нем Bosch – поставщик того самого программного обеспечения – предупреждает, что предназначено оно исключительно для тестовых испытаний и не может быть установлено на серийные автомобили. Представители Bosch отказались комментировать эту публикацию, ссылаясь на деловую этику. Однако этот вопрос стал еще одним пунктом в списке обманных действий, за которые придется ответить Volkswagen.

Убытки в размере $18 млрд – это только начало

Самым большим штрафом, выставленным автопроизводителям в последние годы, был иск компании Toyota, которую власти США обязали выплатить $1,2 млрд евро за утаивание информации о бракованных педалях акселератора и ковриках. Однако это – сущие пустяки по сравнению с убытками, грозящими Volkswagen.

Хотя компания, предвидя расходы, связанные со скандалом, уже зарезервировала на их покрытие 6,5 млрд евро, этого может быть слишком мало. Только ЕРА грозит концерну штрафом в размере $37,5 тыс. за каждый проданный автомобиль, не соответствующий сразу двум пунктам Закона о чистоте воздуха, что составляет около $18 млрд за все реализованные в США авто. Кроме этого, Минюст США, начавший уголовное расследование дела, вынесет свои санкции. Сюда можно прибавить уголовные дела, заведённые против Volkswagen прокурорами 25 штатов Америки, а также последующие вскоре иски от рядовых американцев, являвшихся собственниками отозванных автомобилей.

Не считая судебных издержек, компания уже «подешевела» примерно на 15 млрд евро в результате моментального падения акций VW на Франкфуртской бирже на 23%. Цена акций продолжает снижаться, и колоссальные средства теряет не только компания, но и её акционеры.

Наивно будет полагать, что на претензиях американцев всё закончится: европейцы, которые столь активно пересаживались на дизели в последние годы, теперь жаждут узнать правду о своих авто. Немецкое правительство уже начало расследование дела одного из флагманов отечественной промышленности; французы требуют, чтобы скандалом дополнительно занялась комиссия Евросоюза; Южная Корея и Великобритания проводят собственный анализ. Растущая волна, согласно прогнозам специалистов, грозит накрыть всех автопроизводителей, в чьём портфолио есть дизельные модели, и ставит под вопрос развитие дизельной технологии в целом.

Немецкое правительство не зря обеспокоено ситуацией: кроме тени, брошенной на весь автопром страны, безукоризненный до недавних пор, нынешний скандал может быть чреват потерей рабочих мест тысячами сотрудников концерна VW и его дилеров. Представители концерна должны в ближайшие дни предоставить властям свой план устранения кризиса. При этом назначенное на 9 ноября внеочередное собрание акционеров уже отменено: руководство компании не думает, что найдёт обоснованные ответы на вопросы держателей акций в течение столь короткого периода времени.

Европейские автопроизводители один за другим делают заявления о собственной честности при проведении тестов и готовности соответствовать стандартам «Евро 6». Только вот методики тестирования автомобилей могут в ближайшее время кардинально измениться.  На самом деле, многие были давно недовольны европейским подходом к столь серьёзному анализу, ведь тест для проверки выхлопных газов в Евросоюзе существует всего один ( NEFZ), да и тот проводится в лабораторных условиях – ясное дело, его результаты не сравнить с пятиуровневой проверкой американцев.

Кадровые перестановки и другие перемены

Пока в мире бурлят страсти из-за обмана Volkswagen, внутри концерна события развиваются не менее активно. Так, главной новостью последнего времени, безусловно, стал уход Мартина Винтеркорна с поста главы компании. Это решение он явно принял не самостоятельно, ведь в своём видеообращении, записанном за пару дней до этого, топ-менеджер сообщил, что не собирается уходить. Однако вскоре его место занял Маттиас Мюллер, глава Porsche и ставленник некогда всесильного экс-председателя наблюдательного совета Volkswagen Фердинанда Пьеха. По иронии судьбы, Пьех уже пытался сместить Винтеркорна в пользу Мюллера еще полгода назад, однако вызвал тогда столь серьёзное недовольство акционеров, что был вынужден уйти в отставку сам.

Нынче же Мюллеру не позавидуешь, ведь его первыми шагами на новом посту должны быть кардинальные меры по восстановлению репутации концерна, и будущее топ-менеджера зависит от того, как он с этим справится.

Что же касается Винтеркорна, его будущее пока туманно. С одной стороны, именно под его руководством концерн достиг рекордных успехов, увеличив прибыль и количество сотрудников почти вдвое. С другой, известно, что все важные события и запуски в компании происходили под личным контролем Винтеркорна – и в этом случае выглядит неправдоподобной его полная неосведомлённость об установке скандального ПО на миллионы автомобилей концерна. Причастен ли он к фальсификации тестов, покажут результаты расследований, которые проводятся как внутри концерна, так и за его пределами.

Пока идет поиск виновных, временно отстранены от исполнения своих обязанностей и отправлены в отпуск еще несколько топ-менеджеров концерна – глава подразделения по развитию бренда VW Pkv Хайнц-Якоб Нойсер, топ-менеджер Audi Ульрих Хакенберг, несущий ответственность за техническое развитие компании, и глава отдела разработок Porsche Вольфганг Хатц.

Кроме того, глобальные изменения коснулись и структуры Volkswagen AG. Наблюдательный концерн решил разделить концерн на 4 группы компаний, каждая из которых будет активно контролироваться руководством концерна. В первую группу войдут основные бренды концерна - Volkswagen, Skoda и Seat, во вторую – спортивные модели Bentley, Porsche и Bugatti, третью группу составят Audi, Lamborghini и Ducati, а к четвертой отнесут грузовые автомобили Scania и MAN.

Остаётся только следить за развитием событий и ждать финала самого громкого за всю автомобильную историю скандала с брендом, чья кристальная репутация впервые дала столь серьёзную трещину.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить