Выживут ли автоконцерны в эпоху COVID-19?

Всего за несколько месяцев таинственный вирус из локальной проблемы превратился в глобальную пандемию, изменившую привычный ход жизни и перевернувшую с ног на голову целые отрасли, включая автомобильную

ФОТО: © Depositphotos.com/Gudella

Сначала по автомобилестроению ударил карантин в китайской провинции Хубэй, где сосредоточены производители комплектующих, сотрудничающие с крупнейшими мировыми автоконцернами. Затем к этому добавилось колоссальное падение мирового спроса. Эти факторы грозят обвалить продажи новых авто на 20–40% по итогам года.

Разумеется, страдают и другие сферы экономики, однако для автомобильной промышленности удар был особенно ощутимым – настолько велика роль Китая и в производстве машин, и в их сбыте. Сегодня более 90% производственных мощностей в Европе и Северной Америке простаивают. В Азии ситуация тоже непростая: там сборка автомобилей только начинает оживать. По всему миру десятки тысяч людей, занятых в автомобильной индустрии, были отправлены в отпуск без содержания. Все это ставит индустрию на грань выживания, полагают эксперты The Boston Consulting Group.

Автомобильная индустрия – один из драйверов мировой экономики, отмечают в BCG. В этой сфере работают 59 млн человек, а ее совокупный вклад в глобальный ВВП составляет $5,5 трлн. От самочувствия автоконцернов, таким образом, зависит многое. Если они рухнут, то некоторым странам придется крайне тяжело. С другой стороны, возврат автомобилестроения к жизни повлечет за собой рост и в других секторах экономики.

Как же будет развиваться ситуация и что нужно сделать компаниям в автомобильной индустрии, чтобы остаться на плаву?

Экономическое пике

Последнее десятилетие было необычайно удачным для автомобильной индустрии. В 2009, в разгар глобальной финансовой рецессии, было продано 64 млн легковых авто. В 2019 продажи составили 90 млн. Локомотивом рынка стал Китай, который за эти годы укрепился в роли крупнейшего рынка сбыта автомобилей.

Теперь, во время пандемии, спрос на новые авто значительно упал. Главной причиной эксперты BCG считают осторожность потребителей. Никто не знает, как долго продлится пандемия, насколько затянется восстановление экономики и сильно ли упадут доходы. Поэтому крупные покупки сейчас, как правило, откладывают. Потребительская нерешительность, скорее всего, продлится довольно долго и пройдет только через год-полтора, либо раньше, если выпустят вакцину от коронавируса.

Сильно ли пострадает спрос на автомобили? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо попытаться предсказать поведение экономики. Известно, что чаще всего после шоковых событий экономика восстанавливается по одному из трех сценариев. Первый – это V-образное восстановление, когда резкое падение сменяется не менее стремительным ростом. Второй сценарий называется U-образным, при котором экономические показатели какое-то время лежат «на дне» и только потом возвращаются к прежнему уровню. Наконец, третий, самый пессимистичный – L-образный. В этом случае экономический урон настолько серьезен, что рост не восстанавливается вовсе.

Используя свои наработки в прогнозировании, аналитики BCG создали модель поведения экономики после окончания пандемии. Эксперты учитывали такие факторы, как длительность карантина и эффективность мер по сдерживанию роста заболеваемости COVID-19. Кроме того, в расчет брались такие макроэкономические показатели, как доход домохозяйств, объем инвестиций и ВВП, безработица и др. В итоге аналитики пришли к выводу: нынешнюю ситуацию сложно с чем-то сравнить, настолько она необычна. Тем не менее данные говорят о том, что наиболее пессимистичного сценария, возможно, удастся избежать. Спад будет, однако пройдет по умеренной кривой. Многое зависит от длительности и масштабов пандемии, а также от эффективности мер, направленных на снижение вероятности повторной вспышки. Учитывая вышеперечисленные факторы, а также прогнозы восстановления трех крупнейших мировых рынков (США, Китай и Европа), аналитики BCG склоняются к тому, что экономика поведет себя по U-образному сценарию.

Ответственность и стойкость

Пандемия, несомненно, вызвала крупнейший в истории автопромышленности кризис. Ситуация требует от топ-менеджмента быстрых и решительных действий. В последние недели и месяцы менеджеры были заняты кризисным реагированием: нужно было пересмотреть прогнозы, урезать расходы и помочь государствам снизить темпы роста заболеваемости COVID-19. Теперь настала пора подготовиться к постепенному перезапуску производства и продаж.

Очень важно в этой ситуации держать руку на пульсе глобальной экономики и мониторить настроения потребителей. В BCG рекомендуют прописывать разные сценарии развития событий и составлять планы действий. Причем делать это необходимо регулярно, по мере появления новой информации.

Особое внимание стоит уделить обеспечению ликвидности предприятий. Расходы эксперты советуют урезать максимально, при этом не забывая, что главный капитал любой компании – это люди. Придется также пересмотреть цепочку поставок, которая в автомобильной индустрии охватывает множество стран.

Безопасность на рабочем месте также крайне важна. Автоконцернам необходимо убедиться в том, что риск распространения инфекции на предприятиях и в офисах минимален. Для этого можно ввести посменную работу, переставить мебель или станки, бесплатно раздавать маски, перчатки и санитайзеры, увеличить частоту генеральных уборок и дезинфекционных обработок, следить за температурой сотрудников и т. д.

Кризис – это отличная возможность продемонстрировать всем свою надежность и ответственность. Эксперты BCG рекомендуют почаще общаться с рядовыми сотрудниками, создавать условия для сплоченной работы и взаимо­выручки. Нет лучшего рецепта в отношениях с людьми, чем честность. Кроме того, когда все закончится, наиболее лояльные сотрудники должны быть вознаграждены за свои усилия.

В общем, что бы ни случилось, главное – оставаться порядочным работодателем и не забывать о социальной ответственности. Бизнес должен проявить стойкость и креативность. Возможно, нынешний кризис окажется той самой возможностью перестроить свою работу на новый лад, ускорить внедрение инноваций и выйти из трудной ситуации победителем, подытоживают в BCG. Для автопромышленности особенно важно выстоять, ведь для многих стран она является ключевой.

Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6327 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
26 октября родились
Ораз Жандосов
директор Центра экономического анализа "Ракурс"
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить