Когда Балушкин сможет продавать казахстанские LADA в своей дилерской сети в России

6944

Об этом обозревателю Forbes.kz рассказал в эксклюзивном интервью президент АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев

Слева направо: глава БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО Анатолий Балушкин, президент АВТОВАЗа Николя Мор, президент АЗИЯ АВТО Ерик Сагымбаев
Фото: Архив пресс-службы
Слева направо: глава "Бипэк Авто – Азия Авто" Анатолий Балушкин, президент АвтоВАЗа Николя Мор, президент "Азия Авто" Ерик Сагымбаев

В начале 2018 Forbes.kz сообщал, что председатель совета директоров группы компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» Анатолий Балушкин получил полный контроль над российским дилером.

Напомним, что в 2015 АвтоВАЗ и «Бипэк Авто – Азия Авто» учредили в Москве ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск», 75% которого принадлежали казахстанской группе, 25% - российскому автопроизводителю. На баланс ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск» российский холдинг передал 6 дилерских центров с условием последующей передачи активов под полный контроль «Бипэк Авто – Азия Авто» в среднесрочной перспективе. Переданные автоцентры, расположенные в шести городах РФ, и стали базисом для российской дилерской сети «Бипэк Авто – Азия Авто».

В октябре 2017 АвтоВАЗ вышел из капитала ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск». В российских СМИ представители АвтоВАЗа сообщили о намерении развивать собственную действующую дилерскую сеть.

Летом 2017 Анатолий Балушкин стал крупнейшим дилером LADA в России, после завершения сделки по приобретению «Бипэк Авто» у петербургской компании «Р–Моторс». На 2018 группой намечена консолидация управленческих структур «Азия Авто Усть-Каменогорск» и «Р-Моторс». Всего c прошлого года количество дилерских центров в российском активе «Бипэк Авто – Азия Авто» увеличилось до 20 автоцентров в 15 городах.

Обозреватель Forbes.kz встретилась с президентом АО «Азия Авто» Ериком Сагымбаевым и поговорила о ситуации на казахстанском авторынке и перспективах выхода отечественных автомобилей на рынок РФ через российскую дилерскую сеть, принадлежащую Анатолию Балушкину.

Ерик Сагымбаев
Ерик Сагымбаев

F: Ерик Ерлесович, удалось ли вам восстановить объёмы производства после кризиса казахстанского авторынка в 2015?

- Нам пока не удалось восстановить производство в полном объёме. Сам рынок еще не восстановился до прежних размеров. В 2014 мы собрали 31 тыс. автомобилей, в 2017 - 11,4 тыс. автомобилей. Однако тенденция достаточно хорошая: в 2017 мы собрали больше автомобилей, чем за 2015 и 2016 суммарно. В 2018 мы планируем собрать порядка 19 тыс. автомобилей. Мы видим, что наметилась позитивная тенденция. С марта прошлого года мы наблюдаем, что рынок новых автомобилей все время растёт.

F: Казахстанский авторынок отметил год непрерывного роста: в январе-феврале реализовано 7,2 тыс. легковых автомобилей на сумму $170 млн. Статус крупнейшей дилерской группы на рынке Казахстана сохраняет за собой холдинг «Бипэк Авто – Азия Авто». По итогам отчётного периода 30% всех покупателей новых легковых автомобилей (включая LCV) остановили выбор на предложениях этой группы. Благодаря чему рынок начал восстанавливаться?

- Здесь роль сыграли несколько факторов. Во-первых, экономика выходит из кризиса, покупатели это ощущают, и потребительская способность стала восстанавливаться. Во-вторых, действия правительства, направленные на поддержание авторынка, сыграли свою роль. Автокредитование и утилизационные сертификаты - это два достаточно мощных инструмента, которые переориентируют рынок на казахстанские автомобили.

F: В августе 2017 Анатолий Балушкин стал крупнейшим дилером LADA в России. Способствовало ли это выходу автомобилей, произведённых на ваших заводах, на российский рынок?

- На текущий момент мы не экспортируем автомобили в Россию. Все продажи LADA на территории РФ - это автомобили, произведённые на заводах "АвтоВАЗа". Создание этой сети – проведение подготовки к запуску нашего совместного с АвтоВАЗом завода в Усть-Каменогорске (в строящемся заводе АвтоВАЗу принадлежит блокирующий пакет акций в 25% + одна акция, остальная часть группе компаний «Бипэк Авто – Азия Авто». – F).

Модели, которые будут локализованы в Казахстане, смогут продаваться на российском рынке в тех регионах, где это будет экономически оправдано. Но не раньше, чем запустим производство полного цикла в Усть-Каменогорске на совместном заводе.

F: На какие рынки вы сейчас поставляете свою продукцию?

- 80% экспорта казахстанских автомобилей пришлось именно на нашу площадку. Основной объём поставок приходился на экспорт LADA в Китай - более 1,2 тыс. автомобилей за год.

У нас были разовые поставки в Кыргызстан и Узбекистан. Но пока говорить о них как о серьёзных поставках нельзя, так как это были проверочные поставки. Мы таким образом проверяем рынок и дилера. Есть барьеры тарифные и нетарифные, и если мы хорошо знаем о тарифных (пошлины, акцизы), то нетарифные, такие как техническое регулирование, административные барьеры, - мы с ними не сталкиваемся, пока автомобиль не привезём. Для этого мы и делаем пробные поставки, чтобы понять, с чем придется столкнуться при выходе на этот рынок. Если в Кыргызстане техническое регулирование такое же, как в Казахстане, то Узбекистан для нас - terra incognita, и вопрос сертификации – один из тяжёлых и длительных процессов. В этом году мы планируем одну модель поставить для сертификации в Узбекистане, чтобы в следующем году поставлять наши автомобили на этот рынок. Но сейчас говорить о поставках на этот рынок рано.

F: В 2013 состоялась церемония закладки первого камня казахстанско-российского СП по производству полного цикла. С казахстанской стороны СП представляет группа компаний «Бипэк Авто – Азия Авто». Как проходит строительство этого завода?

- Начало строительства пришлось на нелёгкие времена в экономике - рынок упал, банки сократили финансирование, поэтому наши планы были откорректированы: и объем инвестиций откорректирован, и даты несколько смещены. Привлечь средства для строительства и закупа оборудования стало намного проблематичнее, и государственные институты развития приостановили свою деятельность.

Все факторы, связанные с кризисным периодом, нам удалось преодолеть. У нас есть договорённость с БРК, нашими партнерами и акиматом, который оказывает нам поддержку по строительству инфраструктуры. Мы рассчитываем, что до конца 2018 все работы по инфраструктуре будут закончены. Сейчас начинается строительный сезон, мы продолжаем возведение производственных корпусов. К осени сдадим корпуса под монтаж оборудования и планируем к концу 2019 запустить производство.

F: Сколько вы уже инвестировали в строительство завода и сколько ещё необходимо средств, чтобы его запустить?

- По нашим оценкам, на сегодня было инвестировано $62 млн собственных средств компании. Государственные средства не привлекались.

Общая стоимость проекта была скорректирована и снижена практически в два раза за счёт сокращения заявленной мощности. Запланированная мощность была 120 тыс. автомобилей в год. Но на первоначальном этапе мы строим завод мощностью 60 тыс. автомобилей в год, с возможностью увеличения производства до 120 тыс.

F: Какова роль АвтоВАЗа в этом проекте?

- Это наш технологический партнер и акционер. АвтоВАЗу принадлежит блокирующий пакет акций завода: 25% + одна акция. На момент создания общества вклад АвтоВАЗа составил 3 млрд тенге – это были нематериальные активы. Российский партнёр передал нам технологическую и конструкторскую документацию, ноу-хау, лицензии на товарные знаки и другие виды нематериальной поддержки.

F: Финансовая поддержка в строительстве нового завода в Усть-Каменогорске со стороны АвтоВАЗа предусматривается?

- Нет.

F: Изначально она предусматривалась или АвтоВАЗ отказался от финансового участия в этом проекте?

- Такие договорённости были первоначально.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить