Китай хочет избавиться от многих производителей электрокаров

10032

Противостояние пекинской администрации и бизнесменов, работающих в сфере производства электрокаров и гибридов, усиливается

BYD e6 SUV – лишь один из сотен китайских электрокаров, которые уже разъезжают по дорогам или готовятся к производству.
Фото: Forbes.com
BYD e6 SUV – лишь один из сотен китайских электрокаров, которые уже разъезжают по дорогам или готовятся к производству.

«Верхи пишут законы – низы им противодействуют». Эту пословицу знает каждый китайский бизнесмен.

Что эти слова означают на практике? Чиновники в Пекине имеют привычку периодически ставить очередную амбициозную экономическую задачу для всей страны. Затем работники на местах впопыхах придумывают, как бы обернуть решение пекинского руководства в свою пользу.

Видение «низов» часто отличается от мнения центрального аппарата власти, и возникает неразбериха. Точно такая, какую сейчас переживает китайская индустрия электрокаров.

В начале этого года государственные органы КНР вдруг обнаружили, что в 2015 было продано на 30 тыс. больше электрокаров, чем утверждалось в официальной статистике. Оказалось, что автопроизводители пытались заработать таким образом. Дело в том, что за продажу каждого электрокара правительство выплачивает концернам субсидии. Пронырливые бизнесмены стали «продавать» свою продукцию вымышленным покупателям, чтобы получить вознаграждение, сумма которого за каждый проданный экземпляр доходила до $12 тыс.

Примеру относительно известных автоконцеров решили последовать никому не знакомые стартапы. Компания под названием WM Motor за один лишь месяц своего существования каким-то неведомым образом смогла привлечь от инвесторов целый $1 млрд. При этом ни одной реальной модели компания не выпустила – лишь прототипы на бумаге.

Китайское руководство мечтает, чтобы страна вышла на первое место в мире по производству электрокаров. Но истории мошенничества, понятно, привели их в полный ужас.

Недавно Министерство индустрии и информационных технологий КНР опубликовало черновой вариант нового закона о производстве электрокаров. К середине сентября чиновники ожидают получить рекомендации лидеров этой отрасли. Судя по всему, ведомство решило железной рукой ударить по дилетантам и махинаторам: состоящий из 28 пунктов закон основательно ужесточает правила получения лицензии на производство электрокаров. По мнению министерских экспертов, компании в этой сфере нужно укрупнить – только так можно подстегнуть подлинное развитие технологий. Вполне возможно, что число лицензий на производство электрокаров чиновники ограничат десятью.

Помогут ли эти меры?

Когда Китай решил субсидировать производство электрокаров, инвесторы просто заплясали от восторга. В результате страна уже заняла лидирующие в мире позиции по производству электрокаров и гибридов. В этом году их совокупные продажи по прогнозам достигнут отметки в 600 тыс. экземпляров, что трижды превышает аналогичные показатели в США.

Это достижение пекинские чиновники хотели бы сохранить.

Негативный же аспект политики субсидирования заключается в том, что производством электрокаров, по данным агентства Bloomberg, в Китае занимаются более 190 компаний. С помощью элементарных арифметических действий мы приходим к выводу, что каждая компания в среднем производит около 3 тыс. машин ежегодно. Подобный мелкий масштаб, разумеется, не способствует рационализации производства и техническому прогрессу.

Стремительный рост компаний-одноневок, главная задача которых – воспользоваться несовершенством законодательства, пекинское руководство не устраивает. Им нужен порядок, которому призвана послужить квота на выдачу лицензий. Это решение кажется эффективным, однако подобные меры в прошлом часто оказывались тщетными.

На протяжении 1990-х и 2000-х годов центральное правительство настаивало на том, чтобы китайская автомобильная индустрия развивалась по принципу «Большая тройка – Маленькая тройка». Согласно этой политике, все автомобили выпускались бы силами шести государственных концернов. Этого так и не произошло: сегодня в КНР более 200 автопроизводителей.

Производство электрокаров в Китае, несомненно, продолжит расти. У многих компаний в этой области огромный потенциал. В Китае на слуху такие марки, как BYD, Le Eco, NextEV и Karma. Однако сомнительных контор на пути к процветанию этой индустрии тоже будет немало. Нельзя недооценивать силу сопротивления «низов» в Китае.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить