Казахстанский автопром защитили за счёт кошелька потребителя

9467

Введение лицензирования импорта в Казахстан автомобилей с территории стран ЕАЭС комментирует постоянный автор Forbes.kz, старший партнер компании «Саят Жолши и партнеры» Айдын Бикебаев

Многие наши граждане занимались бизнесом по перегону/покупке/перепродаже импортных машин из стран Евразийского экономического союза. Благо, почти двукратная девальвация российского рубля в конце прошлого года сделала этот бизнес привлекательным. Теперь лавочка закрылась. И эти предприниматели останутся не у дел. Для них поставлен барьер в виде необходимости получения лицензии, которую дадут лишь официальным дилерам. Таким образом, государство ограничивает конкуренцию на рынке, вытесняя так называемых «серых» дилеров и создавая искусственно олигополию.

Этот барьер установлен приказом министра по инвестициям и развитию РК от 24 апреля 2015 и вступил в силу 8 июля. Приказ принят по согласованию с министром национальной экономики РК.

Мотивация Министерства по инвестициям и развитию понятна. Ему необходимо защищать отечественных производителей и создавать для них условия. Поэтому оно, устанавливая данный барьер, преследует благую цель: защитить казахстанский автопром.

Но здесь есть вопросы к Министерству национальной экономики, которое в своем составе с осени прошлого года имеет Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Комитет по защите прав потребителей. Ведь эти ведомства должны заниматься защитой конкуренции и прав потребителей, а в данном случае понятно, что поддержка отечественных производителей будет осуществляться как раз за счет вытеснения из рынка конкурентов, а также за счёт кошелька казахстанских потребителей.

В этой связи возникают следующие вопросы:

1. Был ли согласован данный приказ с названными комитетами и как они относятся к целесообразности и правомерности такого ограничения конкуренции и ущемления прав и интересов потребителей?

2. Что предпринимает наш госорган по защите конкуренции для выравнивания цен на импортные автомашины в Казахстане с ценами на них в России? Возможно ли это сделать за счет устранения дискриминационных отпускных цен и/или иных условий, устанавливаемых иностранными производителями для казахстанских автомобильных дилеров по сравнению с ценами и/или иными условиями для их российских конкурентов?

3. Должен ли госорган по защите конкуренции оставаться в составе Министерства национальной экономики РК, а также осуществлять полномочия тарифного регулятора, учитывая неизбежный внутренний конфликт интересов?

4. Не нарушает ли нормы права ЕАЭС приказ как создающий препятствия для свободного перемещения товаров на территории стран-участниц данного Союза?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить