Как экс-дизайнер BMW и Tesla решил конкурировать с Илоном Маском, сдавая электромобили в аренду

15389

Он собирается производить недорогие электрические кроссоверы

Хенрик Фискер
ФОТО: Wikipedia/Eric Graciano
Хенрик Фискер

Известный автомобильный дизайнер Хенрик Фискер, работавший над BMW Z8, Aston Martin DB9 и ранними прототипами Tesla Model S, выходит на рынок электромобилей с инновационной идеей: он собирается производить недорогие электрические кроссоверы, которые можно будет арендовать всего за $379 в месяц. Это уже вторая его попытка занять нишу на рынке: первой помешали технические проблемы и ураган Сэнди.

Десять лет назад, еще до того, как Tesla выпустила свой революционный седан Model S, который изменил правила игры и помог Илону Маску стать миллиардером, знаменитый автомобильный дизайнер Хенрик Фискер был близок к тому, чтобы захватить лидерство на зарождающемся рынке электромобилей.

У него были обширные связи в отрасли, венчурное финансирование, дешевый госкредит на $528 млн и поражающая воображение концепция гибридного автомобиля, который можно было подключить к розетке. Но судьба распорядилась иначе. Череда неудач, в числе которых были некачественные аккумуляторытехнические сбои и ураган, который уничтожил партию роскошных автомобилей Karma стоимостью $103 тыс., отправила компанию Fisker Automotive в крутое пике, завершившееся банкротством в 2013.

Перенесемся в наши дни: Фискер твердо намерен вернуть прежние позиции в 2020-х. Его новая калифорнийская компания Fisker Inc. разработала стильный, на удивление недорогой кроссовер на аккумуляторах, производство которого запланировано на следующий год, и придумала агрессивную стратегию продаж, которая в значительной степени основана на бизнес-модели лизинга. Как и Tesla, компания не собирается сотрудничать с дилерами, а планирует продавать напрямую потребителям и обслуживать автомобили своими силами, что, предположительно, поможет сократить издержки.

Цены на электромобиль Ocean, который Fisker Inc. продемонстрировала на выставке CES в Лас-Вегасе на прошлой неделе, будут начинаться от $37 499. Автомобиль напичкан экологически чистыми деталями: от солнечных панелей на крыше до отделки салона из переработанных материалов. Зарезервировать машину можно будет всего за $250. Модель в базовой комплектации будет доступна по бессрочному договору лизинга с гибкими условиями всего за $379 в месяц, включая техобслуживание. Люксовые модели будут продаваться за сумму более $60 тыс. Высокотехнологичный салон планируется оснастить центральной консолью с широким сенсорным экраном и проекционным дисплеем, чтобы показывать тексты песен во встроенном караоке для водителей, которые любят петь.

«Мы уже нашли подрядчиков и приступаем к производству в следующем году. Мы обеспечили глобальную сеть поставок и производственные мощности для выпуска более чем миллиона машин с 2022 по 2027 год», — рассказал Фискер Forbes. Он отказался рассказать, где будут производиться автомобили и сколько денег он привлек на проект, но пообещал на Женевском автосалоне в марте раскрыть больше подробностей и назвать основных партнеров Fisker Inc. в автоиндустрии, среди которых могут быть поставщики и автопроизводители, в линейке которых сейчас нет электромобилей.

Фискер возвращается в строй в то время, когда Tesla, которая некогда наняла этого бывшего дизайнера BMW и Aston Martin для разработки ранних прототипов Model S, превращается из нишевого производителя в глобальную компанию. Акции Tesla стремительно дорожают с октября из-за оптимизма инвесторов, вызванного спросом на ее электромобили и кроссоверы, и ожиданий того, что новый завод в Шанхае, который недавно начал поставлять седаны Model 3 китайским клиентам, будет способствовать росту производства в 2020 году. 10 января рыночная капитализация Tesla достигла $85,8 млрд, сделав компанию самым дорогим автопроизводителем в истории США (по данным Dow Jones без учета инфляции). Это близко к суммарной стоимости GM и Ford в $87 млн.

Возможно, в 2020 году Tesla продаст 500 тыс. автомобилей и больше, притом что самая дешевая Model 3 стоит около $40 тыс. Но электромобили не станут по-настоящему доступными для массового рынка, пока объемы производства не вырастут во много раз. Как раз эту проблему и собирается решить Фискер.

«Чтобы когда-нибудь достичь нашего уровня цен, понадобятся миллионы машин. Поэтому мы объединились с промышленными группами, которые назовем позднее, чтобы разделить между собой покупку деталей, и уже нашли поставщиков деталей для всего механизма, — рассказывает он, избегая подробностей. — Мы сконцентрировались на развитии нашей бизнес-модели, чтобы иметь возможность сдавать машины в аренду по $379 при цене базовой комплектации $37 499. Это очень дешево — средняя ставка в США составляет $433».

Чтобы преуспеть, стартапам. независимо от того, производят они электрические или другие машины, нужны огромные деньги. Чтобы пережить первые годы и запустить завод в Калифорнии, Tesla понадобились инвестиции от Toyota, Daimler и Panasonic, а также щедрый федеральный кредит и IPO. Rivian, один из самых интересных новых стартапов, который планирует скоро начать выпускать пикапы и внедорожники на аккумуляторах, привлек около $3,5 млрд, в том числе $700 млн от Amazon, $500 млн от Ford и $350 млн от Cox Automotive.

В свои 56 лет дружелюбный датчанин Хенрик Фискер остается одаренным дизайнером и лицом своей компании. Пока рано судить, сможет ли он выполнить свои обещания. Внушительное финансирование и партнеры в отрасли имеют большое значение, но он пока не вдается в подробности по этому поводу.

Тем не менее он говорит, что предыдущий опыт создания стартапа многому его научил, и уверен, что эти знания в совокупности со значительным увеличением числа поставщиков аккумуляторов, двигателей, узлов и других деталей, необходимых для производства электромобилей, помогут новому Фискеру преуспеть.

«Важнейший урок, который я вынес из этого опыта, заключается в том, что очень сложно делать все самому. Автоиндустрия за последние сто лет изменилась, и следует понимать, что нужно не просто разработать машину, но отправить ее в производство, продать ее, а потом сохранять денежный поток и зарабатывать достаточно, чтобы выпускать следующие модели. Все это — часть нашего бизнес-плана», — говорит он.

«На мой взгляд, это единственный способ добиться цели: вам нужны очень, очень, очень крупные партнеры. У нас они есть, и не только в сфере инвестиций».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить