Как делают автомобили в Костанае

20397

Как живёт сегодня «СарыаркаАвтоПром» - единственный автопроизводитель в Казахстане, обеспечивающий рынок всеми сегментами техники: от автомобилей, лёгкой и тяжёлой коммерческой техники до автобусов

Ещё пятнадцать лет назад сложно было поверить, что десятки тысяч автомобилей Hyundai, JAC, Ssang Yong, Iveco и Peugeot, колесящие по дорогам нашей страны, будут сделаны в Костанае, в цехах бывшего так и не запущенного дизельного завода.

После развала СССР производство, рассчитанное на 20 тыс. лицензионных двигателей «Дойц» в год, остановилось на отметке 85% готовности. Когда-то надежда промышленности Костанайской области, строительство которой отстоял на самом верху Нурсултан Назарбаев, в начале 2000-х представляла собой жалкое зрелище.

90 тыс. квадратных метров в полном запустении, дорогостоящее оборудование разграблено, в цехах гулял ветер, пока сюда не пришёл «Агромашхолдинг». В 2003 году кое-какое оборудование восстановили, здание и цеха привели в надлежащий вид и уже совсем скоро начали выпускать некоторые комплектующие, помпы для двигателей сельхозтехники. Дальше – больше: сборка из машинокомплектов комбайнов и прочих бороздящих целину четырёхколесных. Чуть позже в этих цехах расположились мощности компании «СарыаркаАвтоПром», начали собирать автомобили по SKD-технологии (англ. semi knocked down – полуразобранный). На волне роста рынка здесь начали рождаться грандиозные производственные планы с закупкой высокотехнологичного оборудования для сварки и окраски кузовов. Уже тогда компания чётко понимала, что на одной отвёрточной сборке автомобилей далеко не уедешь.

Сегодня в машиностроительном кластере Костаная работает 1500 человек. Здесь производят все автомобили Hyundai, представленные в Казахстане, Chevrolet Niva, Peugeot, автобусы и грузовики Iveco и JAC по полному циклу. По итогам прошлого года производительность труда составила 121,6 млн тенге на одного рабочего. В 2017 году здесь было сделано 5912 автомобилей, почти в три с половиной раза больше, чем в позапрошлом. За 11 месяцев текущего года компания произвела 10 704 автомобиля на сумму 71,8 млрд тенге. Появилось экспортное направление и официальные дилеры в странах ЕАЭС и Таджикистане.

- В 2017 году мы экспортировали автомобили на сумму более 500 млн тенге. За 10 месяцев 2018 года уже экспортировано больше, чем за весь прошлый год – на сумму 693 млн тенге. Компания при поддержке KazakhExport с 2017 года по настоящий момент занимается отправкой в Таджикистан автомобилей в рамках контракта по поставке 1000 автомобилей JAC общей стоимостью 4 млрд тенге, - рассказывает директор ТОО «СарыаркаАвтоПром» Сырым Семейбаев.

В компании признают, что несколько лет назад с CKD-производством (полный цикл) Nomad и Toyota Fortuner шишек они набили предостаточно, но без этого проекта многого бы они не достигли.

 – Мы единственные в Казахстане умеем варить и красить современные автомобили, у нас отличное оборудование и профессиональная команда! – говорят в руководстве компании.

Именно переход на мелкоузловое производство и потенциал предприятия позволили привлечь инвесторов, которые посмотрели на казахстанский автопром совершенно иначе.

Новые возможности пришли в компанию вместе с инвестором из Поднебесной – государственной компанией Genertec-China National Vehicles Import and Export Corporation (СМС).

Оборот гигантской компании СМС превышает $25 млрд в год, и, безусловно, они увидели перспективы в «СарыаркаАвтоПроме», несмотря на не самое лучшее для казахстанского авторынка время. В 2017 китайцы вложили более $20 млн, 17 из них пришлось на закупку дополнительного оборудования и реконструкцию сварочного цеха, а также линию сборки под автомобили с несущими кузовами. Первый плод сотрудничества - полный цикл производства кроссовера JAC S3.

Сегодня здесь, используя японское оборудование OBARA, из 50 деталей варят кузов кроссовера JAC S3, после чего на современной автоматизированной линии с помощью роботов YASKAWA MOTOMAN окрашивают его. Это делает JAC S3 самым «локализированным» легковым автомобилем в стране. Ещё никто не был так близок к полноценному производству автомобилей в стране, как «СарыаркаАвтоПром». Преуспели в достижении глубокого уровня локализации на предприятии также в сегменте микроавтобусов. Iveco School Bus, в народе называемые «школьники», имеют 51% казахстанского содержания. Сегодня это самый высокий процент среди выпускаемой коммерческой техники в стране.

Вовсю идёт работа по подготовке к производству электромобилей и транспорта на альтернативных источниках топлива. В целом перед предприятием стоит задача создать автомобильное производство с высоким экспортным потенциалом. Увеличивать локализацию и выходить на экспорт — вот что вписывается в четвёртую промышленную революцию Казахстана.

Сакен Катаев

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить