Как Берни Экклстоун добывает для «Формулы 1» миллиарды долларов

9806

Выведя «Формулу-1» из категории спортивных состязаний на уровень одного из самых ярких автомобильных шоу на планете, Берни Экклстоун, к тому же, превратил гонки в успешнейший бизнес-проект

Согласно данным исследования, проведенного к 85-летию знаменитого менеджера, 30 с лишним лет под его руководством принесли «Формуле-1» $23,4 млрд. Такова общая сумма контрактов, подписанных им за годы управления соревнованиями - за всю историю профессионального спорта это наибольший капитал, который удалось заработать частному лицу.

Специалисты относят весь доход от гонок на счёт главы «Формулы 1» Берни Экклстоуна не зря. У большинства спортивных мероприятий мирового масштаба есть руководители высшего звена, каждый из которых несет ответственность за обеспечение и подписание новых контрактов в таких секторах как спонсорство, телетрансляции и корпоративные мероприятия, но F1 является исключением. В «Формуле 1» нет директора по маркетингу, пресс-атташе и даже заместителя или правопреемника Экклстоуна. Привлечением новых бизнесов во все главные направления поступления регулярных доходов F1 занимается исключительно Берни Экклстоун, непосредственно он ведёт переговоры и подписывает контракты.

Одно из главных правил ведения бизнеса боссом «Формулы 1» - никаких посредников. Переговоры о проведении Гран-при в разных странах он всегда ведёт напрямую с президентами, премьер-министрами и представителями королевских семей, причём часто встречается с ними там, где удобнее ему.

Так, свой первый контракт на проведение Гран-при Австралии Экклстоун подписал еще в 80-е, встретившись с тогдашним премьер-министром штата Южная Австралия Джоном Бэнноном в шикарном пабе Star в Чессингтоне. Такой выбор места был выгоден для Берни, ведь так он мог совместить эту важную встречу с посещением находящегося неподалеку завода Brabham, где производятся гоночные автомобили. В то время Экклстоун владел командой Brabham, пилоты которой неоднократно были в числе лидеров в чемпионатах F1 (в 1988 он продал её, чтобы полностью посвятить себя «Формуле-1»).

До того как Экклстоун взял на себя руководство «Формулой 1», эти гонки проводились нерегулярно и практически на любительском уровне. Каждая гоночная команда самостоятельно заключала собственные контракты с промоутерами, а телевизионное освещение соревнований осуществлялось отрывочно, так как гонки могли быть отменены в последний момент, если было недостаточно машин, чтобы заполнить стартовую решётку.

В 1981 ситуация кардинально изменилась: Экклстоун убедил команды подписать контракт, известный как «Договор согласия», обязывавший команды принимать участие в каждой гонке. Это означало, что с тех пор организаторы F1 могли предложить телевизионным сетям гарантированное освещение. Все права на продажу телевизионных трансляций, а также руководство «Формулой 1» были переданы созданной тогда компании по продвижению и управлению F1 - Formula One Promotions and Administration (FOPA). Её бессменным главой с тех пор является Экклстоун, совершая сделки по обеспечению спонсорства, телетрансляций, мест проведения соревнований и т.д. в обмен на долю от дохода.

Самой масштабной сделкой, которую он когда-либо проводил, стал контракт с крупнейшим медиахолдингом Европы - RTL, который был подписан в 1991 и действует по сей день. Сотрудничество с RTL принесло «Формуле 1» $1,4 млрд, и это полностью заслуга Экклстоуна, который лично вел переговоры и подписал документ.

Контракт с RTL - один из самых долгосрочных телевизионных контрактов за всю историю F1.

Впечатляют и суммы контрактов, дающих право стать принимающей стороной гонок. К примеру, контракт на проведение Гран-при Австралии, вступивший в силу в 1985 и действующий до сих пор. С 1996 этот этап автогонок F1 проводится на трассе «Альберт-Парк» в Мельбурне. В прошлом году контракт был продлен до 2020. Ожидается, что за весь 24-летний период действия сделки, дающей право Мельбурну принимать гостей и участников F1, прибыль «Формулы 1» от этого контракта составит $712 млн.

Ещё $674,8 млн F1 должна получить за предоставление права на проведение Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Экклстоун утвердил графство Нортгемптоншир, где находится деревня Сильверстоун, в качестве постоянного места проведения заездов «Формулы 1» еще в 1987, и это соглашение действует до 2026. Правда, оплата сделки будет произведена только по окончании действия договора, однако если Гран-при F1 будет проходить здесь в течение всего указанного периода, эта сделка станет самым долгоиграющим контрактом «Формулы 1» на проведение Гран-при.

Пополнением этого года стало Гран-при Мексики. Этот этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула 1» не проводился с 1993 по 2014, а в 2015 вновь вернулся в календарь гонок. По предварительным оценкам, гонки в Мехико-Сити будут ежегодно приносить F1 $25 млн.

Доход компании за прошлый год составил около $1,8 млрд. Из них $187,4 млн принесли соревнования гонщиков-юниоров и телевизионные программы. Ещё $110,9 млн обеспечили корпоративные мероприятия. Следующая сумма – $254,4 млн – поступила за рекламу и спонсорство от различных брендов, включая Rolex и DHL. Остальные $1,2 млрд - это гонорары от телесетей и промоутеров гонок.

В 1995 Экклстоун получил от FOPA зарплату в размере $90 млн, что сделало его самым высокооплачиваемым руководителем в мире. Ключи от клуба миллиардеров он получил в конце того же года, когда руководство F1, Fédération Internationale de l’Automobile (FIA), дало его компании право руководить гонками.

С тех пор состояние семьи Экклстоуна выросло примерно до $4 млрд(правда, в данный момент в активе Экклстоуна только 5,3% от этой суммы). Несмотря на заработанное состояние и почтенный возраст, 85-летний босс «Формулы 1» не думает останавливаться, по-прежнему возглавляя компанию и лично ведя все важные переговоры.

По материалам Forbes.com

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить