Как автомобильный рынок Казахстана переживает кризисные времена

На этот и другие вопросы отвечает Фаррух Махмудов, председатель совета директоров группы компаний «Автодом»

PWC Казахстан
Фаррух Махмудов.

- Как вы оцениваете текущее состояние автомобильного рынка Казахстана?

- Я бы сказал - крайне тяжёлое. Девальвация в России привела к большой разнице в розничных ценах, что, в свою очередь, привело к массовому импорту из России, а это негативно отражается на деятельности официальных импортеров и их сетей. Девальвация у нас привела к снижению покупательской способности населения и соответственно рынок замер. Я думаю, что некоторые даже могут остановить свою деятельность и уйти с рынка, как это сделали, к примеру, Suzuki.

- Какое влияние оказала ситуация с российским рублем на ваш бизнес?

- Открытые границы, свободное перемещение товаров с Россией - это в принципе хорошо, но девальвация и удерживание цен в рублях нашими коллегами в России очень сильно отразились на нашем бизнесе. Создавшаяся ситуация, благоприятна для продаж российскими компаниями своих товаров в Казахстане, что пагубно сказывается на наших продажах. Доля официальных продаж сильно сократилась. Понятно, что это временное явление, но такая ситуация нас многому научила и закалила, а именно – как выживать.

Наши дилерские центры готовы к кризисным ситуациям. Например, опыт показывает, что лояльность клиента зависит не только от цен, но и от качества услуг, и мы начали интенсивную работу в этом направлении. Хочу заметить, что качество сервиса наших центров отличается от конкурентов. Доказательством этому служит тот факт, что с ростом доходов от постпродажного обслуживания мы полностью покрываем наши операционные затраты за счет сервиса, несмотря на кризис. В этом немаловажную роль играет правильная структура, политика, мотивация, команда, оценка рисков и четкое понимание бизнеса.

- Как отреагировали ваши покупатели на разницу цен с Россией?

- Реакция была критической - в одних регионах сильнее, в другой менее эмоциональной. Если говорить о наших дилерских центрах, расположенных близко к российской границе, то там было сложно объяснить покупателям, что разница возникает за счёт не нашей маржи, а курсовой разницы межу парами доллар/тенге и доллар/рубль. И что более того - российские дилеры удерживают цены в рублях, несмотря на девальвацию их валюты, для удержания доли рынка, которую они отвоёвывали годами.

- Каковы перспективы того, что дистрибьюторы Toyota гармонизируют закупочные цены для дилеров России и Казахстана?

- На данный момент у нас закупочная цена на порядок выше, чем в России. В первую очередь, я думаю, это обусловлено тем, что наш объём рынка гораздо меньше, и мы не так интересны. Хотя каждому производителю немаловажно понимать, что Казахстан и Россия (а также Белоруссия, Армения и Киргизия) – это одно экономическое пространство. По факту разница в НДС должна была дать положительный эффект для Казахстана, но из-за значительной разницы в цене между Россией и Казахстаном весь эффект нивелировался.

Вопрос ценовой политики мы регулярно обсуждаем с Toyota Motor Kazakhstan (TMKZ) – официальным дистрибьютором Toyota в Казахстане, который во главе с г-ном Ецуо Хасино ведёт сложные переговоры с Toyota Motor Europe по поводу выделения бюджета для снижения цен для дилеров в Казахстане и выравнивая цен с Россией. Думаю, что уже в ближайшее время ситуация стабилизируется и цены на Евразийском пространстве будут более схожими.

- Как кризис отразился на ваших планах по дальнейшему развитию в регионах?

- Прежде чем к чему-то приступать, мы делаем прогноз. Если наш изначальный бизнес-план был на 5 лет, то нынешний стал на 7-10 лет. Мы понимаем, что впереди нас ожидают тяжёлые времена и в этот период времени мы будем строить. В любом случае мы больше инвестиционная компания, и постройка новых шоурумов – это наш инвестиционный проект, который мы не отменили.

- Как вы оцениваете перспективы развития коммерческой техники в Казахстане?

- У нас есть свои виды на этот сегмент рынка, и мы думаем, что он будет развиваться. Сейчас мы занимаемся проектом Hino (подразделение Toyota) и, несмотря на кризисное положение на рынке, думаю, в ближайшее время запустим этот проект.

В автомобильном бизнесе есть такое понятие, как «total cost of ownership», то есть сколько расходов понесёт владелец машины в течение 3-5 лет владения ею, а также каково состояние автомобиля будет на этапе замены. Получается, владельцы теряют больше денег, владея некачественным коммерческим автомобилем, чем если бы они изначально купили хороший автомобиль. Исходя из этого, мы уверены в нашем проекте по коммерческой технике - так же, как мы уверены в качестве коммерческой техники Toyota.

- Что вы думаете по поводу лицензирования всех дилеров?

- Как официальный дилер я должен быть за лицензирование и защиту своих интересов. Но я нигде в мире не видел практику лицензирования дилеров, поэтому не очень хорошо понимаю этот вопрос. Ведь если у нас свободные экономические отношения - по сути, это проблема производителей или их дистрибьюторов.

Лицензирование – временная мера. Когда на рынке ситуация стабилизируется, цены выровняются - зачем будет нужна эта бюрократия с лицензией? Только для небольшого объёма машин, который завозится параллельными импортёрами? Даже после вступления данного закона они найдут способ завезти автомобиль. Отличительная способность «серых» дилеров - в том, что они легко диверсифицируются, будучи очень гибкими, и быстро подстраиваются под рынок по сравнению с «официалами», потому что у них временный бизнес.

- Как повлияет вступление в ВТО на ваш бизнес?

- Казахстан ещё не стал полноправным членом ВТО, поэтому сейчас тяжело дать оценку, насколько это повлияло на наш бизнес. Для нашего бизнеса вступление в ВТО – хорошо. Но для автомобильной промышленности в целом – плохо: ведь пошлины начнут снижаться, хотя, думаю, наши власти найдут другие заградительные меры типа утилизационного сбора. Но самое главное - это хорошо для наших клиентов.

- На ваш взгляд, почему trade-in в Казахстане так плохо развит?

- Мы только сейчас к этому пришли. Во-первых, у нас очень сильно были развиты автобарахолки, а сейчас развиваются площадки used car у официальных дилеров. Люди боялись прийти в дилерский центр и купить машину б/у, но, по сути, это дешевле, чем на рынке.

Сейчас ситуация меняется, и люди стали больше доверять покупкам б/у-автомобилей в официальных дилерских центрах, где они могут купить сертифицированный автомобиль с гарантией, чего нет на рынке.

- Как вы оцениваете рынок по сдаче автомобилей в аренду?

- Это направление динамично развивается, и мы тоже стараемся принимать в нём участие.

Данное направление мы планируем запустить масштабно к 2017-2018. Один из таких розничных продуктов работает таким образом: клиент хочет арендовать машину так, чтобы сервис, страховка, эвакуация, GPS monitoring и road assistance были включены в условную ежемесячную оплату, например, при ежемесячной плате условно говоря в $300. Клиент эксплуатирует автомобиль три года, не имея головных болей с обслуживанием, налогами, страхованием и т.д., а через три года приходит и меняет автомобиль на новый. Клиент упрощает такие задачи, как выбор способа финансирования (кредит или свои деньги), а также обслуживание, страхование и, в конце концов, продажа автомобиля для покупки нового, то есть ему не нужны никакие дополнительные инвестиции.

- Вопрос касается покупки коммерческой техники и легковых автомобилей в лизинг: основная проблема лизинговых компаний в том, что по истечении срока лизинга они не знают, как продать автомобиль. Что вы думаете по этому поводу?

- Мы готовы выкупать, если это подходит по структуре нашим предприятиям. Это то же самое, что и trade-in: мы заключаем контракты с крупными потребителями о выкупе их флота, состоящего, например, из 50-100 автомобилей, по истечении какого-то периода. Далее мы реализуем их через trade-in.

У нас есть такие клиенты. Для чего они это делают? Они хотят себя обезопасить, чтобы при реализации у них не осталось каких-либо нереализованных автомобилей. Выкуп гарантирован по договору, и оценка происходит от рыночной стоимости.

- А какие параметры при выборе автомобиля в нынешней ситуации очень важны для ваших покупателей?

- Самый основной фактор при выборе автомобиля – это бюджет. №1 по продажам – Lada. Первый фактор, определяющий спрос, – цена. Мы не ориентируемся на цену. Нашим клиентам очень важна надёжность. Люди, которые привыкли к надёжности, возвращаются всегда.

Немаловажный фактор – ликвидность. Если вы купите, условно говоря, Toyota Camry за $26 тыс., то завтра продадите за $20 тыс., тогда как другие бренды обесцениваются на 50-60% через год.

Это фактор очень сильно влияет на принятие решения. Лидерами по продажам внутри Toyota являются Camry, Corolla, Prado, LandCruiser.

- Спасибо за интервью!

Полную версию интервью вы сможете найти в Аналитическом обзоре автомобильного рынка Казахстана (PWC).

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19774 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
21 сентября родились
Иоган Меркель
член Конституционного совета, экс-заместитель генерального прокурора РК
Мухамеджан Турдахунов
учредитель Рудненского цементного завода, экс-президент ССГПО
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить