Как Казахстан оказался на карте Tesla

31701

Знаменитый предприниматель, изобретатель, миллиардер Илон Маск среди прочего известен своим оригинальным подходом к коммуникациям: многие помнят, как он отреагировал на неполадку в системе управления ракетой Falcon 9 перед одним из ее запусков в 2017

ФОТО: архив пресс-службы

Илон Маск не стал раздумывать над тем, как описать возникшие проблемы, о чем следует умолчать, а что подчеркнуть, – он просто опубликовал серию твитов, в которых прямо и лаконично обрисовал ситуацию. Похожим образом Маск относится и к продвижению Tesla: никакой рекламы или сложного маркетинга. Вместо этого – преданные последователи марки, которые сами расскажут миру о преимуществах этих электромобилей и тем самым подстегнут продажи.

Проповедники Tesla не только помогают Маску продавать его машины – они способствуют выходу на новые рынки. Один из верных последователей бренда – живущий в Техасе 36-летний Ануарбек Иманбаев. В прошлом году он помог компании открыть первые зарядные станции для электромобилей Tesla Supercharger в Алматы и Нур-Султане. Теперь Tesla при поддержке правительства Казахстана и алматинского акимата планирует открытие своего первого сервисного центра. Ануарбек внес свой вклад и в это решение.

Нефтедобытчик

Когда Иманбаевы уезжали в США в 1992, никто не думал, что это надолго. Отец Ануарбека, много лет проработавший в нефтегазовой сфере в Западном Казахстане, получил возможность двухлетней стажировки в Америке и решил на время перевезти туда семью, чтобы дети выучили английский. Ануарбеку, старшему из четверых, тогда было девять. Единственное, что роднило знакомые ему Жанаозен и Актау с Хьюстоном, где поселилась семья, – это близость нефтегазового мира.

- Мой отец работал в бурении, и я был погружен в эту сферу, – рассказывает Ануарбек на привычном английском (еще говорит по-казахски). – Он патриот, и часто повторял, что в один прекрасный день мне нужно будет сделать что-то для родины, для народа. Мы не планировали оставаться в Америке. Год, еще год, вернемся в следующем… И вот уже так 27 лет прошло, представить трудно.

Окончив школу в одном из хьюстонских пригородов, Ануарбек решил продолжить династию и поступил на факультет нефтяной инженерии Техасского университета в Остине. Затем была работа в Anadarko – тогда одной из крупнейших частных нефтяных компаний в Америке (ныне – часть Occidental Petroleum). Поначалу молодой человек работал в добыче: бурил скважины на месторождениях в Мексиканском заливе, занимался разработкой первых сланцевых месторождений в Техасе.

- Представьте, каково мне было с моим именем где-нибудь на западе Техаса. Там в основном работают местные деревенские ребята. Как уставятся на меня: что это за инопланетянин, что за китайский мальчик? – смеется Ануарбек.

Постепенно его интересы смещались. Получив степень MBA, он занялся проектным менеджментом, после чего перешел в информационные технологии: создал систему на основе искусственного интеллекта для транспортировки сжиженного природного газа с одного из заводов Anadarko в Мозамбике. Параллельно рос интерес Ануарбека к Tesla. По его словам, об этом мало кто знал, а те, кто был в курсе, не придавали этому особого значения – ну хобби и хобби.

Посвящение

Все началось с того, что друг Ануарбека устроился работать в Tesla.

- Это было восемь лет назад. Его перетянули как способного молодого управленца из Facebook, – рассказывает собеседник. 

Этот самый друг пригласил Ануарбека посмотреть завод, где тогда только начали производить пятидверный седан Model S. Модели суждено было стать одним из самых продаваемых электрокаров в мире (в 2016 было продано более 50 тыс. экземпляров Model S, что позволило ей занять первое место по продажам среди электромобилей; в последующие годы модель стабильно входила в первую тройку). В 2012 об этом мало кто догадывался, но Ануарбек, по его словам, сразу понял: у Tesla большое будущее.

Как выражается Ануарбек, знакомство с Model S стало для него «почти религиозным опытом». Вернувшись домой, он тут же снял со счетов все свои накопления и инвестировал в акции Tesla. Тогда они торговались в районе $30 против нынешних $469 (на момент написания материала), и родные крутили пальцем у виска.

- Я им сказал: «Порой нужно вкладывать свой капитал в то будущее, которого ты бы желал. Хочу, чтобы мои дети росли в мире, где Tesla – одна из крупнейших корпораций», – довольно улыбается собеседник.

Покупка акций стала первым шагом в истории беззаветного восхищения нашего героя Илоном Маском и его детищем. Ануарбек прочитал книгу своего кумира, создал Клуб владельцев Tesla в Хьюстоне, Youtube-канал Tesla Geeks и еженедельный подкаст Tesla Geek Show. «Мой соведущий по подкасту – Илай Бертон. Он знаменитость в мире Tesla», – гордо отмечает Ануарбек. Купив свою собственную Model S, он стал участником рекомендательной программы Tesla (Tesla Referral Program). Согласно ее правилам, владельцы электромобилей, приводящие в компанию новых покупателей, получают разного рода подарки и скидки.

- Это как религия, в которую тебе нужно обращать людей, – объясняет собеседник.

Ануарбек стал таким успешным миссионером, что «продал» более 200 Tesla («в какой-то момент я просто перестал считать»). Это позволило ему выиграть еще три собственные Tesla в качестве призов от компании, включая кроссовер Model X. Последний, правда, по настоянию жены пришлось продать, сетует Ануарбек: машина показалась ей чересчур быстрой. Зато вырученные деньги он снова вложил в акции компании.

ФОТО: архив пресс-службы

Новая жизнь

Преданность марке помогла Ануарбеку сменить профессию. После того как акции Tesla взлетели в цене, он решил, что может позволить себе оставить карьеру в нефтегазовой сфере и «выйти на пенсию»: дивиденды это позволяли. Уйдя с работы в 2018, он отправился в двухлетнее кругосветное путешествие вдвоем с женой. Пара начала с Латинской Америки (Перу, Аргентина, Чили, Бразилия), затем двинулась на восток через Исландию, континентальную Европу и Казахстан. Посетив такие страны, как Индия, Сингапур, Таиланд, Камбоджа, чета вернулась домой в Техас – правда, уже не в Хьюстон, а в столицу штата город Остин.

Причиной переезда послужило знакомство Ануарбека с главой остинского Клуба владельцев Tesla Мэттом Холмом. В 2016-м оба «тесловода» участвовали в одном из мероприятий компании. Узнав, сколько клиентов привел в Tesla Ануарбек, Мэтт убедил его попробовать себя в продажах.

- Я ему предложил работать вместе, и он согласился. Теперь я днем риелтор, а ночью – фанат Tesla (Tesla geek. – Прим. авт.), – улыбается собеседник.

Казахстанская мечта

Весной прошлого года во время презентации Tesla Model Y Илон Маск поделился со зрителями своей мечтой: пересечь на электромобиле весь Евразийский континент от Лондона до Пекина. Услышав это, сидевший в зале Ануарбек выкрикнул: «Казахстан!», и Маск на это вдруг отреагировал фразой: «Кстати, у нас в Казахстане есть отличная поддержка. Мы построим Superchargers в Казахстане». Этот фрагмент выступления гуру быстро разлетелся в Казнете, а Илон уже на следующий день связал Ануарбека с одним из топ-менеджеров, отвечавших за зарядные станции Superchargers.

- Я ему сказал: «Чувак, давай сделаем это», – вспоминает собеседник.

Заручившись поддержкой Зауре Розмат (участница рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» – 2018, основатель проекта The Steppe), которая тоже присутствовала на презентации Model Y, Ануарбек купил билеты на самолет. Уже через три недели он был в Нур-Султане, где совместно со специалистами Tesla провел переговоры с представителями правительства. В ноябре того же года первые Supercharger заработали в столичном комплексе Talan Towers; еще через месяц подобные станции открылись в алматинском Esentai Mall.

Теперь в планах компании – запуск полноценного сервисного центра Tesla в Алматы, который Илон Маск анонсировал в своем твиттере в июне прошлого года. На официальном сайте компании не указана предполагаемая дата – написано лишь «скоро».

- Непонятно, как на ситуацию со сроками повлияет коронавирус, – делится своей обеспокоенностью Ануарбек.

Обо всем, что связано с Маском, он готов говорить часами: настолько сильна его вера в своего кумира. Особенный отклик у Ануарбека вызывает тема возможного строительства завода Tesla в Казахстане. Идея только на первый взгляд кажется фантастической, утверждает он. Маску критически необходимо снизить расходы на производство, а строительство завода в непосредственной близости от месторождений лития, никеля и кобальта, требующихся для производства батарей, – отличный выход из положения. Сегодня производственная цепочка Tesla охватывает весь мир: необходимые для батарей металлы добывают в Южной Америке и Австралии, катоды – самые ценные компоненты аккумуляторов – производят в Китае и Японии, финальную сборку электромобилей осуществляют в Америке.

- Стоимость изготовления одной машины Tesla – $100–120 за киловатт-час, – объясняет Ануарбек. – Илон хочет снизить ее до $50. Единственный способ этого добиться – изменить производственную цепочку. Представьте себе завод, в который с одной стороны поступают необработанные ресурсы, а с другой – выходит готовый продукт. Это мечта Маска.

По прогнозам Deloitte, в 2020 в мире будет продано 4 млн электромобилей. Это вдвое больше, чем в 2018. К 2030 аналитики прогнозируют рост до 21 млн реализуемых ежегодно экземпляров. Казахстан должен приложить усилия, чтобы воспользоваться этой динамикой, считает Ануарбек. Тем более что цена на электрокары напрямую зависит от стоимости производства батарей. Это значит, что снижение производственных расходов неизбежно повлечет за собой падение ценовой планки.

- Я не хочу, чтобы люди думали, что я пытаюсь привести Tesla в Казахстан, лишь чтобы продавать машины богатым людям. На самом деле это не так. Мой двоюродный брат Серик очень просит меня это сделать. Приезжая ко мне в Америку, он катается на моей машине и говорит: «Все, Ануарбек, давай уже приводи Tesla в Казахстан, чтобы я мог спокойно разъезжать на электромобилях по Актау». Это и есть моя главная мотивация, – смеется собеседник.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить