История на колесах

14326

Зачем коллекционировать раритетные автомобили и сколько это стоит

Дмитрий Покрашинский — реставратор и коллекционер автомобилей.
Фото: Андрей Лунин
Дмитрий Покрашинский — реставратор и коллекционер автомобилей.

Реставратор и коллекционер автомобилей Дмитрий Покрашинский мечтал о черной «Волге» с самого детства. Теперь у него в гараже не только та самая «21-я», но и еще несколько раритетных авто, в числе которых «Чайка» и Cadillac Eldorado.

Лимузин для номенклатуры

Дмитрий охотно согласился встретиться с Forbes Kazakhstan в старом центре Алматы – у Театра оперы и балета им. Абая. Его черная «Чайка» быстро становится центром внимания – каждые несколько минут прохожие устраивают фотосессии на фоне автомобиля.

Эту «Чайку», выпущенную в 1969 году, Покрашинский приобрел три года назад в ужасном, по его словам, состоянии. Машина много лет простояла под открытым небом. «Когда я ее забирал, она была без колес, – вспоминает Дмитрий. – Продавцы меня спросили одно: осилю ли я реставрацию. Я ответил утвердительно».
С тех пор Покрашинский потратил около $70 тыс., чтобы вернуть раритет к жизни. «Я это делаю не для собственной выгоды – хочу передать автомобиль сыну. Ведь это наше наследие», – делится коллекционер.
«Чайка», как выяснилось, одна из самых сложных для реставрации машин. В советское время этой модели не было в свободной продаже – она преимущественно использовалась в качестве личного транспорта высшей партийной номенклатуры. Поэтому и запчастей на нее не достать. В поисках нужных деталей Покрашинский уже объездил полмира – от Германии до России.

Комплектующие часто находятся в самых неожиданных местах. Колесные диски, к примеру, Дмитрию сбыл немец, в собственности которого каким-то образом оказались две «Чайки». Одну из них заграничный коллекционер, видимо, решил распродать на запчасти. После долгого торга стороны договорились о цене – $2750 за полный комплект. «Человеку непосвященному такие деньги могут показаться баснословными, – рассуждает Покрашинский. – Однако ценители знают, как редко подворачивается возможность купить нужную деталь. В итоге получается, что за каждым винтиком – история».

Процесс реставрации осложняется тем, что в Казахстане практически нет высококлассных специалистов в этой области. Многочисленные хромированные детали – отличительную особенность «Чайки» – Дмитрию пришлось везти самолетом к украинским реставраторам. «Я их взял с собой в ручную кладь, – смеется Покрашинский. – Вы бы видели, как на меня смотрели люди. Наверное, подумали, что я сумасшедший».

Легенда о «Волге»

Увлечение Дмитрия иногда граничит с помешательством, признается он сам. Первый свой раритетный автомобиль – легендарную «Волгу» 21-й модели – он нашел по объявлению в Усть-Каменогорске в 2011 году. «Я тут же купил билет на самолет и назавтра отправился в путь. Жена, конечно, была против, – вспоминает коллекционер, – но я настоял на своем».

ГАЗ 21
Фото: Андрей Лунин
ГАЗ 21 "Волга"

В жизни черная «Волга» оказалась совсем не такой привлекательной, как на фотографиях. Тем не менее Дмитрий ее купил и, более того, своим ходом пригнал в Алматы. Так осуществилась детская мечта.

С тех пор Покрашинский несколько раз кардинально переделывал «21-ю». «Вы бы знали, сколько нервов и денег я истратил, – делится он. – Каждый раз говорил себе, что больше в это дело – ни ногой. Но, как только заканчивалась очередная реставрация, я тут же начинал думать, что еще можно усовершенствовать».

В конце концов коллекционер решил оснастить «Волгу» двигателем и ходовой частью от Toyota, чтобы было удобнее пользоваться машиной каждый день. Экстерьер остался нетронутым, а салон был обшит красной кожей. «Я не гонюсь за сохранением полной оригинальности автомобиля в процессе реставрации. Мир движется вперед, и многие вещи выглядят откровенно устаревшими, – объясняет Дмитрий. – Поэтому я позволил себе усовершенствовать «Волгу», хотя под капотом у «Чайки», надо отметить, на 100 % оригинальный мотор».

Автомобильное наследие

Большинство владельцев раритетных авто редко ими пользуются: эти машины требуют особого ухода, да и водить их в современных условиях дорожного движения непросто. Коллекционеры в основном выезжают на смотры и автопробеги.

В Алматы любителей автостарины объединяет созданный в мае 2015 года клуб Old Time, который сегодня насчитывает 25 участников. Покрашинский с сожалением отмечает, что клуб редко приглашают для участия в городских мероприятиях. «Надеюсь, эта ситуация изменится», – улыбается он.

Другой проблемой коллекционеров Дмитрий считает отсутствие в казахстанском законодательстве нормы, определяющей понятие раритетного автомобиля. С 2016 года все желающие ввезти в страну историческое авто вынуждены на общих условиях оплачивать утилизационный сбор.

Эту меру правительство Казахстана ввело в попытке увеличить продажи новых автомобилей оте­чественного производства. Однако Дмитрий Покрашинский уверен: необходимо отличать раритетные экземпляры, представляющие культурную ценность, от прочих автомобилей.

«Я много езжу и вижу, как бережно относятся в других странах к своему автомобильному наследию, – отмечает наш собеседник. – В Германии ретроавтомобилям даже выдают номера особого образца. Хочется, чтобы и у нас было что-то подобное».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить