Искусство автокамуфляжа против мастерства автошпионов: кто кого?

9835

Практически каждая новая модель известных автобрендов до официальной презентации попадает на страницы прессы в камуфляжной окраске, пойманная во время дорожных испытаний в объектив опытных шпионов

Почему автопроизводители так этого боятся и насколько эффективно работает маскировка? Давайте разбираться!

Маскировка – скрытый PR-ход или явная необходимость?

Регулярность появления в прессе фотографий автомобилей в причудливом черно-белом камуфляже может наводить на мысль о том, что это – лишний способ подогреть интерес публики к модели перед ее выходом на рынок, однако все как раз наоборот.

Автопроизводители всегда желают сохранить в секрете будущий дизайн, стиль и инженерно-технические разработки, воплощенные в тестируемых образцах. Но когда прототипы выезжают на дороги, поблизости частенько находится кто-нибудь любопытный с камерой в руках. Самые опасные из таких «случайных» прохожих – ветераны среди автомобильных шпионов, зарабатывающие на жизнь фотографиями будущих моделей, которые тут же, еще до официального представления авто, появляются на страницах автомобильных журналов, газет и сайтов.

Как правило, шпионы зарабатывают от $300 за стандартный снимок автомобиля-прототипа до $10 тыс. за эксклюзивную сенсацию. Для автопроизводителей ставки на порядок выше: такая незапланированная «фотосессия» может стоить им сотни миллионов долларов. Примерно во столько оценивается стоимость прототипа до того, как он выходит в серийное производство. В этом нет ничего необычного – указанные средства уходят на разработку технической части и дизайна новой модели, и пока она не вышла в серию, все расходы «ложатся на счет» прототипа. Поэтому столь критично сохранить его в тайне до тех пор, пока модель не будет представлена официально.

Одна из основных причин повышенного уровня секретности – конкуренты, которые, узнав о готовящемся к выпуску автомобиле другого производителя, тут же начинают разрабатывать стратегию контрнаступления на модель, вот-вот поступающую в продажу, заставляя потенциальных покупателей откладывать запланированную покупку представленной модели в ожидании выхода еще более нового автомобиля-конкурента.

Таким образом, премьера превращается в фиаско, и автопроизводитель, раскрывший раньше времени свою новинку, несет колоссальные убытки.

Учитывая столь серьезную потенциальную угрозу для успешной деятельности, автомобильные компании предпочитают перестраховаться, приняв все меры предосторожности. Так, каждый крупный автомобильный бренд имеет в штате компании специальный отдел, разрабатывающий надежные варианты камуфляжа для новинок, попадающих в людные места. Один из известных специалистов в этой сфере - Кевин Ротенхаузер, ответственный за маскировку в компании Ford Motor. Каждый день он вместе со своей командой из шести человек направляется в технический центр Ford в городе Дирборн, где они придумывают способы маскировки десятков прототипов Ford, выезжающих для тестирования на дороги общественного пользования.

«Больше всего меня пугает момент, когда наш тестируемый автомобиль попадает в объективы фотокамер, - признается Ротенхаузер. - Каждый в нашей компании (включая топ-менеджмент) заботится, чтобы этого не произошло».

И все же, несмотря на высокую степень риска, он, по его признанию, искренне наслаждается своей работой: «Я и моя команда обожаем испытания и напряженно работаем, чтобы скрыть авто, проходящие испытания на дорогах, от шпионов-фотографов».

Где проходят испытания прототипы и почему их тянет в публичные места?

Сохранить в тайне все особенности новых моделей с каждым днем становится все сложнее, так как автомобильным шпионам уже известно, где автопроизводители предпочитают тестировать свои прототипы. Данный перечень включает такие публичные места как Долина смерти в Калифорнии (для тестирования автомобилей в условиях чрезвычайно сильной жары), Аллея аллигаторов во Флориде (тесты в условиях жары при повышенной влажности) и Капус Кейзинг в Онтарио, Канада (для испытаний в условиях полярных низких температур, льда и снега).

«Находиться в Долине Смерти – все равно, что работать в дьявольской кузне, - признался один автомобильный шпион. – Но мы должны туда направляться, так как там проходят испытания прототипы». 

Время от времени тестируемые машины можно увидеть возле Детройта, недалеко от центральных исследовательских полигонов Ford, General Motors и Fiat Chrysler Automobiles.

И тут возникает очевидный вопрос: почему прототипы нельзя испытывать исключительно во время езды по исследовательским полигонам компании, где они точно находятся в безопасности за стенами, которые защищают дизайн новых моделей от любопытных глаз? Увы, по словам Кевина Ротенхаузера из Ford Motor, такой вариант не рассматривается: «На трассе компании вы далеко не всегда получите обратную связь, отражающую правду жизни».

Логично, ведь дорожные поверхности, изготовленные из бельгийского блока, которые есть на испытательных полигонах каждой уважающей себя автомобильной компании, не являются копиями дорог, которые можно найти в разных уголках мира.

Зная это, многие просто выводят свои прототипы на общественные дороги, несмотря на риск встречи со шпионами, некоторые же компании учатся на собственных ошибках. Так, например, когда в 1980-х Toyota представила в Америке новый седан Camry, новоиспеченные владельцы автомобиля из Южной Калифорнии, выезжавшие на нем на известную своей сложностью трассу I-405, стали жаловаться на то, что авто подскакивает на скоростном шоссе. Оказалось, что неожиданное подпрыгивание происходило на бетонном покрытии, когда автомобиль проезжал деформационные швы. Известно, что еще несколько компаний были вынуждены полностью пересмотреть конструкцию подрамника, чтобы справиться с этими реальными дорожными условиями.

Эволюция маскировки автомобилей

Искусство сохранения в тайне дизайна еще не представленного общественности авто зародилось еще в 1960-е. С тех пор и по сей день автомобильные компании не жалеют денег на защиту от посторонних глаз своих драгоценных новых творений. Эволюцию маскировки драгоценных новых моделей можно разделить на несколько этапов:

1960-70-е: Автопроизводители начали с применения фальшивых панелей кузова – капота, крыльев, багажника. Этот способ маскировки оказался очень дорогим.

1980-е: После того как оказалось, что замена панелей кузова – не лучшее решение задачи, компании сделали выбор в пользу тканевых чехлов, которые закрывали весь автомобиль целиком. Увы, так можно было маскировать только припаркованный автомобиль – снова неудача! 

1990-е: благодаря развитию технологий производство маскировочных чехлов уменьшилось в стоимости, благодаря чему стало возможным закрывать ключевые сегменты кузова белыми или черными виниловыми чехлами. Такая маскировка передней части автомобиля напоминала бюстгальтер, сзади это было больше похоже на памперс.  

2000-е – наши дни: Цельный черный виниловый маскировочный чехол дает возможность скрыть все, кроме окон, передних и задних фар, воздухозаборника и шин. Колеса затемняются или закрываются дисками. Такой способ маскировки широко используется и сегодня, хотя инженеры его ненавидят: слишком он шумный и неаккуратный.

Последние инновации: черные и белые наклейки определенной формы, которые визуально «ломают» очертания кузова, скрывают решетку радиатора и обманывают шпионские фотокамеры. По словам команды Ford, стикеры позволяют «спрятать автомобиль на видном месте». Они размышляют так: прототип неизбежно попадет в объектив камеры, таким образом, фокус заключается в том, чтобы сделать все возможное, дабы камера обманула сама себя. Команды маскировщиков добиваются успеха в этом, нанося черные и белые стикеры на весь кузов автомобиля.

Видоизменяющиеся узоры, покрывающие поверхность модели, не дают камере сфокусироваться на объекте, особенно в режиме автофокуса (полученное в итоге нечеткое, размытое изображение является маленьким триумфом камуфляжных команд). Такой сложный маскировочный дизайн также искажает очертания и углы автомобиля, таким образом аналитики автомобильных компаний-конкурентов намного менее уверены в том, что видят.

Чтобы противодействовать этой новой технике маскировки, автомобильные шпионы импровизируют на ходу. Скажем, один шпион-профессионал недавно сфотографировал замаскированный автомобиль Mustang GT. Новые стикеры Ford, защищавшие экстерьер автомобиля, заставили шпиона сомневаться при идентификации модели, попавшей в его объектив. Поэтому он скользнул под автомобиль и определил размер болтов заднего моста. Они были намного больше, чем в существующем V8 Mustang. Бинго! Версия в пользу GT была подтверждена!

Звучит просто, однако вряд ли кому-то придет в голову, что быть автомобильным шпионом легко. Чтобы узнать автомобиль, скрывающийся под камуфляжем, мало иметь хорошую камеру - нужно досконально знать модель, за которой охотишься, чтобы заметить необходимые нюансы, молниеносно произвести в уме нужные расчеты – и это не говоря о ловкости и быстроте, с которыми нужно успеть сделать удачное фото! Впрочем, мастерам камуфляжа также не позавидуешь: придуманная ими маскировка не должна ухудшать ходовые характеристики автомобиля, но при этом обязана сохранять его инкогнито даже в самых людных местах – такая задачка не каждому под силу! Так что пока счет в поединке экспертов в области маскировки и шпионов равный, остается ждать гениального прорыва от одной из сторон.

По материалам Forbes.com

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить