Одна запись в трудовой: как в «Астана Моторс» из выпускника вуза дорасти до СЕО

18041

Пионер казахстанского автомобильного ретейла внедряет онлайн-продукты и развивает автопром

Бекнур Несипбаев - СEO «Астана Моторс»
ФОТО: © Андрей Лунин
Бекнур Несипбаев - СEO «Астана Моторс»

Основанная в 1992 первая отечественная компания, работающая в сфере продаж, сервисного обслуживания и производства автомобилей, «Астана Моторс» сегодня представляет на местном рынке 12 глобальных автомобильных брендов и является официальным дистрибьютором Hyundai в Узбекистане.

Производственное направление представлено предприятиями Hyundai Trans Almaty и Hyundai Trans Kazakhstan, выпускающими коммерческие и легковые авто соответственно.

СEO компании 35-летний Бекнур Несипбаев начал свою карьеру в «Астана Моторс» в 22 года, после окончания Казахстанско-Российского университета, с позиции ассистента менеджера.

F: Одна запись в трудовой книжке – по нынешним временам редкость. В «Астана Моторс» поощряют такую преданность?

– На мой взгляд, это здорово, когда в компании растут специалисты, которые пришли сразу после окончания вуза или еще будучи студентами. В руководящем составе нашей команды – а это около 40 предприятий – много тех, для кого «Астана Моторс» – первое и единственное место работы.

По традиции для новых сотрудников я провожу вводную лекцию, где рассказываю о компании, ее ценностях и принципах работы. Делюсь своим опытом и привожу в пример другие истории успешного карьерного роста. Признателен основателю «Астана Моторс» Нурлану Смагулову за доверие, за то, что дает широкие полномочия и принимает участие в решении стратегических вопросов. Это вдохновляет.

Честно – при выборе кандидатуры на руководящую должность я проголосую скорее в пользу сотрудника, который вырос внутри компании. Человека, который уже работает с нами, лоялен к «Астана Моторс». Если ему в чем-то не хватает компетенций, навыков или опыта, компания готова инвестировать в его обучение и повышение квалификации. Сейчас мы проводим очередной отбор первых руководителей и открыли программу карьерного роста «Лидеры будущего», заявки на участие в которой уже подали 260 человек.

Всего в «Астана Моторс» и дочерних организациях работают 3400 человек, до конца года в связи с открытием новых объектов планируем довести количество рабочих мест до 5000.

F: С какими результатами компания завершила 2020 год и в чем заключались его самые серьезные вызовы?

– Минувший год был необычным, в том числе и для автомобильного рынка: эпидемия коронавируса и последовавшие вслед за этим карантинные меры серьезно ударили по всем сферам экономики. Январь и февраль показали стабильные темпы продаж новых легковых автомобилей, что давало поводы для оптимизма. В марте мы приняли новый амбициозный план, а в апреле в стране объявили локдаун, и мы были вынуждены временно приостановить работу автоцентров – впервые за 29 лет истории «Астана Моторс». Из-за этих событий и некоторой неопределенности относительно будущего продажи резко упали.

Однако уже вскоре после открытия автоцентров цифры продаж стали коррелировать с аналогичными показателями 2019 года, а позже даже превзошли их. В 2020 мы продали 26 826 авто, что на 24,4% больше, чем в 2019, из них в Казахстане – 23 265, в Узбекистане – 3561. Лидером в нашей стране стал Hyundai, мы реализовали почти 18 000 новых автомобилей бренда, его доля в легковом сегменте рынка составила 21,4%. Что касается автомобилей с пробегом, то их мы продали 5818 единиц, что на 60% больше, чем в 2019.

Важное достижение прошлого года, не связанное непосредственно с продажами, но очень ценное для нас: мы сохранили коллектив и помогли сотрудникам и их семьям преодолеть трудности, вызванные пандемией. На пике заболеваемости мы помогали им с поиском и доставкой лекарств, в особо тяжелых случаях – с госпитализацией.

В 2020 «Астана Моторс» направила на помощь сфере здравоохранения порядка $300 тыс. Мы покупали тепловизоры, аппараты для диализа, организовывали питание для медиков. В Ташкенте на протяжении трех месяцев свыше 300 малообеспеченных семей получали материальную помощь в размере минимальной заработной платы. В 2021 компания и фонд, основанный Нурланом Смагуловым, направят на социальные проекты порядка 1 млрд тенге.

F: Карантин заставил вас довольно быстро внедрить онлайн-продажи. Каким вам видится будущее e-commerce в автомобильном ретейле?

– Мы всегда работали над тем, чтобы наши клиенты могли выбрать и купить автомобиль как офлайн, так и онлайн. Пандемия подстегнула эту работу, и все же пока большинство онлайн-покупок – это вынужденный шаг. Люди охотно выбирают в интернете комплектацию, читают отзывы, но хотят прийти в автоцентр, сесть в салон автомобиля, который они выбрали, сделать пробную поездку.

В ближайшей перспективе онлайн-продажи, скорее всего, останутся вспомогательным инструментом. А вот онлайн-оплата сервисных услуг и запчастей очень популярна: клиентам не надо выстаивать очередь в кассу, достаточно пройти по ссылке и оплатить услуги.

В целом внедрение омниканальности и цифровых сервисов – одно из стратегических направлений развития «Астана Моторс». Мы используем и адаптируем цифровые сервисы, которые помогают управлять бизнесом. Благодаря одной из таких программ я, находясь в своем кабинете в Алматы, могу видеть в режиме реального времени показатели работы каждого дилерского центра в регионе. Мы полностью перешли на электронный документооборот, разрабатываем еще несколько цифровых сервисов. В тестовом режиме запущена программа по управлению продажами автомобилей с пробегом.

F: «Астана Моторс», насколько мне известно, вообще уделяет этому направлению серьезное внимание.

– В сегменте автомобилей с пробегом у нас большие планы: в 2021 мы намерены довести продажи до 13 000, для достижения этого показателя развиваем дилерскую сеть, строим новые объекты. В мае в Нур-Султане откроем многофункциональный автоцентр на площади 12 000 кв. м, ориентированный главным образом на продажу машин с пробегом, прошедших техническую и юридическую экспертизу. Строим автоцентр площадью 27 000 кв. м, рассчитанный на 1000 автомобилей, в районе Кульджинского тракта в Алматы. Архитекторы проектов многофункциональных автоцентров – английская компания Chapman Taylor. Аналогичные объекты будут открыты в Караганде и Шымкенте.

Реализуя в ряде городов страны этот масштабный проект, мы намерены направить рынок подержанных автомобилей в цивилизованное русло, так, чтобы наши клиенты приобретали автомобиль с пробегом в комфортных условиях. Перед визитом будущий автовладелец может посетить веб-сайт и предварительно ознакомиться с автомобилем, прошедшим предпродажную подготовку на официальном сервисе дилера, с учетом необходимых рекомендаций производителя. Здесь же, в автоцентре, покупатель может оформить кредит и страховку, убедиться в юридической чистоте выбранного автомобиля, поставить его на учет, получить номера и уехать на только что купленном авто. Приобретая машины с пробегом, наши клиенты получают сервис на том же уровне, что и при покупке нового автомобиля. Мы не просто продаем – нам важно провести профессиональную экспертизу безопасности транспортных средств, и в этом наше преимущество.

F: Изменились ли запросы со стороны покупателей – ведь материальное положение многих казахстанских семей за прошлый год пошатнулось?

– Действительно, спрос сместился от традиционно популярных в Казахстане кроссоверов в сторону B-класса, небольших малолитражных легковых автомобилей, которые стоят дешевле SUV. На долю продаж в кредит приходится в среднем 65%, хотя расклад заметно отличается в зависимости от сегмента. Покупатели премиальных авто в основном расплачиваются сразу, а по бренду Hyundai доля продаж в кредит доходит до 85%, при этом стабильно высоким спросом пользуются наши внутренние специальные программы, например Hyundai Finance.

F: Осенью прошлого года в индустриальной зоне Алматы состоялось открытие завода Hyundai Trans Kazakhstan, и в адрес «Астана Моторс» зазвучала критика о целесообразности запуска автомобильного производства в Казахстане…

– Мы относимся с пониманием и уважением к тому или иному мнению в обществе, но ни в коем случае не жалеем о запуске данного проекта. Hyundai Trans Kazakhstan – это ключевой этап развития для «Астана Моторс». Когда в 1992 Нурлан Смагулов основал компанию, можно было только мечтать о том, чтобы с нуля построить в Казахстане завод и наладить производство автомобилей бренда с мировым именем. Маркетинговые исследования и экономические расчеты показывают, что мы все сделали правильно: действующие заводы Hyundai не могут удовлетворить растущий спрос и запуск производства легковых автомобилей открывает перед нашей компанией новые возможности по обеспечению потребностей внутреннего рынка и выходу на рынки других стран. Мы уже поставляем легковые авто Hyundai в Узбекистан, подписали контракт на поставку 500 автомобилей в Беларусь, на стадии подписания контракт на поставки в Украину – потребность рынка этой страны оценивается в 150–200 автомобилей в месяц. Hyundai Motor Company высоко оценивает перспективы нашего предприятия в плане развития производства в Центральной Азии.

Критика касалась трех основных моментов. Первый – относительно небольшой размер завода (34 000 кв. м). Отвечаем: автопроизводители сегодня все чаще делают выбор не в пользу строительства гигантских предприятий, а в пользу мобильных заводов и коллаборации с коллегами по рынку. Автоконцерны стараются объединить ресурсы в производстве автокомпонентов, чтобы увеличить рентабельность.

ФОТО: © Андрей Лунин

Второй вопрос – какой смысл строить завод по производству автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, если во всем мире наблюдается тренд постепенного перехода на электромобили? Эти замечания звучали бы логично, построй мы завод по производству таких двигателей. Однако электромобили не распечатывают на 3D-принтере: кто-то должен варить кузов, очищать и окрашивать его, проводить сборку интерьера, кто-то – устанавливать подвеску, оптику и другие детали.

На оборудовании, которое имеется у Hyundai Trans Kazakhstan, можно в будущем собирать, например, электромобиль Hyundai Ioniq, так что в этом смысле мы не боимся вызовов времени.

Много вопросов звучало и по поводу крупноузловой сборки. На сегодняшний день упреки отчасти не лишены оснований, но в наших планах наладить мелкоузловое производство нескольких моделей. Мы уже осуществляем сварку и окраску Hyundai Accent, большой потенциал даст освоение мелкоузлового производства модели Hyundai Tucson – это лидер продаж в линейке моделей бренда в Казахстане. Сварку и окраску Hyundai Tucson в новом кузове начнем в конце текущего года. На первом этапе (сварка и окраска Hyundai Accent) производственная мощность предприятия составит 30 тыс. автомобилей, с освоением сварки и окраски Hyundai Tucson мы планируем увеличить объем до 45 тыс. авто, из которых 30% будем производить мелкоузловым методом.

Считаем, что в промышленную политику автопроизводителей необходимо вносить требование по увеличению объема выпускаемой продукции мелкоузловым методом. К примеру, в Узбекистане таким методом собирают до 90% автомобилей и только 10% – крупноузловым. Думаю, что и Казахстан в скором времени ужесточит соответствующие условия. Достижение этого порога необходимо для всех автозаводов, а в нашем случае это позволит повысить локализацию и начать работу по изготовлению автокомпонентов.

Локализация выпуска запчастей требует достаточно больших объемов производства, и здесь мы видим перспективы работы с российским заводом в Санкт-Петербурге, у которого покупаем комплектующие для Hyundai Accent. Целесообразно локализовать в Казахстане производство комплектующих, которые не изготавливают в России, чтобы организовать поставки на два завода. Мы изучаем такую возможность, это процесс достаточно долгий, требующий согласования с брендодержателем.

Предстоит решить и кадровый вопрос. Сегодня на предприятии заняты 380 человек, а потребность в профессиональных рабочих кадрах составляет около 700 человек. Выпускники автомобильных вузов, которые до сих пор шли работать на СТО, могут трудоустроиться на современное предприятие и получить профессию. К тому же автомобильная промышленность в целом очень технологична, и одно рабочее место на заводе создает дополнительно полтора десятка рабочих мест в смежных отраслях.

От руководителей Hyundai Motor Company мы как-то услышали очень верное по своей сути мнение: «Производители – настоящие патриоты, потому что вкладывают деньги не в перепродажу, а в создание продукта». И мы будем инвестировать в производственное направление, несмотря на то что срок окупаемости у Hyundai Trans Kazakhstan выше, чем у наших обычных проектов.

Мы приступили к расширению площадей на заводе по выпуску коммерческой техники Hyundai Trans Auto. К существующим 5000 кв. м достроим еще 10 000 кв. м производственных площадей.

По результатам 2020 года на предприятии собрано чуть более 800 автомобилей. На создаваемых площадях мы планируем освоить сварку и окраску новых моделей коммерческой техники – Hyundai EX6, EX8, EX9. Кроме того, мы продолжим производство карет скорой медицинской помощи Hyundai и ведем переговоры о возможности производства на алматинском предприятии большого автобуса Hyundai Universe.

F: В начале года «Астана Моторс» объявила о выводе на казахстанский рынок двух новых брендов – Haval и Genesis. Какие ожидания вы связываете с ними?

– Сейчас Hyundai Motor Company выделяет Genesis в отдельный бренд со своими стандартами и требованиями. «Астана Моторс» будет дистрибьютором Genesis, мы находимся на стадии получения стандартов от Hyundai Motor Company, чтобы начать строительство отдельно стоящих дилерских центров. Это очень востребованный бренд, который ждут многие автолюбители.

Мы долго проводили исследования, чтобы понять, с каким из китайских брендов стоит связать свое будущее, и в итоге остановили выбор на Haval. Этот бренд популярен на российском рынке, в Тульской области действует завод Haval, что дает нам возможность приобретать собранные там автомобили. В линейке бренда представлены в основном кроссоверы и внедорожники, которые так или иначе очень популярны среди казахстанских автомобилистов. Первые авто мы поставим в начале апреля, на первом этапе автосалоны Haval будут совместными с Subaru.

Мы постоянно ищем новые точки роста и находимся в поиске новых брендов, которые были бы интересны казахстанскому рынку и покупателю.

ФОТО: © Андрей Лунин

F: По итогам 2020 года отечественный авторынок вырос на 24%, было продано почти 93 000 новых автомобилей. Означает ли это, что кризис ему не грозит, или стоит ждать сложностей в более отдаленной перспективе?

– Авторынок показал рост во многих странах, и тому есть логичное объяснение. Покупая новый автомобиль, люди компенсируют недостаток позитивных эмоций, которые в другое время они могли бы получить, отправившись в путешествие или тратя деньги на развлечения и отдых. Тот, кто впервые за много лет не смог поехать в отпуск за границу, использовал накопления в качестве первоначального взноса на покупку автомобиля. Кроме того, все понимают, что в нынешней эпидемической ситуации передвигаться на личном автомобиле гораздо безопаснее, чем в общественном транспорте.

Резерв для роста авторынка в Казахстане есть: средний возраст 50% парка машин перевалил за 20 лет, да и уровень автомобилизации в два раза ниже, чем в развитых странах: 200 авто на 1000 человек против 400. По сути, рынок не достиг уровня 2013–2014, когда годовые продажи доходили до 155 000 авто. Поэтому в будущее мы смотрим с оптимизмом и строим амбициозные планы: наша цель на 2021 – продать более 33 000 новых автомобилей, 13 000 машин с пробегом и построить в Казахстане 26 объектов, 24 из которых – дилерские центры в Алматы, Усть-Каменогорске, Караганде, Нур-Султане, Кокшетау, Атырау, Шымкенте.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить