Рынок электромобилей бросает вызов производителям традиционных авто

21556

И вдохновляет на поиски новых решений

ФОТО: © Depositphotos.com/Scharfsinn

Мир стоит на пороге новой транспортной эры, лидером которой станут средства передвижения на электрических двигателях, отмечают в своем июньском отчете эксперты Boston Consulting Group (BCG). Регулирующие органы в Европе и США установили строгие требования к выбросам углекислого газа легковым транспортом. Это задает высочайшие темпы развития мирового рынка электромобилей (ЭМ).

По прогнозам BCG, автомобили, работающие исключительно на аккумуляторных батареях, станут самым продаваемым видом легкового транспорта уже в 2028 году – на три года раньше, чем предполагалось в отчете BCG за 2021 год. К концу десятилетия продажи ЭМ превысят продажи всех видов автомобилей с гибридными силовыми установками, не говоря уже об автомобилях с ДВС.

Недавно объявленный ЕС запрет на продажи новых автомобилей с ДВС, вступающий в силу с 2035 года, – это переломный момент для мировой автоиндустрии. Не стоит забывать и о целевых показателях снижения углеродных выбросов, которые страны намереваются достичь к 2050 году. Не обошлось и без ложки дегтя в столь обнадеживающей бочке меда. Для некоторых участников рынка растущий потребительский спрос означает появление новых или усложнение уже существуюших вызовов. Поставщики аккумуляторных батарей и зарядной инфраструктуры для электромобилей работают на износ, чтобы удовлетворить растущий спрос. Производителям автомобилей необходимо найти способы решить проблемы и устранить узкие места в цепочках поставок. Им потребуется поистине инновационный подход, тесное сотрудничество друг с другом и выстраивание эффективных экосистем.

Превосходя ожидания

В 2021 году на долю электромобилей и гибридов приходилось порядка 20% от всего количества произведенных автомобилей (в 2020-м – 12%). В то же время доля бензиновых и дизельных автомобилей снизилась на девять процентных пунктов. Продажи электромобилей, работающих исключительно на аккумуляторных батареях, а также гибридных автомобилей с возможностью подзарядки от электросети укрепились особенно заметно. Например, в США этот показать вырос в 2 раза (хотя исходный показатель был ниже, чем в других регионах), в Китае – в 3 раза. Столь солидный рост обусловлен несколькими факторами.

На основных западных рынках со стороны правительств и надзорных органов значительно усилилось давление в части сокращения использования автомобилей, использующих ископаемые виды топлива. В США администрация Байдена существенно ужесточила правила, касающиеся выбросов выхлопных газов. Невада, Миннесота и Вирджиния присоединились к Калифорнии и десятку других штатов, согласившись установить нулевые квоты на выбросы выхлопных газов для новых пассажирских автомобилей. Установка на то, что объем выбросов выхлопных газов новых автомобилей к 2035 году должен быть равен нулю, определила начало конца эпохи автомобилей с ДВС в Европе. В США и Европе правительства пополняют списки льгот для потребителей, выбирающих более экологичные транспортные средства.

Автопромышленники уже направили на поддержку ЭМ столько усилий, сколько не направляли никогда ранее. Toyota и Volkswagen пообещали к 2030 году вложить в ЭМ и усовершенствования аккумуляторных батарей в общей сложности $250 млрд. Jaguar и Volvo поставили цель к 2025 году продавать только электромобили и гибридные авто. Практически все производители автомобилей привносят элементы «электрификации» в свои самые популярные марки и модели.

По мере совершенствования ЭМ производителям становится легче продвигать свои разработки среди потенциальных покупателей, ведь теперь они могут апеллировать не только к экологичности таких машин. Электромобили становятся проще в обслуживании и при этом могут дать владельцам дополнительную выгоду. Так, широко рекламируется возможность использования батарей электромобиля в качестве запасного генератора для домашнего использования.

В Китае и множестве европейских стран пятилетние расходы на содержание автомобиля среднего размера с ДВС сейчас сравнялись с расходами на содержание схожего электромобиля. Для значительной части населения планеты цена на приобретение ЭМ к концу десятилетия приблизится к паритету с ценами на автомобили с ДВС. Цены на аккумуляторные батареи снижаются (а на их долю приходится от 30 до 40% стоимости ЭМ), что вносит вклад в снижение расходов на содержание автомобиля, а за счет роста объема производства ЭМ снижается их стоимость.

Меняется и восприятие электромобилей среди потребителей. В Китае новые игроки рынка ЭМ вроде Nio и XPeng нарастили продажи и сегодня продают более 10 000 электромобилей в месяц. Успешность таких компаний помогает убедить потенциальных покупателей, что у производителей электромобилей достаточно запаса прочности, они останутся на рынке и будут оказывать поддержку и после продажи автомобиля, повышая свою привлекательность в глазах клиентов.

Переходный период

Будущее индустрии автомобилестроения за электричеством. С учетом всех изменений, происшедших за минувший год, эксперты BCG считают, что в 2025 году на долю электромобилей, работающих исключительно на аккумуляторных батареях, будет приходиться 20% мировых продаж легковых авто, а в 2035 году – уже 59%. В прошлогоднем отчете соответствующие показатели оценивались в 11 и 45%.

Распространение электромобилей в разных частях света будет проходить разными темпами. Жесткая экологическая политика ЕС позволяет предположить, что к 2035 году доля электромобилей в продажах легкового транспорта в Европе составит более 90%. США и Китай также продемонстрируют значительный прогресс в этом направлении. Однако в остальном мире внедрение ЭМ будет проходить намного медленнее: на долю электромобилей в 2035 году в других странах будет приходиться всего 35% от общего объема продаж легкового автотранспорта, при этом к 2027 году потребители из этих стран скупят более 50% от доступных к продаже во всем мире новых автомобилей на бензиновых и дизельных двигателях.

Ажиотаж вокруг электромобилей настолько высок, что между поступлением новых моделей в дилерские центры и полной распродажей проходят буквально считаные минуты. Автопроизводители, соблазняясь такими высокими темпами реализации, в некоторых случаях резко увеличивают объемы производства. Возможность удовлетворить высокий спрос продолжает привлекать новых игроков, стремящихся достичь такого же успеха, как ветераны индустрии вроде Tesla, чья рыночная капитализация выше, чем у любого другого производителя автомобилей в мире.

Переход к ЭМ заставляет автопромышленников пересмотреть не только пути перехода от ДВС к электродвигателям, но и бизнес-модель в целом. Компании предпринимают шаги к вертикальной интеграции производства для облегчения доступа к аккумуляторным батареям, получения прав на новейшие технологии хранения электроэнергии и повышения производительности электродвигателей. Изменится и роль дилера, ведь ЭМ требуют меньше технического обслуживания, а автопроизводители нового поколения активно используют прямые каналы продаж. Позиционируя ЭМ в качестве устройств хранения энергии на колесах, производители внедряют усовершенствования, выходящие за рамки функционала традиционных авто. Ужесточение требований к переработке деталей непригодных к эксплуатации авто также подталкивает к разработке новых стратегий производства, в центре которых находится идея повторного использования, к примеру восстановление и переработка батарей.

Автопроизводители для снижения расходов начинают использовать упрощенную электронную архитектуру, делая больший упор на программные решения для снижения затрат, изучают новые источники дохода. Так, благодаря технологиям беспроводной передачи пакетов обновлений производители могут удаленно увеличивать емкость аккумуляторной батареи или дать возможность владельцам автоматически платить за подзарядку благодаря технологиям распознавания объектов. И опытные автопроизводители, и новички понимают, что переход от автомобилей с ДВС к электромобилям дает им возможности заработать по-крупному.

«Зеленые» цели

Благодаря запрету на продажу новых автомобилей, работающих на ископаемых видах топлива с 2035 года, ЕС идет по правильному пути к запланированному им на 2050 год достижению нулевого показателя выбросов СО2 от автомобилей, при условии, что продолжатся инвестиции в развитие общественного транспорта и экологически чистых способов передвижения. К этому моменту на дорогах Европы практически не должно остаться автомобилей, производящих выхлопные газы. По оценкам BCG, ЕС имеет все шансы добиться еще одной, неофициальной, цели – к 2030 году сократить автомобильные выбросы на 45–50% относительно уровня 2005 года. Тем не менее необходимо прилагать еще больше усилий, чтобы не сойти с этого пути. Владельцы гибридных авто в качестве источника энергии должны использовать электричество чаще, чем бензин, а те, кто проводит много времени за рулем, – пересаживаться на электромобили.

Учитывая, что в прошлом году в Китае на долю электромобилей пришлось более 20% продаж, эксперты считают, что страна достигнет поставленной на 2030 год цели и 40% продаваемых авто будут электромобилями. К 2040 году все продаваемые в стране новые легковые автомобили, согласно планам, будут работать исключительно на электродвигателях, что поможет к 2060 году добиться нулевых выбросов выхлопных газов.

В США есть вероятность того, что весь автопарк сменится достаточно быстро, чтобы в 2030 году правительство отчиталось о 50%-ном снижении выбросов СО2 по сравнению с 2005 годом. К 2035 году Соединенным Штатам понадобится запретить продажи новых автомобилей, которые не соответствуют «нулевому» критерию, чтобы к 2050-му выполнить обещание о достижении нулевого уровня выброса.

Многообещающе выглядит ситуация в Японии: благодаря большому количеству гибридных автомобилей здесь хорошими темпами идут к тому, чтобы к 2050 году сократить выбросы парниковых газов до нуля. Однако правительству необходимо определить четкие цели по увеличению доли электромобилей в автопарке страны.

Вклад в декарбонизацию благодаря переходу на использование электроэнергии внесут не только транспортные средства, но вся цепочка поставок, необходимых для производства и функционирования автомобилей. Компании, занимающиеся вопросами зарядки электромобилей, поддерживают нарратив о повсеместном употреблении «чистой» энергии, устанавливая зарядные станции, использующие энергию солнца, и закупая электричество, полученное из возобновляемых источников. Не отстают и производители аккумуляторных батарей, предпринимающие шаги для перевода все большего числа производственных процессов на зеленую энергию. Однако потребительские тренды и специфические проблемы могут ослабить энтузиазм потенциальных покупателей и помешать потенциальному положительному влиянию электромобилей на состояние окружающей среды.

Считаться с рисками

В краткосрочной перспективе существуют два риска, которые могут притормозить ход перемен или подстегнуть появление новых инновационных решений, способных преодолеть возникшие препятствия. Во-первых, появившийся в последние полгода дефицит поставок металлов, необходимых для производства аккумуляторных батарей, в первую очередь лития и никеля. Во-вторых, недостаточность зарядной инфраструктуры может замедлить распространение электромобилей на таких ключевых рынках, как США, в особенности в городах, где на выстраивание новой сети установок энергоснабжения требуется много времени из-за логистических трудностей и ограничений существующей энергетической инфраструктуры.

Как ожидается, среднегодовой прирост спроса на литий к 2030 году составит более 25%. Однако существующие ограничения поставок (отголоски пандемии), растущие цены на энергоносители и ажиотаж вокруг электромобилей уже повысили цену лития, который является важным компонентом при производстве аккумуляторных батарей. Это неизбежно повлечет рост цен на сами батареи, хотя они и снижались несколько лет подряд. Война и экономические санкции напрямую повлияли на повышение цен на никель и угрожают ростом дефицита этого металла.

В некоторых странах может усугубиться проблема нехватки зарядных станций. По имеющимся данным, темпы продаж электромобилей в Великобритании значительно превысили рост числа общественных зарядных станций. США понадобится 1,1 млн общедоступных зарядных станций в 2025 году и 2,3 млн – в 2030-м, тогда как в 2020-м число станций по стране составило 100 000. Администрация Байдена планирует увеличить это число до 500 000 к 2026 году, при этом федеральное финансирование составит менее десятой части необходимых средств, и львиная часть расходов ляжет на частный сектор и бюджеты отдельных штатов.

Новой волне потенциальных покупателей потребуется достаточное число общедоступных мест для зарядки своих авто. По результатам опроса, проведенного некоммерческой организацией Consumer Reports, низкая доступность зарядных станций является основной причиной того, что американские потребители несколько раз думают, прежде чем купить электромобиль. В Германии правительство отменяет льготы, ранее применявшиеся для тех, кто установил «зарядку» для личного пользования, мотивируя владельцев электромобилей использовать общественные станции.

Игра по-новому

Быстрые изменения в автомобильной промышленности создают новые затруднения для работающих в этой индустрии компаний. Вместо того чтобы доказывать ценность и работоспособность электромобилей, эти компании сейчас должны больше фокусироваться на решении проблем, связанных с цепочками поставок, и угрозах, которые несет дефицит зарядной инфраструктуры.

В то же время динамичное развитие рынка электромобилей меняет подходы и шаги, которые автопроизводители и поставщики готовы предпринять, дабы в полной мере воспользоваться открывающимися возможностями и снизить сопутствующие риски. Электромобилестроение не ограничивается использованием одного набора разработок, и автопромышленники могут выстраивать свои стратегии на основе анализа самых разных сценариев.

Скоординированность действий необходима для преодоления вызовов, о которых рассказано выше. К счастью, можно ожидать, что все участники этой экосистемы будут готовы работать сообща в поисках эффективных решений.

Целая плеяда компаний работает над развертыванием зарядных станций общего доступа. Правительства выделяют под них земельные участки и поддерживают амбициозные проекты, такие как беспроводные зарядные станции. Производители автомобилей и электроэнергии совместно трудятся над проектами по расширению мощностей сетей, чтобы владельцы электромобилей могли заряжать транспортные средства дома и даже отдавать излишки обратно в центральную энергосеть. Специальные тарифы на использование электроэнергии для зарядки, усовершенствованная архитектура автомобилей и общие стандарты помогут снизить цену электромобилей.

Благодаря инновациям автомобильные компании выводят перезарядку аккумуляторных батарей на новый уровень. Китайская компания Nio предлагает своим клиентам сервис подписки, который позволит поменять использованные аккумуляторные батареи на новые на одной из принадлежащих компании станций замены. Такие бизнес-модели помогают решить беспокоящие владельцев ЭМ вопросы о сроке службы батарей и правилах их утилизации, создают новые источники доходов и способствуют переработке отслуживших свой срок элементов.

Дабы повысить стабильность цепочек поставок, производители автомобилей и аккумуляторных батарей, а также поставщики электродов создают совместные предприятия и инвестируют в разработку залежей металлов. Их цель проста: обеспечить бесперебойность поставок необходимых компонентов и получить конкурентное преимущество. Изучаются и совершенствуются новые технологии, такие как прямая экстракция лития, благодаря которым есть все шансы найти дополнительные источники этого крайне необходимого металла.

Игроки рынка электромобилей в это же время ищут технологические способы обезопасить сделанные ими ставки. Два года назад автопроизводители отказались от литий-железо-фосфатных аккумуляторов в пользу литиевых с большим содержанием никеля. В свете недавних потрясений и снижения зависимости от никеля спрос на литий-железо-фосфатные аккумуляторы вновь набирает обороты, в особенности в производстве более простых моделей.

Когда автопромышленность стоит перед лицом серьезных вызовов, она способна быстро создавать инновационные решения. Мы считаем, что с течением времени эта индустрия подарит миру еще множество инновационных разработок. Пристегнитесь, ведь автомобилестроение на полной скорости мчит к полному отсутствию вредоносных выбросов.

Авторы благодарят Эда Анкуэля, Бенедикта Фесслера и Маркуса Вирек Гарсиа за их вклад в написание этой статьи.

Авторы: Натан Низе, Аакаш Арора, Элизабет Дрейер, Айкан Гогбулут, Алекс Се

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить