Эксперт: казахстанский авторынок пойдёт на спад

12097

При этом, напоминает эксперт, согласно макроэкономическим трендам, в мире ожидается «либо сокращение темпов экономического роста, либо снижение»

Фото: pixabay.com

В ближайшие пять лет авторынок ЕАЭС ждет передел брендов. Такое мнение высказала директор агентства «Russian Automotive Market Research» Татьяна Арабаджи.

Эксперт отмечает, что несмотря на оживление рынка в Казахстане (по итогам 2018 года рост производства составил почти 80%), в перспективе все же произойдет спад, поскольку производство простимулировано программами государственной поддержки.

- И в Казахстане, и в России большие программы по льготным кредитам. В Казахстане еще утилизационные сертификаты (в России их отменили). Мы видим, что в России на этот год объем поддержки сокращен на 20 млрд рублей, это очень большая сумма. По базовому прогнозу в России мы ожидаем пока небольшой минус, где-то 1-2%. И конечно, в России построены огромные мощности, которые загружены менее чем на 50% в среднем, - сказала она Forbes.kz в кулуарах IV Казахстанского международного автомобильного форума KIAF.

- В Казахстане ситуация другая, производство развивается, развиваются новые мощности. Но рынок, на наш взгляд, без поддержки государства долго и сильно расти не может. Соответственно, вопрос будет заключаться в том, когда закончится поддержка государства, что будет на тот момент с потребителем - насколько вырастут доходы, насколько активно он сможет менять автомобиль, будет он его эксплуатировать по 10 лет или менять раз в 3 года, - говорит Арабаджи.

При этом, напомнила эксперт, согласно макроэкономическим трендам, в целом в мире ожидается «либо сокращение темпов экономического роста, либо снижение». Свое негативное влияние продемонстрируют и Brexit, и торговые войны США и Китая, что не может не отразиться и на странах ЕАЭС.

- И по Казахстану, и по России прогнозируется снижение курса национальной валюты, что опять же негативно сказывается на покупательной способности населения, - напомнила она.

По оценкам экспертов, несмотря на ожидающийся в 2019 году рост казахстанского автопрома (на 25% с учетом мер господдержки), в будущем таких темпов не будет.

- Скорее в горизонте пяти лет до предкризисного уровня ни Казахстан, ни Россия не выйдут. И конечно, у каждой страны будет намерение загрузить свои производственные мощности за счет экспорта. Россия в Казахстан, Казахстан в Россию, Узбекистан в Россию и Казахстан, и так далее. Поэтому нам надо здесь найти баланс, чтобы были учтены интересы всех сторон, и иностранных инвесторов. Потому что производить большую локализацию при небольших объёмах рынка неинтересно, - считает Арабаджи.

Эксперт полагает, что вероятнее всего, на рынках Казахстана и России будет наблюдаться «брендовый передел», поскольку «все правительства говорят о развитии производства, а внутренние рынки в горизонте пяти лет не показывают трендов к существенному росту».

Говоря о перспективах развития электротранспорта, эксперт также осторожна в оценках, отмечая, что ключевую роль здесь будет играть стоимость.

- Потребитель голосует деньгами. Автомобиль полностью электрический или гибридный на сегодня значительно дороже, чем ДВС. У нас в России 50% покупок в прошлом году это автомобили сегмента до $15 тыс. Конечно, электромобили в этот сегмент не входят. То же самое и в Казахстане. Люди не настолько богаты, чтобы оплачивать экологию. Поэтому пока стоимость электромобиля не сравняется со стоимостью ДВС, не будет большого роста продаж. И это во всем мире: там, где государство отменяет льготы, субсидии на покупку электромобилей, там падают продажи. Когда стоимость электромобилей будет сопоставима - почему нет. Пока этого не произошло, это все таки нишевый продукт, не массовый, - уверена Арабаджи.

По итогам 2018 года казахстанский автопром выпустил 30 тыс. авто, что на 78,8% больше, чем в 2017.

По данным «КазАвтоПрома», в течение прошлого года официальными дилерами было реализовано 57,9 тыся. автомобилей, что на 24,9% выше результата годичной давности. При этом 29,6 тыс. автомобилей (51,1%) пришлось на импорт, 28,3 тыс. покупателей (48,9%) - на казахстанское производство.

Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов по результатам 2018 года возглавляет Lada: продано 13,4 тыс. автомобилей российской марки. На втором месте Toyota - 12,3 тыс. авто, на третьем - Hyundai с показателем 8,7 тыс. машин. Пятерку лидеров замыкают KIA (2,9 тыс.) и GAZ (2,7 тыс.). В TOP-10 наиболее успешных марок вошли также Nissan (2,4 тыс. авто), Renault (2 тыс.), Ravon (1,7 тыс.), Volkswagen (1,5 тыс.) и UAZ (1,5 тыс. авто).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить