Как «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» лидирует на рынках Казахстана и России

О том, как холдингу удается развиваться высокими темпами, Анатолий Балушкин рассказал Forbes Kazakhstan

Фото: Виталий Фисков

Прошлый год стал периодом острой конкурентной борьбы на казахстанском автомобильном рынке. Победу в гонке за отраслевое лидерство вновь одержал холдинг Анатолия Балушкина (№35 рейтинга богатейших бизнесменов и №23 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Компания заняла почти треть рынка. Два из трёх автомобилей казахстанского производства сошли с конвейера усть-каменогорского завода, принадлежащего группе.

Наряду с усилением на «домашнем поле» холдинг стремительно завоёывает российский рынок: «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» уже занимает первое место как дилер LADA по объёмам продаж в РФ. Вместе с Renault-Nissan-Mitsubishi компания строит новое производство полного цикла в Усть-Каменогорске. Одновременно на действующем заводе внедряют проекты цифровизации, которые меняют привычное представление казахстанцев о владении автомобилем.

F: Анатолий Михайлович, в минувшем году «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» преодолел отметку в 500 тыс. автомобилей – столько реализовано за 26-летний период работы компании. Только в 2018 казахстанцы приобрели в ваших автоцентрах 18,3 тыс. машин. В феврале 2019-го с конвейера «АЗИЯ АВТО» сошёл 150-тысячный автомобиль. В масштабах казахстанского рынка цифры рекордные. Какие качества вашей команды позволяют достигать этих результатов?

– Мы не боимся меняться. Не живём прежними победами. Думаю, это главное.

2018 год действительно был результативен, но эту страницу мы уже перевернули. Гораздо интереснее обсудить то, что происходит в отрасли сегодня. По итогам февраля «АЗИЯ АВТО» занял 40% казахстанского рынка в легковом сегменте. И это лучший показатель в истории завода. Рынок растет на 7,5%, а наши продажи – на 45%.

F: Как так?

– В минувшем году мы увеличили выпуск авто на 60%. Вывели на рынок целый ряд новых моделей – от LADA Granta до спорткара KIA Stinger. Так что теперь вопрос недостаточного удовлетворения спроса на наиболее популярные автомобили в портфеле завода стоит не так остро. Тем не менее спрос по-прежнему превышает производственные темпы. Поэтому в плане на нынешний год – увеличение выпуска до 28 тыс. машин.

F: Основную «ударную мощь» завода сегодня обеспечивает LADA?

– Разумеется. На рынке представлены более 20 наших моделей. Но самой востребованной казахстанцами по-прежнему остается LADA. Более того, в феврале её рыночная доля приблизилась к 31%, что больше, чем у двух следующих брендов первой тройки. Это лучший результат за последние четыре года.

F: Чем вы объясняете этот рост?

– Эволюция бренда плюс локализация производства в Усть-Каменогорске.

В конце 2016 мы впервые в истории присутствия LADA в Казахстане организовали выпуск полного модельного ряда на «АЗИЯ АВТО». Потребитель это решение оценил, равно как и новые прорывные продукты – LADA Vesta, LADA XRay и обновленную Granta. Закройте рукой логотип на кузове любого из этих автомобилей, и вы не отличите его от «европейца», «корейца» или «японца». Дизайн от автора силуэтов культовых моделей Mercedes-Benz Стива Маттина. Инженерные решения – от Renault-Nissan. И только цена досталась в наследство от АвтоВАЗа. Вот слагаемые успеха.

Фото: Игорь Архипов

F: В минувшем году продажи «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в России приблизились к объёмам сбыта внутри Казахстана. Из 34,3 тыс. автомобилей, проданных холдингом, 16 тыс. пришлось на российский рынок. Иными словами, ваш выход на крупнейший рынок Евразийского союза успешно состоялся. То, о чем другие много говорили, вы сделали. За счёт чего это оказалось возможным?

– У нас сложились чрезвычайно продуктивные отношения с командой менеджеров Renault-Nissan, руководящих сегодня АвтоВАЗом. Язык делового общения – английский, и тем не менее мы отлично понимаем друг друга. Возникла мысль перенести успешный казахстанский опыт организации продаж LADA на российскую почву. Идея принесла результаты: менее чем за три года мы соз­дали собственную сеть из 20 автоцентров в 15 городах России. Сегодня мы являемся абсолютными лидерами в продажах LADA на рынках Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, Новокузнецка, Омска и Барнаула. В 2018 наши объёмы на российском рынке выросли на 53%.

Как результат, в «федеральном зачёте» сеть стала не только самой разветвлённой, но и лучшей по объёмам продаж марки. А LADA, как вы помните, самый продаваемый бренд на рынке РФ.

Так что да, сегодня мы первые на двух рынках – в Казахстане и России. И отчётливо видим, как продолжить усиление наших позиций.

F: Вы имеете в виду строительство производства полного цикла?

– Безусловно. Но новые мощности станут не только уникальным конкурентным активом. Ключевая цель заключается в том, чтобы обеспечить прорыв в развитии отрасли и создать беспрецедентный для казахстанского машиностроения производственный комплекс – как в технологическом смысле, так и с точки зрения его масштабов.

Судите сами: только в режиме сборочного производства «АЗИЯ АВТО» за весь период работы обеспечил прирост ВВП почти на 1 трлн тенге. Мы инвестировали в развитие производства и сопутствующей инфраструктуры $439 млн, выплатили налогов на сумму 92 млрд тенге, создали более 5000 новых рабочих мест.

Представьте, какой эффект обес­печит отечественной экономике ежегодный выпуск 60 тыс. автомобилей, но уже в режиме полного цикла, при локализации от 50%!

F: При этом Россия станет вторым рынком сбыта для нового предприятия?

– Об этом мы договорились с партнёрами в лице Renault-Nissan-Mitsubishi.

F: Каковы текущие инвестиции в проект?

– На сегодня более $70 млн.

F: Довольны ли вы темпами строительства?

– В зимний период работы велись, конечно, менее активно. Но не останавливались. С начала строительства использовали 18 тыс. кубометров бетона, погрузили 16 тыс. свай в фундаменты цехов. До конца мая рассчитываем завершить монтаж перекрытий цехов сварки и окраски кузова. Это 885 тонн огнестойкого металла. По завершении этого этапа можно будет переходить к поставке оборудования роботизированной сварки и окраски.

Фото: Андрей Лунин

F: Вернёмся к работе действующего конвейера «АЗИЯ АВТО». Не могу не спросить о модной ныне в мире теме цифровизации. Вы следуете тренду?

– Для наших инженеров это не просто модная тема. В 2017 «АЗИЯ АВТО» первым на постсоветском пространстве приступил к внедрению технологии «подключённого автомобиля» в серийном режиме. Нашим покупателям множество функций автомобиля – от управления дверями до контроля технического состояния – теперь доступно через обычный смартфон. А, скажем, собственники автопарков могут отслеживать данные о траектории и статистике перемещения каждого автомобиля. С этой целью мы создали отдельный веб-портал.

Пока системой BIPEK Contact оснащаются все автомобили LADA усть-каменогорской сборки. На очереди её установка на модели KIA и Skoda.

Это те результаты цифровизации, которые уже доступны клиенту, которые можно «пощупать». Но ещё более масштабная работа по оцифровке процессов идет в глубоком производственном «тылу». В течение года все элементы производственной цепочки будут автоматизированы. В электронном формате будут идти планирование, такт, визуализация производства, движение готовой продукции. Мы внедряем цифровое складское хозяйство. Уже работающие IT-модули позволили нам повысить производительность с 23 авто на одного работника конвейера до 33.

К слову, производительность по добавленной стоимости в прошедшем году завод увеличил почти вдвое – c 26,7 млн до 50,7 млн тенге на сотрудника. Наш вклад в ВВП вырос ещё более существенно – с 42,3 до 92 млрд тенге.

Этот рост позволил нам повысить и социальные обязательства. Мы расширили штат «АЗИЯ АВТО» на 19% и подняли средний уровень оплаты на 20% – до 221 тыс. тенге. Это на 39% выше среднереспубликанского значения.

F: И последнее, но не наименее важное: как скоро, на ваш взгляд, казахстанский авторынок вернётся к докризисным объёмам?

– В этом вопросе предлагаю довериться независимым наблюдателям. Маркетинговым экспертом нашего проекта полного цикла выступает PwC. По их оценке, 100-процентного восстановления следует ожидать в 2022 году. Затем рынок продолжит уверенный рост. Равнодействующая сила складывается из трёх векторов: естественный рост автомобилизации, катастрофически изношенный парк, отложенный спрос. Поэтому существующие мощности в автопроме потребуют расширения. Над этим мы и работаем.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
38538 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
27 июня родились
Анатолий Побияхо
основатель и основной акционер Line Group
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить