«АЗИЯ АВТО»: итоги первых 15 лет

14390

Усть-Каменогорский автосборочный завод «АЗИЯ АВТО» подводит итоги 15-летней деятельности. Полтора десятилетия назад, в преддверии главного национального праздника – Дня независимости Казахстана – был одобрен запуск мощностей первого предприятия казахстанского автопрома

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за рулем первого казахстанского автомобиля. 2003 год.
Фото: Архив пресс-службы
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за рулем первого казахстанского автомобиля. 2003 год.

Первый казахстанский

ВАЗ-2121 «Нива» – первый автомобиль, произведенный на территории республики – не только занял место наиболее востребованной казахстанцами полноприводной модели. Его появление доказало: страна обладает потенциалом, необходимым для развития собственного автопрома.

Создав первое в стране автопроизводство совместно с российским АВТОВАЗом, команда «АЗИЯ АВТО» очень скоро завоевала доверие лидеров глобальной автоиндустрии.

В 2005 году технологическим партнером завода стал европейский концерн Skoda Auto, а в июне 2007 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев открыл церемонию запуска производства автомобилей марки Chevrolet. Спустя три года к числу партнеров «АЗИЯ АВТО» присоединился четвертый по величине мировой производитель – корейский концерн KIA Motors.

В 2014 году с конвейера завода сошла первая в истории казахстанского автопрома партия электромобилей. В качестве дебютной модели был выбран кроссовер KIA Soul EV. В рамках ЭКСПО-2017 в Астане «АЗИЯ АВТО» представил еще два новейших экомобиля – электрическую и газовую версии бестселлера LADA Vesta.

Сегодня завод предлагает казахстанцам 23 модели четырех марок: от компактных хэтчбэков до представительских седанов, семейных минивэнов и надежных внедорожников.

Отраслеобразующее предприятие

За период деятельности «АЗИЯ АВТО» с его конвейера сошли более 128 тыс. автомобилей общей стоимостью 393 млрд тенге. Более 81% легковых автомобилей, выпущенных на территории Казахстана за минувшие 15 лет, сделаны в Усть-Каменогорске. Уже к концу первого десятилетия работы завод возглавил список крупнейших предприятий машиностроительной отрасли, а суммарные инвестиции акционеров «АЗИЯ АВТО» в развитие производства сегодня превышают 40 млрд тенге.

Предприятие, открывшее историю казахстанского автопрома, и в 2017 году выступает главным драйвером развития отрасли: на долю «АЗИЯ АВТО» приходится 72% выпуска легковых автомобилей и 63% суммарного отраслевого выпуска. Свыше 67% всех покупателей авто локального производства сегодня предпочитают модели «АЗИЯ АВТО» (итоги 10 мес. 2017). Каждый четвертый новый автомобиль, реализуемый в Казахстане, собран руками усть-каменогорских заводчан.

Предприятие является абсолютным лидером казахстанской промышленности и по ключевому индикатору экономической эффективности – производительности труда. На одного работника «АЗИЯ АВТО» приходится 24 млн тенге добавленной стоимости в год. Эта цифра превосходит средний показатель казахстанской экономики в 5 раз. При этом уровень оплаты труда на предприятии в 1,5 раза превышает среднее значение заработной платы в Восточно-Казахстанском регионе. Коллектив холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», производственным ядром котором является завод, насчитывает свыше 4,5 тыс. работников.

Создав первое в стране автопроизводство совместно с российским АВТОВАЗом, команда «АЗИЯ АВТО» очень скоро завоевала доверие лидеров глобальной автоиндустрии: концернов Volkswagen, General Motors и KIA Motors.

Экспортный драйвер

Успехи казавтопрома на экспортном направлении также обеспечены деятельностью «АЗИЯ АВТО». В 2017 году завод успешно наладил поставки внедорожников LADA на рынок Китая – первая тысяча автомобилей усть-каменогорской сборки нашла своих владельцев в КНР. Сегодня на долю «АЗИЯ АВТО» приходится 83% всех экспортных поставок казахстанской автомобильной техники. Пилотные партии автомобилей усть-каменогорской техники отправлены также на рынки Туркменистана, Кыргызстана и Объединенных Арабских Эмиратов.

Технологии Connected car

В юбилейном году «АЗИЯ АВТО» первым и единственным в казахстанском автопроме приступил к внедрению технологий Connected car и Big Data. Теперь владельцы «умных автомобилей» усть-каменогорского производства могут дистанционно управлять личным транспортом с помощью смартфона. Проекты в области цифровизации, начатые командой «АЗИЯ АВТО», откроют новые возможности как для потребителя, так и для отрасли в целом.

Создав первое в стране автопроизводство совместно с российским АВТОВАЗом, команда «АЗИЯ АВТО» очень скоро завоевала доверие лидеров глобальной автоиндустрии: концернов Volkswagen, General Motors и KIA Motors.

Будущее отрасли

Новым этапом в развитии казахстанского автопроизводства станет запуск автопромышленного кластера, строительство которого холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» ведет на новой площадке в Усть-Каменогорске. Его создание обеспечит выпуск 120 тыс. автомобилей в год в режиме полного цикла.

Строительство крупнейшего в истории казахстанского машиностроения производственного комплекса развернулось на территории в 523 гектара. На этой площадке разместятся мощности сварки, окраски, сборки автомобилей, а также технопарк по выпуску автокомпонентов.

На текущем этапе холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» инвестировано в проект свыше $62 млн собственных средств.

С выходом на проектную мощность новое производство позволит создать 12 тыс. новых рабочих мест. Согласно расчетам Института экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК, проект обеспечит годовой прирост республиканского ВВП на $1,1 млрд (+0,4%).

Новые усть-каменогорские мощности полного цикла станут крупнейшим экспортоориентированным производством в несырьевом секторе и наиболее масштабным машиностроительным производством в истории Казахстана.

Новые усть-каменогорские мощности полного цикла станут крупнейшим экспортоориентированным производством в несырьевом секторе и наиболее масштабным машиностроительным предприятием в истории Казахстана.

Основными рынками сбыта продукции будущего производственного комплекса станут Казахстан, страны Евразийского союза, а также республики Центральной Азии. Группой компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» уже развернута собственная сервисно-сбытовая сеть на рынке России, насчитывающая 15 автоцентров в 11 городах. С запуском новых мощностей созданная инфраструктура позволит организовать поставки казахстанских автомобилей в регионы России.

Благодаря соглашениям, достигнутым с технологическим партнером проекта – альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi в лице ПАО «АВТОВАЗ», – новые мощности станут крупнейшим экспортоориентированным производством в несырьевом секторе отечественной экономики и наиболее масштабным машиностроительным производством в истории Казахстана.

Основатель и председатель совета директоров АО «АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин.
Основатель и председатель совета директоров АО «АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин.

Председатель совета директоров АО «АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин:

- Благодаря личной поддержке президента и команды правительства полтора десятилетия назад мы создали с нуля современное, высокотехнологичное производство. В короткие сроки «АЗИЯ АВТО» стал локомотивом машиностроительного комплекса страны и лидером производительности. Но что еще более значимо – 15 лет назад мы дали старт становлению новой отрасли: сегодня в республике шесть площадок, выпускающих автомобили. Однако «АЗИЯ АВТО» остается ядром казахстанского автопрома, обеспечивая две трети совокупных отраслевых объемов. В развитие мощностей и инфраструктуры мы инвестировали уже 40 млрд тенге – и это собственные средства.

В юбилейном году завод выпустил вдвое больше продукции, чем за предыдущие 24 месяца. Мы совершили прорыв и на экспортном фланге – успешно начаты поставки в Китай.

В 2018 году мы не только продолжим расширение портфеля выпускаемых автомобилей – в Усть-Каменогорске будет освоено производство собственной спецтехники, разработанной нашими конструкторами.

На следующие полтора десятилетия мы ставим перед собой еще более амбициозные задачи. Мощности полного цикла, которые мы строим на новой усть-каменогорской площадке, позволят повысить локализацию отечественных автомобилей и создать экспортоориентированное производство №1 в несырьевом секторе. У нас мощные партнеры, богатейший опыт и достаточно сил для реализации этого замысла.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить