Закон об «иностранных агентах» предложила принять в Казахстане депутат Смирнова
Такой закон уже действует в России
Депутат Мажилиса Ирина Смирнова заявила о необходимости пересмотреть статус целого ряда неправительственных организаций, годами работающих в «серой зоне», передает корреспондент агентства Kazinform. По словам депутата, в Казахстане иностранное финансирование получают примерно 200 НПО, причем 70% из них финансировались через различные источники из США.
— По официальным данным правительства, в стране предоставляют гранты 165 различных доноров. Из них 53 — международные организации, 31 — иностранные госорганизации, 81 — зарубежные и казахстанские НПО. Финансовую и материально-техническую помощь нашим НПО также предоставляют и другие зарубежные структуры, и посольства, не входящие в указанные списки, — сообщила Смирнова в своем депутатском запросе в Мажилисе 12 февраля.
Она отмечает, что поддержку получают в основном проекты в области СМИ и свободы слова, защиты прав и интересов целевых групп, развития демократии и гражданского общества.
— Даже специалистам невозможно распознать, где дружественные нам ресурсы, а где нужно быть поосторожнее, дабы не нарваться на деструктивную мягкую в кавычках силу. И это проблема и вызов для всего нашего общества. Скорее всего, к зарубежным фондам, бесконтрольно орудующим в нашей стране, мы еще долго будем относиться как к тому покойнику, про которого либо хорошо, либо ничего. Слишком уж много за десятилетия их присутствия у нас развелось обратившихся в их веру адептов, — отмечает депутат.
Смирнова считает, что, «как и в истории с USAID, сами американцы признают деструктивность финансируемых ими государственных СМИ».
— И вопрос, чего больше от деятельности иностранных фондов нашей стране — пользы или вреда, требует внятного ответа. Особенно это актуально с учетом обострения геополитической обстановки, смещения мировых центров тяжести и роста противоречий по ключевым вопросам международной повестки внутри страны. И в случае если зарубежные НПО, чувствующие себя в Казахстане весьма комфортно, действительно играют в свою собственную игру, их влиятельность может выйти нам боком. Пришло время пересмотреть статус целого ряда неправительственных организаций, годами работающих в «серой зоне», и переписать правила игры с иностранными донорами, маскирующими политические интересы под «медиаподдержку», «правозащиту» и повышение толерантности, — заявила депутат.
Она привела в пример страны, которые уже приняли законы об иностранных агентах, среди них Израиль, Китай, Австралия, Великобритания, Франция. Одним из образцовых законов депутат назвала Закон США «О регистрации иностранных агентов», принятый еще в 1938 году.
— Закон распространяется на такие сферы, как политическая активность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор и раздача финансовых средств, предоставление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса, — сообщила Смирнова.
По ее словам, эксперты отмечают богатый правоприменительный опыт США по многим основным положениям.
— Например, прозрачность финансирования с четким разграничением политического и коммерческого влияния; государственная регистрация лоббистов и агентов влияния перед началом их деятельности; обязательность раскрытия информации, в том числе маркировка информационных материалов и публикация баз данных зарегистрированных агентов; введение ответственности за нарушение порядка регистрации и деятельности. Уверена, что и Казахстану необходимо поддержать эту практику и создать национальное законодательство, четко маркирующее любого рода структуры для того, чтобы казахстанцы могли оценивать и сравнивать информацию, понимая её источник, — добавила депутат.
При этом она считает, что необходимо установить ряд исключений для гуманитарных и научных организаций.
— Наша общая цель — укрепление суверенитета, и мы не позволим выдавать навязывание чуждых ценностей за толерантность, в которой казахстанцы и так главные эксперты в мире, а пропаганду — за независимую журналистику, — заключила Смирнова.
«Иностранный агент» (иноагент) — статус, присваиваемый в России лицам, которые, по утверждению российских властей, получают иностранную поддержку или находятся под «иностранным влиянием». Появился в 2012 году после принятия поправок к федеральному закону «О некоммерческих организациях». Критикуется как ограничивающий права человека в России.