В Минтрансе прокомментировали повреждения самолётов и задержки авиарейсов

И пояснили, почему иностранные авиакомпании не могут осуществлять внутренние рейсы в Казахстане

Фото: архив пресс-службы КГА

21 августа в Министерстве транспорта прошел брифинг с представителями ведомства. За последнее время к ним накопилось много вопросов, особенно по сфере гражданской авиации, в том числе о повреждениях самолетов в аэропортах и задержках авиарейсов.

На вопросы о повреждениях самолетов (только за август 2024-го по разным причинам были повреждены 10 самолетов авиакомпаний Air Astana, SCAT и FlyArystan) отвечал вице-министр транспорта Талгат Ластаев. Он объяснил эту череду происшествий интенсивностью полетов.

«Не нужно это позиционировать как противостояние между авиакомпаниями и аэропортами. Мы все делаем одну и ту же работу. Да, такие факты бывают, потому что интенсивность полётов растёт. Каждый год у нас рост взрывной — 20-25% рост рынка перевозки пассажиров. Соответственно, на этот объём рост числа инцидентов», — считаетТалгат Ластаев.

По словам вице-министра, по каждому инциденту проводится расследование и в его рамках определяют, кто виноват и какие меры принимать для того, чтобы избежать повторения таких ситуаций в будущем.

«Да, в августе достаточно много происшествий, пять воздушных судов побито градом, два или три воздушных судна разных авиакомпаний повреждены за счёт техники, одно воздушное судно, когда был шторм, повреждено контейнером. Разные причины, но так сложилось, что именно в августе, когда пиковый период перевозок, случились эти ситуации. Но по каждой проводим расследование, чтобы такое не повторилось», — заверил вице-министр.

Еще один вопрос касался частых задержек авиарейсов, ставших в последнее время чуть ли не обыденностью.

«Задержки рейсов были, есть и будут», — не выразил оптимизма Талгат Ластаев и добавил, что «в любой стране есть задержки и переносы», потому что «ситуации бывают разные, а безопасность полётов — всегда приоритет».

«На неисправном воздушном судне лететь нельзя. Как правило (или часто), у задержки есть техническая причина. Уже ввели обязательное sms-оповещение, изменили период, когда запускается компенсация 3% за каждый час задержки: раньше считали с момента задержки, теперь — с момента получения первого оповещения. Мы такие моменты планомерно ужесточаем, уже есть ряд поправок, направленных на защиту прав пассажиров. Но тут грань тонкая: мы не должны давить на авиакомпании. Напомню, летать на неисправных судах нельзя!» — еще раз повторил Ластаев.

Вице-министр также предупредил, что увеличение штрафов для авиакомпаний повлияет на стоимость их услуг, и «в итоге штрафы лягут на пассажиров».

Ластаев также пояснил, почему иностранные авиакомпании не обслуживают внутренние рейсы в Казахстане.

«Если иностранные авиакомпании будут летать внутри страны, то со временем возникнет вопрос о том, что у нас не будет своей авиации. Такие примеры, к сожалению, были в истории авиации. Поэтому здесь каждая страна должна развивать свою авиационную отрасль. Но вместе с тем летать к нам из-за рубежа мы даём всем и без каких-либо ограничений», — сказал вице-министр.

Ответ своего коллеги дополнила председатель Комитета гражданской авиации Салтанат Томпиева, которая заявила, что вопрос о допуске иностранных компаний на внутренние перевозки — это «особое коммерческое право».

«У нас введён режим открытого неба, он предусматривает пятую «свободу воздуха». Это когда иностранные авиаперевозчики могут загружать и выгружать пассажиров из и в Казахстан из третьих государств. То право, про которое говорите вы, это каботажные перевозки внутри страны, это особое коммерческое право, и международная гражданская авиация не рекомендует предоставлять это право иностранному перевозчику, выполнять внутренние рейсы», — пояснила Томпиева.