ВАП выявила нарушения в системе обеспечения лекарствами почти на 1 трлн тенге

Объём фармацевтического рынка республики в 2024 году составил 1,2 трлн тенге. При этом он на 84% состоит из продукции иностранного производства

Фото: t.me/auditpalatasy

В Казахстане закончился государственный аудит системы лекарственного обеспечения граждан. Результаты проверки презентовал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании Мажилиса 4 июня. 

Как сообщает пресс-служба ВАП, два последовательных аудита 2024 и 2025 годов выявили ряд проблемных вопросов и недостатков в системе лекарственного обеспечения. Они прослеживаются на всех уровнях — от науки и производства до нормативного регулирования и организации выдачи лекарств населению.

Аудиторы уточняют, что объем фармацевтического рынка РК в 2024 году составил 1,2 трлн тенге, при этом он на 84% представлен продукцией иностранного производства. За 2022–2024 годы финансирование медицинской науки составило 58 млрд тенге. Однако в стране до сих пор нет системы регистрации биомедицинских исследований и реестра клинических баз.

«Результативность научных разработок крайне низка. За последние 10 лет зарегистрировано всего два оригинальных отечественных препарата. Один из них не включен в Национальный лекарственный формуляр, хотя на его разработку потрачено более 4 млрд тенге», — отметил Алихан Смаилов.

По данным ВАП, за последние три года объем преференций для фармацевтической отрасли оценивается в 148 млрд тенге. Единый дистрибьютор также заключает с отечественными производителями долгосрочные договоры, гарантирующие закупку продукции на десять лет. Такие закупки за пять лет выросли с 69 млрд до 112 млрд тенге.

«Несмотря на это, ассортимент лекарств, поставляемых отечественными компаниями, снизился почти вдвое — с 968 до 507. Иначе говоря, они наращивают выпуск простых в производстве медизделий, тогда как доля реально производимых в стране препаратов сокращается», — указал председатель ВАП. — «При этом воспользоваться господдержкой в форме долгосрочных договоров при этом смогли только 34 компании из более чем 200 действующих». 

Кроме того, Смаилов сообщил, что слабый мониторинг локализации и инвестиционных обязательств «создает условия для злоупотреблений». «Так, в 2024 году частная компания поставила государству 62 млн медицинских перчаток на 8 млрд тенге. Однако объем и их характеристики совпадают с партией, которую компания закупила в тот же период из Таиланда», — привели пример аудиторы. 

«Здесь усматривается риск продажи зарубежной продукции под видом отечественной. Цены для государства были завышены вдвое. Подобные схемы не только искажают смысл политики импортозамещения, но и наносят прямой ущерб государству», — подчеркнул Алихан Смаилов.

Он также обратил внимание на риски при локализации производства. Некоторые компании используют дешевое и плохо очищенное сырье. Без должного контроля это может привести к появлению некачественной продукции на рынке. Например, закупленные на 3 млрд тенге препараты у одной из фирм были признаны непригодными к применению и списаны.

Аудит показал, что вывод новых лекарств на рынок занимает годы: для закупки через Единого дистрибьютора препарат должен пройти пять перечней. Вследствие искусственных ограничений значительная часть закупок проводится с участием единственного поставщика. Такая ситуация приводит к завышению цен. Аудиторы уточняют, что система регулирования цен не обеспечивает доступность и обоснованную стоимость лекарств. Наценки достигали 172% на рынке и 35% при бюджетных закупках.

Смаилов также указал на пробелы в действующем порядке экспертизы, регистрации и надзора. По его словам, в 2024 году средний срок экспертизы составил 334 дня при нормативе в 210 дней. В отдельных случаях продолжительность доходила до 2,5 лет.

Аудиторы также считают, что инструменты фармаконадзора работают неэффективно: из почти 8 тыс. сообщений о побочных эффектах за три года изъят из обращения лишь один препарат.

Во время своего отчета Алихан Смаилов также затронул тему несвоевременных контрактов и срывов графиков поставок, которые нарушают непрерывность лечения пациентов. Так, по данным ВАП, в 2022–2024 годах единый дистрибьютор задержал закупку 207 и не закупил 164 препарата в рамках амбулаторной помощи. «Поставка ряда препаратов осуществлялась поквартально вместо ежемесячного графика, что вызывало нехватку и вынуждало пациентов покупать лекарства за свой счет», — уточнил Смаилов и добавил, что в 2024 году только 9% препаратов закуплены напрямую у производителей. «Также дистрибьютор систематически закупал лекарства без сертификата формы «СТ-KZ», что за три года составило 258 млрд тенге», — добавил он. 

Кроме того, аудит выявил более 67 тыс. случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности, что привело к их непригодности и неэффективному использованию средств. Также зафиксированы факты назначения препаратов сверх потребности либо не предусмотренных протоколами лечения. 

Аудит также показал, что цены на 15 самых дорогих препаратов в государственном и рыночном секторах отличались до 600%. Главным образом это обусловлено тем, что лекарства, предназначенные для бесплатной амбулаторной помощи, незаконно списываются и реализуются в розничной сети.

«Такие факты свидетельствуют о несостоятельности систем контроля выдачи и обращения лекарств», — отметил Алихан Смаилов.

В общей сложности по итогам двух аудитов выявлены:

  • финансовые нарушения на 741 млн тенге;
  • неэффективное использование средств на 32 млрд;
  • потери с упущенной выгодой на 58 млрд тенге.

По данным ВАП, материалы по 134 случаям переданы для административного производства, по пяти — в правоохранительные органы.

«Результаты указывают на комплексные проблемы в сфере лекарственного обеспечения. По всем выявленным вопросам правительству даны рекомендации, а Минздрав получил конкретные поручения. ВАП будет регулярно следить за тем, как продвигается решение этих проблем», — заключил Алихан Смаилов.