В течение 10 лет Казахстану понадобится более 1000 новых школ

Эксперты прогнозируют дефицит ученических мест в Казахстане

scholl школа
Фото: © Depositphotos.com/kzwwsko

Из-за сложившейся в стране демографической ситуации и усилившейся внутренней миграции населения в казахстанских школах всё сложнее создать комфортные условия для обучения. Во многих учебных заведениях сохраняется трехсменный график, дети зачастую вынуждены учиться в аварийных помещениях. В густонаселенных регионах число учеников превышает проектную мощность зданий, кабинеты переполнены, а в алфавите заканчиваются буквенные обозначения для параллельных первых классов.

Мы провели оценку ожидаемого в ближайшие десять лет дефицита ученических мест и попробовали рассчитать, сколько же требуется построить школ, чтобы его избежать, обеспечив равные возможности для комфортного обучения детей вне зависимости от места проживания. Наши оценки учитывают региональные прогнозы по демографии, миграции и урбанизации, возрастную структуру учащихся и долю выпускников 9-го класса, продолжающих обучение в школе. Мы также учли текущие темпы строительства и необходимость устранения трехсменного обучения, замены школ с плохим техническим состоянием (в приспособленных зданиях, аварийные, саманные, деревянные и прочие).

undefined

Одна из основных тенденций в этой сфере заключается в том, что число школьников растет, но количество школ при этом становится всё меньше.

Так, вследствие демографического бума за последние десять лет численность школьников увеличилась на 1,3 млн человек, и давление на образовательную инфраструктуру продолжит усиливаться.

В 2016 году число родившихся впервые за 28 лет превысило 400 тыс. человек, а в 2020-м рождаемость достигла исторического максимума с 1987 года. Поэтому в ближайшие годы число первоклассников будет составлять 400–450 тыс. человек, а общее число школьников превысит 4 млн.

Вместе с тем инфраструктура школьного образования не успевает за демографическими процессами.

undefined

Несмотря на стремительный рост ввода новых школ в последние пять лет, они лишь частично покрывают приток новых школьников. За это время в стране создано 504 тыс. новых ученических мест при обучении в две смены, в то время как число школьников увеличилось на 715 тыс. человек.

В результате мы сталкиваемся с дефицитом ученических мест, переполненностью классов, увеличением нагрузки на учителей, что в конечном итоге отражается на качестве образования.

Более того, с учетом текущих темпов строительства ожидается, что проблема дефицита ученических мест не будет решена даже в ближайшее десятилетие.

За последние десять лет дефицит ученических мест увеличился в 2,3 раза — до 270 тыс. единиц. По нашим оценкам, только из-за роста численности населения и внутренней миграции без новых школ к 2033 году дефицит может увеличиться в 2,7 раза — до 722 тыс. ученических мест. Таким образом, существует риск того, что почти каждый пятый школьник будет вынужден учиться в некомфортных условиях.

Это может негативно отразиться на эффективности образовательного процесса и обеспечении равных возможностей для последующего профессионального развития.

Учитывая среднее количество ученических мест во введенных в эксплуатацию школ за последние пять лет (71 тыс. единиц), ожидается, что потребуется более десяти лет для покрытия данного дефицита.

undefined
Источник: расчеты Dasco Group на основе данных БНС АСПиР, Министерства просвещения РК, прогнозов Центра развития трудовых ресурсов

Помимо демографии, необходимо учитывать и техническое состояние образовательной инфраструктуры. Сегодня 177 школ расположены в зданиях со сроком эксплуатации более 70 лет, некоторые школьники обучаются в саманных школах и малоприспособленных зданиях.

Дефицит через десять лет может достигнуть 1 млн ученических мест, причем более 90% прогнозируемой нехватки придется на городские школы.

Вопрос заключается в том, что сегодня 59% детей обучаются в городских школах, но через десять лет эта доля увеличится до 65%. По прогнозам, к 2033 году численность городских школьников увеличится на 20%, до 2,8 млн человек, а в сельской местности их число сократится на 9%, до 1,5 млн человек.

undefined

В ближайшие пять лет без новых школ в городе дефицит может ежегодно увеличиваться в среднем на 72 тыс. мест, а к 2033 году существует риск нехватки мест для 663 тыс. школьников.

В сельской местности ожидается, что дефицит ученических мест постепенно будет снижаться в связи с урбанизацией и демографическими тенденциями в регионах. Однако в ближайшие пять лет, по нашим оценкам, нехватка всё равно будет оставаться высокой.

Еще одним важным аспектом является прогнозируемое усиление неравномерности дефицита ученических мест в разрезе регионов. В последние пять лет около 70% нехватки приходится на города республиканского значения и южные регионы.

Помимо увеличения рождаемости, ожидается рост миграции граждан в центры притяжения — в Астану, Алматы и Шымкент, что может привести к ситуации, когда через десять лет в этих городах не будет хватать мест в школах для 38% учащихся.

undefined
Источник: расчеты экспертов Dasco Group на основе данных БНС АСПиР, Министерства просвещения РК, прогнозов Центра развития трудовых ресурсов

В южных регионах сегодня 70% дефицита приходится на сельские школы, где ожидается сокращение численности школьников, в результате к 2033 году 75% дефицита южных регионов может приходиться уже на городские школы. По нашим прогнозам, на западе также увеличится доля дефицита, приходящегося на городские школы — с 58 до 71%.

В связи со снижением числа школьников, в некоторых регионах дефицит ученических мест, возможно, будет не так критичен, особенно в северных регионах, но в ближайшие пять лет может сохраниться на высоком уровне.

В 2023 году с учетом текущего дефицита ученических мест, по нашим оценкам, в стране не хватало 347 школ с общей проектной мощностью в 189 тыс. ученических мест в одну смену. Дополнительно к этому дети обучались в 353 проблемных школах, требующих замены.

До 2033 года более половины новых школ требуется построить в южных регионах, включая Алматы и Шымкент — всего 364 школы.

В целом для строительства новых школ потребуется 4,1 трлн тенге в течение десяти лет, в том числе 2,2 трлн тенге — для сельской местности, 1,9 трлн тенге — для городов.

undefined
Источник: расчеты экспертов Dasco Group на основе данных БНС АСПиР, Министерства просвещения РК

Учитывая средние темпы строительства новых школ за последние годы (ежегодно 89 единиц), по нашим прогнозам, потребуется более десяти лет для покрытия дефицита школ и ученических мест. Кроме того, ожидается увеличение потребности в новых школах с учетом их износа.

Кроме того, по нашим оценкам, через пять лет серьезным вызовом станет увеличение нагрузки на педагогический состав, а именно — учителей начальных и 10–11-х классов. Совокупно численность школьников в этих классах может увеличиться на 266 тыс. человек.

undefined
Данные из сборника «Заработная плата работников в Республике Казахстан по основным профессиям и должностям (2023 г.)» Источник: расчеты Dasco Group на основе данных БНС АСПиР, Министерства просвещения РК, прогнозов Центра развития трудовых ресурсов

Сегодня в школах Казахстана работают 342,2 тыс. учителей, при этом уже не хватает 5 тыс. педагогов. Учитывая прогнозируемое количество школьников, к 2028 году Казахстану, возможно, понадобится дополнительно 59 тыс. учителей.

Также важно учитывать выход учителей на пенсию (в 2018 году 25% педагогов были старше 50 лет), поэтому может дополнительно потребоваться около 80 тыс. учителей. Таким образом, в течение пяти лет спрос на новых учителей оценивается нами на уровне порядка 144 тыс. человек.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте