В течение 10 лет Казахстану понадобится более 1000 новых школ
Эксперты прогнозируют дефицит ученических мест в Казахстане
![scholl школа](/static/img/plug.webp)
Из-за сложившейся в стране демографической ситуации и усилившейся внутренней миграции населения в казахстанских школах всё сложнее создать комфортные условия для обучения. Во многих учебных заведениях сохраняется трехсменный график, дети зачастую вынуждены учиться в аварийных помещениях. В густонаселенных регионах число учеников превышает проектную мощность зданий, кабинеты переполнены, а в алфавите заканчиваются буквенные обозначения для параллельных первых классов.
Мы провели оценку ожидаемого в ближайшие десять лет дефицита ученических мест и попробовали рассчитать, сколько же требуется построить школ, чтобы его избежать, обеспечив равные возможности для комфортного обучения детей вне зависимости от места проживания. Наши оценки учитывают региональные прогнозы по демографии, миграции и урбанизации, возрастную структуру учащихся и долю выпускников 9-го класса, продолжающих обучение в школе. Мы также учли текущие темпы строительства и необходимость устранения трехсменного обучения, замены школ с плохим техническим состоянием (в приспособленных зданиях, аварийные, саманные, деревянные и прочие).
![undefined undefined](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-24/bf6e24a0-ce68-4115-b514-c4e926b40464.jpeg)
Одна из основных тенденций в этой сфере заключается в том, что число школьников растет, но количество школ при этом становится всё меньше.
Так, вследствие демографического бума за последние десять лет численность школьников увеличилась на 1,3 млн человек, и давление на образовательную инфраструктуру продолжит усиливаться.
В 2016 году число родившихся впервые за 28 лет превысило 400 тыс. человек, а в 2020-м рождаемость достигла исторического максимума с 1987 года. Поэтому в ближайшие годы число первоклассников будет составлять 400–450 тыс. человек, а общее число школьников превысит 4 млн.
Вместе с тем инфраструктура школьного образования не успевает за демографическими процессами.
![undefined undefined](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-24/dfbd6091-cf1e-4ffd-a9d7-5dd20cda729f.jpeg)
Несмотря на стремительный рост ввода новых школ в последние пять лет, они лишь частично покрывают приток новых школьников. За это время в стране создано 504 тыс. новых ученических мест при обучении в две смены, в то время как число школьников увеличилось на 715 тыс. человек.
В результате мы сталкиваемся с дефицитом ученических мест, переполненностью классов, увеличением нагрузки на учителей, что в конечном итоге отражается на качестве образования.
Более того, с учетом текущих темпов строительства ожидается, что проблема дефицита ученических мест не будет решена даже в ближайшее десятилетие.
За последние десять лет дефицит ученических мест увеличился в 2,3 раза — до 270 тыс. единиц. По нашим оценкам, только из-за роста численности населения и внутренней миграции без новых школ к 2033 году дефицит может увеличиться в 2,7 раза — до 722 тыс. ученических мест. Таким образом, существует риск того, что почти каждый пятый школьник будет вынужден учиться в некомфортных условиях.
Это может негативно отразиться на эффективности образовательного процесса и обеспечении равных возможностей для последующего профессионального развития.
Учитывая среднее количество ученических мест во введенных в эксплуатацию школ за последние пять лет (71 тыс. единиц), ожидается, что потребуется более десяти лет для покрытия данного дефицита.
![undefined undefined](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-24/d513a1d7-1e82-4ccc-acd1-988dbc8b9f08.jpeg)
Помимо демографии, необходимо учитывать и техническое состояние образовательной инфраструктуры. Сегодня 177 школ расположены в зданиях со сроком эксплуатации более 70 лет, некоторые школьники обучаются в саманных школах и малоприспособленных зданиях.
Дефицит через десять лет может достигнуть 1 млн ученических мест, причем более 90% прогнозируемой нехватки придется на городские школы.
Вопрос заключается в том, что сегодня 59% детей обучаются в городских школах, но через десять лет эта доля увеличится до 65%. По прогнозам, к 2033 году численность городских школьников увеличится на 20%, до 2,8 млн человек, а в сельской местности их число сократится на 9%, до 1,5 млн человек.
![undefined undefined](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-24/885d9a2c-71d5-4068-86f9-52b2a46ac966.jpeg)
В ближайшие пять лет без новых школ в городе дефицит может ежегодно увеличиваться в среднем на 72 тыс. мест, а к 2033 году существует риск нехватки мест для 663 тыс. школьников.
В сельской местности ожидается, что дефицит ученических мест постепенно будет снижаться в связи с урбанизацией и демографическими тенденциями в регионах. Однако в ближайшие пять лет, по нашим оценкам, нехватка всё равно будет оставаться высокой.
Еще одним важным аспектом является прогнозируемое усиление неравномерности дефицита ученических мест в разрезе регионов. В последние пять лет около 70% нехватки приходится на города республиканского значения и южные регионы.
Помимо увеличения рождаемости, ожидается рост миграции граждан в центры притяжения — в Астану, Алматы и Шымкент, что может привести к ситуации, когда через десять лет в этих городах не будет хватать мест в школах для 38% учащихся.
![undefined undefined](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-24/69acc881-bea7-4fd6-b74d-e97a316656db.jpeg)
В южных регионах сегодня 70% дефицита приходится на сельские школы, где ожидается сокращение численности школьников, в результате к 2033 году 75% дефицита южных регионов может приходиться уже на городские школы. По нашим прогнозам, на западе также увеличится доля дефицита, приходящегося на городские школы — с 58 до 71%.
В связи со снижением числа школьников, в некоторых регионах дефицит ученических мест, возможно, будет не так критичен, особенно в северных регионах, но в ближайшие пять лет может сохраниться на высоком уровне.
В 2023 году с учетом текущего дефицита ученических мест, по нашим оценкам, в стране не хватало 347 школ с общей проектной мощностью в 189 тыс. ученических мест в одну смену. Дополнительно к этому дети обучались в 353 проблемных школах, требующих замены.
До 2033 года более половины новых школ требуется построить в южных регионах, включая Алматы и Шымкент — всего 364 школы.
В целом для строительства новых школ потребуется 4,1 трлн тенге в течение десяти лет, в том числе 2,2 трлн тенге — для сельской местности, 1,9 трлн тенге — для городов.
![undefined undefined](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-24/63c111ef-21c2-4fea-8cf3-b16c363e61da.jpeg)
Учитывая средние темпы строительства новых школ за последние годы (ежегодно 89 единиц), по нашим прогнозам, потребуется более десяти лет для покрытия дефицита школ и ученических мест. Кроме того, ожидается увеличение потребности в новых школах с учетом их износа.
Кроме того, по нашим оценкам, через пять лет серьезным вызовом станет увеличение нагрузки на педагогический состав, а именно — учителей начальных и 10–11-х классов. Совокупно численность школьников в этих классах может увеличиться на 266 тыс. человек.
![undefined undefined](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-24/3d534066-3338-4b50-ab4f-6bc894eb8730.jpeg)
Сегодня в школах Казахстана работают 342,2 тыс. учителей, при этом уже не хватает 5 тыс. педагогов. Учитывая прогнозируемое количество школьников, к 2028 году Казахстану, возможно, понадобится дополнительно 59 тыс. учителей.
Также важно учитывать выход учителей на пенсию (в 2018 году 25% педагогов были старше 50 лет), поэтому может дополнительно потребоваться около 80 тыс. учителей. Таким образом, в течение пяти лет спрос на новых учителей оценивается нами на уровне порядка 144 тыс. человек.