В Aport Mall East открылся самый большой зал IMAX в Центральной Азии
По словам главы Kinopark Group Алмаза Малдыбаева, экран размером 14 на 26 метра стал настоящей достопримечательностью Алматы

В последние годы кассовые сборы не только зарубежных, но и казахстанских кинокартин показывают уверенный рост. При этом, как отмечает глава Kinopark Group Алмаз Малдыбаев, нашей стране нужно больше кинотеатров для качественного развития отечественной киноиндустрии.
Алмаз, расскажите подробнее, как пришла идея открыть самый крупный в СНГ IMAX-кинотеатр — Halyk IMAX Kinopark 16?
— Как известно, кинотеатр является важным якорным арендатором торговых центров, который помогает генерировать трафик: примерно 90% посетителей кинотеатров также совершают другие покупки внутри торговых центров. Именно поэтому во всем мире, будь то Европа, Америка или ОАЭ, кинотеатры являются неотъемлемой частью инфраструктуры моллов. Обсуждение совместного проекта в Aport Mall East с нашим партнером — компанией Eurasia RED началось около пяти лет назад. Изначально планировалось создать небольшой кинотеатр на 5-6 залов. Однако в процессе разработки концепции мы постепенно увеличивали число залов. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Договорились с партнёрами на 8 залов, затем на 10, потом рассматривали 12-13 залов и в конечном итоге пришли к идее 16-зального кинотеатра. Таким образом, в течение еще одного года проект претерпевал изменения, пока не приобрёл финальный вид.
В потенциале данного проекта я был максимально уверен, так как наш первый подобный проект в Aport Mall West занимает второе место по сборам среди казахстанских кинотеатров. Более того, в следующем году мы планируем расширение количества залов в Aport Mall West, чтобы удовлетворить растущий спрос. Безусловно, такие показатели дали нам дополнительную мотивацию.
Одним из ключевых технологических решений нашего проекта стала установка системы IMAX. Стоит отметить, что оборудование обошлось нам почти в $2 млн с учётом налогов и транспортировки. Хотелось бы выразить огромную благодарность нашему партнеру Halyk Bank за финансовую поддержку.
Могу смело сказать, что нам удалось создать уникальный проект, аналогов которому, думаю, еще лет десять на кинорынке ЦА точно не будет. Считаю, что экран размером 14 на 26 метра стал настоящей достопримечательностью Алматы.
Какую роль, по вашему мнению, занимают кинотеатры в современном обществе? Не кажется ли вам, что с развитием социальных сетей и стриминговых платформ кинозалы теряют свою значимость?
— Кинотеатры, на мой взгляд, будут актуальны всегда, так как они прежде всего выступают неким элементом социализации. Это не просто место, куда люди приходят посмотреть фильм: вы выходите из дома, чтобы погулять, увидеть что-то новое, поделиться эмоциями с близкими людьми. Смотреть фильм на большом экране с мощным звуком в окружении сотни человек, которые смеются и сопереживают вместе с вами, — уникальный опыт, который трудно повторить дома. Он усиливает впечатления от самого фильма. Кроме того, люди сейчас как никогда нуждаются в живом общении. Мы так много времени проводим в гаджетах, что часто забываем, каково это — хорошее времяпрепровождение в офлайн-режиме. Кинотеатр предоставляет такую возможность.
Более того, мировая практика уже давно показывает, что кинотеатр — один из самых доступных видов развлечения. Это одно из немногих мест, куда люди всегда могут прийти и за небольшую сумму приятно провести время, испытав яркий спектр различных эмоций. К примеру, в периоды экономических кризисов люди часто ищут возможность отвлечься от повседневных забот, и посещение кинотеатров становится для них способом справиться с тяжелыми временами. Кино — наиболее доступное развлечение, особенно по сравнению с театрами или другими видами досуга. Люди приходят, чтобы забыть о своих проблемах, получить положительные эмоции и на время отключиться от реальности. 99% наших зрителей — это обычные работники. Для них поход в кино — это возможность отдохнуть от рутины. На мой взгляд, основная миссия кино — развлекать и давать людям надежду. Когда человек приходит в кинотеатр, он погружается в мир мечты, в историю, которая помогает ему забыть о повседневных заботах. Хороший фильм дарит зрителю радость, а это делает его более продуктивным в реальной жизни.
В отношении возраста кинозрителя — какие изменения проходит казахстанская киноаудитория в настоящее время?
— В нашей стране сложился стереотип, что в кино ходит в основном молодежь. Сейчас тенденция кардинально меняется. Когда в начале 2000-х кинотеатры начали активно открываться, к нам действительно в основном ходили дети и подростки, для которых кинотеатр был новым интересным развлечением. Это поколение выросло, но привычка ходить в кино у них осталась. Сейчас этим зрителям уже 25-30 лет, и они продолжают ходить в кино, но уже со своими семьями. Со временем, как показывает мировая практика, средний возраст зрителей будет увеличиваться. В Европе и США, к примеру, 50% зрителей — это люди старше 40 лет. В Казахстане пока только 20-30% аудитории старше 45 лет, но этот показатель будет расти по мере взросления тех, кто начал ходить в кино в детстве. Это естественный процесс.

Общий оборот рынка развлечений в Казахстане за 2023 год составил 51 млрд тенге. При этом рынок кинопроката — 35 млрд тенге, где доля казахстанского проката — 33% этой суммы. Бытует мнение, что в Казахстане среди отечественных киноработ популярен лишь комедийный жанр. Но мы видели в 2023 году большой успех триллера «Дәстүр». Тенденции на казахстанском рынке кино меняются?
— Ведущее место в производстве фильмов принадлежит комедийному жанру. Это общемировая тенденция, так как комедия универсальна: смех — это то, что объединяет людей во всех культурах. При этом казахстанцы раньше в основном смотрели зарубежные комедии из-за отсутствия локального контента. Однако с ростом отечественного кинопроизводства мы увидели, насколько людям ближе свои истории. Мы охотнее смеемся над тем, что нам знакомо, над собственными особенностями, менталитетом. Поэтому сказать, что отечественная комедия стала популярной внезапно — не совсем точно. Скорее произошло замещение: зрители стали выбирать казахстанские комедии, а зарубежные уже не пользуются таким спросом. При этом в настоящее время мы видим растущий спрос и на драмы, социальные фильмы и даже ужасы. Это говорит о том, что казахстанские зрители взрослеют, становясь более зрелыми в своих запросах, и кинорынок постепенно подстраивается под эти изменения.
Тем не менее успех триллера «Дәстүр», наверное, обусловлен рядом факторов? Личный бренд режиссера, правильно выстроенная маркетинговая кампания и актуальность темы домашнего насилия…
— В вашем вопросе ключевое слово — «наверное». Предсказать успех того или иного фильма крайне сложно. Даже Голливуд, с его столетним опытом и огромными ресурсами, не может гарантировать, что фильм не провалится. Около 75% кинокартин в мировом прокате не окупаются, и это несмотря на все опросы, анализы и экспертные сообщества. Кино — не продукт, который можно точно просчитать, как хлеб или любой другой товар массового потребления. Это уникальная отрасль, в которой успех зависит от множества факторов, таких как актуальность темы, эмоциональный отклик у зрителей и даже элемент удачи. Иногда фильм попадает в нужный момент и становится хитом, а иногда — нет, несмотря на все вложенные усилия и качество работы. Стоит отметить, что в Казахстане ситуация похожая: около 75% фильмов также не оправдывают ожидания по кассовым сборам, хотя многие из них сделаны качественно. Конечно, каждый успех анализируется, кинопроизводители пытаются копировать, но добиться идентичного результата крайне сложно.

Кинобизнес в Казахстане в последнее время принято считать одним из самых рентабельных. Поэтому все чаще мы видим одиночные проекты, авторы которые мечтают быстро покорить отечественный кинематограф, при этом так же активно обсуждают недостатки данной отрасли. К примеру, кинопроизводители неохотно делят прокатную выручку 50 на 50 и возмущены ценами на так называемый входной промопакет. Что можете сказать по этому поводу?
— В киноиндустрии есть как крупные игроки, которые стабильно производят и показывают фильмы круглый год, так и отдельные «одноразовые» проекты. При этом показ кино идет 365 дней в году, и кинотеатры должны показывать более 300 фильмов в год. Так устроен бизнес кинопроката. Мы не можем просто остановить деятельность на несколько месяцев, ожидая очередного успешного фильма.
Что касается платы за маркетинг, то опытные игроки знают, что эта практика в мировом кинопрокате используется уже очень давно: все кинопроизводители платят за рекламу перед показами своих фильмов. В Казахстане долгое время такого не было, так как мы поддерживали местных производителей, помогая им «встать на ноги», и только недавно начали применять стандартные мировые правила. Теперь кинотеатры получают часть дохода от рекламы, что помогает нам строить новые залы и развиваться: к примеру, в следующем году планируем открыть еще 50 залов по всему Казахстану, так как четко виден неудовлетворенный количественный спрос.
Подчеркну, зарубежные кинотеатры получают около 30% доходов от продажи рекламных мест перед показом фильма. В Казахстане, поверьте, этот процент гораздо ниже. Более того, в зарубежных странах продажа сопутствующих товаров (попкорна, напитков) составляет до 70% доходов кинотеатров. Это связано с тем, что по закону кинозал часто приравнивается к ресторанной зоне, и посетители не могут приносить свою еду. В Казахстане же законодательство позволяет зрителям приходить в кинотеатр со своей едой, и кинотеатры не имеют права отказать в доступе или заставить купить что-то в кинобаре.
Как я уже говорил ранее, большинство казахстанских фильмов, как и во всем мире, не окупаются. Однако это нормальное явление для киноиндустрии: вы снимаете 10-20 фильмов в год, и если 2-3 из них оказываются успешными, то они компенсируют неудачи остальных. Все данные в открытом доступе: международная система Rentrak отслеживает продажи билетов в реальном времени. Каждый кинотеатр подключен к этой системе, и данные о кассовых сборах доступны не только для кинотеатров, но и для кинопроизводителей. Резюмируя, отмечу, что мир кино — очень рисковый бизнес и при этом все еще голубой океан, которому нужны настоящие профессионалы.