В Алматы заработала первая UX и ИИ-лаборатория в Центральной Азии от Rocket Tech

Она объединяет технологии, аналитику и экспертизу, чтобы помогать создавать востребованные цифровые сервисы

Фото: архив пресс-службы

В октябре 2025 года казахстанская IT-компания Rocket Tech в партнерстве с MOST IT Hub презентовала UX Lab — первую в регионе лабораторию, объединяющую исследования пользовательского опыта и искусственного интеллекта (ИИ). На ее базе компании смогут тестировать гипотезы, проверять удобство интерфейсов и изучать возможности интеграции ИИ в цифровые продукты для улучшения пользовательского опыта.

Подобный формат UX-исследований давно используют бигтехи и научные институты. У Google, Microsoft и Amazon десятки собственных UX-центров, где дизайнеры и исследователи ежедневно тестируют продукты на реальных пользователях. В Финляндии при университете Аалто eye-tracking сочетается с анализом эмоций и физиологических реакций, а в Японии UX-центры помогают тестировать интерфейсы банкоматов и терминалов самообслуживания.

Создатели проекта планируют сделать UX Lab центром экспертизы и инноваций
Фото: архив пресс-службы

Ключевая ценность такого формата — принимать обоснованные продуктовые решения на основе данных, а не ощущениях дизайнеров или заказчиков. Первый сценарий обычно распространен в компаниях, где развит исследовательский подход при разработке и тестировании продуктов.

В Казахстане такими компетенциями пока обладают лишь немногие компании. В основном это игроки уровня enterprise либо разработчики массовых онлайн-платформ, у которых есть внутренние лаборатории. UX Lab же открыта для всех участников и может стать катализатором внедрения пользовательских исследований в регионе.

На презентации лаборатории с акимом Алматы Дарханом Сатыбалды
Фото: архив пресс-службы

Продукт глазами пользователя

До запуска UX-лаборатории в Rocket Tech много лет развивали исследовательские компетенции внутри компании. Например, в рамках UX-исследований цифровых продуктов Bereke Bank и других представителей крупного бизнеса.

Позже руководители компании решили начать делиться продуктовой экспертизой с рынком в новом формате. В сентябре 2025-го UX Lab заработала в пилотном режиме на площадке официального партнера проекта — MOST IT Hub. Также команда Rocket Tech представила лабораторию и ее технические возможности акиму Алматы Дархану Сатыбалды.

«MOST IT Hub всегда был площадкой для запуска технологических инициатив, меняющих рынок. Мы охотно поддержали UX Lab как проект, который формирует новую культуру создания цифровых продуктов. Она основана на подтвержденных гипотезах и качественных данных, что соответствует нашему подходу в работе со стартапами и корпоративными командами», — отметил руководитель MOST IT Hub Диас Кожатаев.

В рамках пилотного запуска организаторы проводили исследовательские митапы и организовали «прожарку» стартапов. Финальным событием стал воркшоп с демонстрацией eye-tracking-оборудования — системы, фиксирующей взгляд пользователя. Полученные данные необходимы для создания «тепловой карты» внимания, где отражены как востребованные элементы интерфейса, так и те, что остаются незамеченными.

Олег Качалин и Диас Кожатаев
Фото: архив пресс-службы

Исследователи продемонстрировали работу трекера на примере тестирования цифрового сервиса одного из резидентов IT-хаба. Пока респондент выполнял задания и изучал интерфейс цифрового сервиса, инфракрасные сенсоры отслеживали направление взгляда. Затем на аналитическую панель фиксировались зоны замешательства и ошибки.

После тестирования разработчики документооборота получили отчет с предложениями по улучшению продукта. Благодаря еye-трекеру они узнали, какие элементы интерфейса могут быть непонятны пользователям и что нужно сделать для улучшения функционала продукта.

«Такие тесты позволяют увидеть продукт глазами пользователя, а не его создателя. Мы экономим ресурсы благодаря точечной доработке на ранних этапах и минимизируем риски перед масштабированием. В Казахстане культура осознанного тестирования цифровых продуктов только формируется. Наша цель — сделать профессиональные UX-исследования доступными для компаний среднего сегмента», — объясняет сооснователь Rocket Tech Олег Качалин.

Формат лаборатории подразумевает комплекс инструментов, подходов и обучающих практик
Фото: архив пресс-службы

Центр экспертизы и сотрудничества

После пилотного запуска UX Lab продолжит работать в Алматы с фокусом на продуктовые IT-команды разного масштаба. На ее базе будут проходить тестирования, аналитические сессии, митапы и лекции по теме UX-аналитики, продуктового дизайна, внедрения АI-инструментов и не только.

Организаторы планируют сделать лабораторию центром экспертизы и инноваций, где предприниматели, дизайнеры и разработчики смогут объединяться для решения общих задач рынка: от сокращения Time-to-Market до повышения конверсии в приложениях и цифровых сервисах.

Формат лаборатории подразумевает комплекс инструментов, подходов и обучающих практик. Ее возможности уже позволяют:

  • проводить модерируемые и немодерируемые юзабилити-тесты;
  • собирать тепловые карты внимания и эмоциональные реакции;
  • проводить Customer Discovery, CJM-анализ и MVP-валидацию;
  • транслировать тесты в реальном времени клиентам из других городов;
  • обучаться в рамках UX и AI-воркшопов и продуктовых сессий.

«Наша цель — развивать культуру UX-исследований и сделать их не разовой инициативой, а обязательной частью продуктового цикла. Важно, чтобы компании любого масштаба осознали ценность пользовательского тестирования на ранних этапах и опирались на реальные данные, а не просто гипотезы. Только так возможно создавать действительно удобные и конкурентоспособные цифровые продукты», — отмечает Олег Качалин.

В ближайшей перспективе UX Lab может стать площадкой для совместных инициатив с банками, финтехами и образовательными центрами, а также новым инструментом для городских акселераторов.