Три вопроса владельцам «Казахмыса»

Первый: зачем покупать новый дорогой самолёт, когда каждый год гибнут твои рабочие

Владимир Ким, KAZ Minerals Владимир Ким, KAZ Minerals
Фото: © Андрей Лунин

В мае 2012 года вышел первый рейтинг самых богатых казахстанских предпринимателей Forbes Kazakhstan, и Владимир Ким, член совета директоров АО «Kazakhmys Copper», был в нем на первом месте с состоянием 3,5 млрд долларов. С этого времени на производстве «Казахмыса» погибли более 40 человек, а состояние Владимира Кима увеличилось на 100 млн долларов.

17 февраля семь шахтеров погибли при обрушении горной породы на шахте рудника Жомарт корпорации «Казахмыс» в Жанааркинском районе области Улытау.

За два месяца до этого, 17 декабря 2024 года, в области Улытау на шахте № 65 рудника Южно-Жезказганский филиала корпорации «Казахмыс» («Жезказганцветмет») началась забастовка. Более 250 шахтеров отказались спускаться под землю. Люди заявили о необходимости повысить им заработную плату и улучшить условия труда.

Корпорация отреагировала тем, что повысила зарплату на 8,5% — это прогнозный уровень инфляции на 2025 год. По сути, это не повышение, а некая индексация.

При этом из годового отчета АО «Kazakhmys Copper» за 2023 год стало известно, что группа получила прибыли в шесть раз больше, чем в предыдущем году, — 111,85 млрд тенге против 18,07 млрд. К слову, семьям погибших семерых шахтеров, по данным самого «Казахмыса», будут выплачены 10-кратный средний годовой заработок работника, а также более 2 млн тенге на организацию похорон.

По данным информагентств, в октябре 2024 года погибли двое рабочих на шахте «Саяк» из-за выброса угарного газа. Эта шахта принадлежит «Казахмысу».

В том же октябре «Казахмыс» купил новый бизнес-джет Airbus ACJ220-110 TwoTwenty, который поступил на баланс филиала производственного объединения «Жезказганцветмет». В СМИ была информация, что самолет предназначен для некоего физического лица, стоимость самолета оценили в 83 млн долларов.

В корпорации поспешили опровергнуть — самолет не предназначен для физлиц, а необходимость покупки продиктована производственными нуждами корпорации.

6 февраля этого года мы отправили в «Казахмыс» запрос, где попросили сообщить, сколько стоил самолет, что за «производственные нужды», когда и на сколько корпорация поднимала зарплату своим сотрудникам. Ответа мы так и не получили.

18 февраля мы отправили в «Казахмыс» новый запрос: сколько средств компания вкладывала в улучшение безопасности и условий на рудниках с 2023 по 2025 год. Напомню, что на предыдущий запрос нам так и не ответили.

Поэтому ставлю три открытых вопроса владельцам «Казахмыса» здесь:

  • Сколько корпорацией вложено средств в повышение безопасности на своих производствах за последние годы? Особенно после увеличения прибыли в шесть раз.
  • Насколько существенны производственные нужды для покупки самолета в условиях, когда на производствах «Казахмыса» регулярно гибнут люди, и не стоило ли эти средства — десятки миллионов долларов — проинвестировать в повышение безопасности своих рабочих?
  • Кто ответит за эту — гибель семи шахтеров — и предыдущие трагедии?

На последний вопрос, возможно, ответ даст расследование, которое поручил провести президент Касым-Жомарт Токаев.