«Кто не кормит свои СМИ - кормит СМИ чужой страны»
На одной из сессий форума речь зашла о том, должна ли власть помогать средствам массовой информации, и если да, то как. Выяснилось: руководители масс-медиа недовольны тем, что государство самоустранилось от проблем СМИ, в результате чего казахстанские зрители попали под сферу влияния пропаганды соседней страны.
«Государство должно создавать протекционистские условия для наших СМИ. Я считаю, что российские телеканалы и другие СМИ тоже должны соблюдать закон «О языках». Как это будет делаться, я не знаю, но государство должно придумать. Почему с нас требуют, а с них нет? Сегодня 30-40% населения страны не владеют казахским языком, и телевизионный проект на государственном языке, каким бы он хорошим и интересным не был, заранее проигрывает по сравнению с русскоязычным телепроектом на 30-40%. По этой причине рекламодатель не хочет идти в продукт, контент которого создан на казахском языке. Его не заставишь, это рынок, и государство в этой части должно помогать и создавать протекционистские меры защиты», - очертил масштабы проблемы генеральный директор Первого канала «Евразия» Сергей Киселев.
Его поддержал известный казахстанский тележурналист, эксперт КФ «Центр социального партнерства» Артур Платонов.
«Государство должно понимать, что мы должны воспитывать своих высокопрофессиональных журналистов. Взгляд на СМИ должен быть изменен, поскольку это, в первую очередь, не бизнес и развлечение, а национальная безопасность. Войны сегодня во многом ведутся не с помощью обычных военных средств, а посредством СМИ, которые во многих странах трактуются и используются, как боевые формирования по переформатированию населения на потенциального противника. И мы должны понимать всю важность и необходимость развития СМИ, в том числе региональных средств массовой информации, потому что народная мудрость гласит: «Тот, кто не кормит свою армию, кормит чужую», - отметил он.
Продолжил тему руководитель карагандинской телекомпании АРТ «Новое телевидение» Руслан Никонович.
«Региональное телевидение – кузница кадров для национального телевидения. Честь и хвала региональным ТВ за то, что они эту работу делают. Потому что если не будет регионального телевидения, учиться будем на национальном уровне. И не лучше ли сейчас поддержать региональное телевидение путем субсидирования (не через гранты и тендеры, а именно посредством субсидирования)? Потому что тот, кто не кормит свою армию СМИ, кормит армию СМИ чужой страны», - адаптировал Никонович расхожую фразу к современным реалиям.
По его мнению, в Казахстане сегодня ситуация складывается именно таким образом: казахстанские СМИ не интересны, не актуальны и проигрывают российским конкурентам битву за зрителя.
«Мы, налогоплательщики Казахстана кормим российские СМИ. Каким образом это происходит? Мы платим кабельным операторам, которые покупают права на телеконтент у российских телеканалов. И в этом случае деньги казахстанских налогоплательщиков уходят, например, российскому средству массовой информации, - объяснил глава телекомпании. – А казахстанские СМИ, наоборот, платят за то, чтобы присутствовать в кабельных сетях. И получается, что наше СМИ платит за свое нахождение в информационном поле Республики Казахстан, а российское СМИ получает деньги за то, что находится в этом пространстве. Мы платим чужому СМИ, потому что не хотим кормить свое СМИ. Я призываю начать кормить наше СМИ».
Напомним, что организаторами первого Казахстанского форума региональных СМИ форума выступил Благотворительный фонд поддержки и развития СМИ Казахстана при поддержке ФНБ "Самрук-Казына", а также журнала Forbes Kazakhstan и телеканала «ТАН».
Основной целью форума стало создание общей дискуссионной площадки для всех представителей СМИ и блогеров Казахстана. Форум также имел практическое наполнение. В частности, в рамках первого форума региональных СМИ были проведены три мастер-класса: медиатренер RTVi (Москва) Павел Селин дал практические советы по подготовке специального репортажа. О том, как продать рекламу, поведали медиа-консультант из Санкт-Петербурга Владислав Синалицкий и гендиректор Unique Media Асель Изимова. Об особенностях создания контента для мультимедийных СМИ рассказал главный редактор Forbes.kz Вадим Борейко.
По словам организаторов, форум будет проводиться на ежегодной основе.