Тимур Сатыбалдин: LUX FM Казахстан уверенно заняла лидерство на рынке развлекательного радиовещания

Радиостанция одного из акционеров Forbes Kazakhstan открыла вещание в Нур-Султане, а до конца года станет доступной для жителей ещё двух городов республики
ФОТО: Андрей Лунин
Тимур Сатыбалдин

13 августа 2019 года один из акционеров Forbes Kazakhstan Тимур Сатыбалдин запустил новый медиапроект – радиостанцию LUX FM сразу в нескольких городах Казахстана: Алматы, Шымкенте, Атырау, Кызылорде, Туркестане, Талдыкоргане и Усть-Каменогорске. Недавно к ним присоединился Конаев, а 31 августа – Нур-Султан. О том, насколько удачным получился проект и какие перспективы существуют на рынке радиовещания республики – в материале Forbes.kz.

F: Тимур, поздравляю вас и вашу радиостанцию с трехлетием. Срок, конечно, небольшой, но уверен, что эти три года были далеко не самыми простыми с точки зрения развития проекта. Можете подвести промежуточные итоги?

– Безусловно, с точки зрения развития любого медиапроекта три года – это далеко не самый длительный период. Необходимо отметить, что на эти три года выпало немало испытаний не только для нас, но и для всего бизнеса: два года пандемии, геополитическая напряженность по всему миру, а также экономические потрясения затронули практически все субъекты предпринимательской деятельности.

В нашем случае нам, конечно, повезло, что мы открыли нашу радиостанцию в 2019 году и у нас было ровно семь месяцев до введения карантинных ограничений. За это время мы сумели привлечь свою аудиторию, завоевать ее доверие, громко заявить о себе разными промоакциями. Если бы мы запускались в начале 2020 года, то нам было бы гораздо сложнее: с 13 марта 2020 года, когда Казахстан ушел на жесткий локдаун, и люди долгое время практически никуда не выбирались из своих домов, отдавая предпочтение ТВ и интернету, всем радиостанциям было непросто. Фактически, если посмотреть на общий рекламный рынок в 2020 году, сегментами, которые наиболее сильно пострадали от введения карантина, оказались наружные рекламные конструкции (out of home) и радиостанции. Несмотря на все сложности, мы выросли по аудиторным показателям 2020 года, продолжили активный прирост аудитории в 2021 году и с большими ожиданиями смотрели в 2022 год, но здесь опять вмешалась внутренняя и внешняя геополитическая конъюнктура начала года. 

Тем не менее мы уверено растем в течение всего 2022 года, продолжая делать качественный контент.

F: Когда вы запускали LUX FM, то говорили, что в первую очередь будете развиваться как радиостанция, рассчитанная на молодежную аудиторию. Удалось ли вам в конечном итоге придерживаться этой концепции, не было желания сделать охват аудитории шире?

– Я считаю, что выбранная нами стратегия развития оказалась абсолютно верной. Мы позиционируем себя как развлекательная радиостанция № 1, которая дарит позитивное настроение своим слушателям. В нашем эфире можно услышать только позитивную информацию, шутки, веселые розыгрыши, разные акции, поднимающие настроение. Сегодня в мире и так много негатива, поэтому мы очень хотим, чтобы наша станция ассоциировалась только с положительными эмоциями, чего мы собственно и добились за прошедшие три года.

Показатели средней аудитории LUX FM по Казахстану и Алматы (в тыс.)

По данным Kantar Media (TNS Gallup Media Asia)

LUX FM – это радиостанция, которая всегда подарит вам хорошее настроение, когда вы едете на работу, деловую встречу, за ребенком в школу или отправляетесь в путешествие на автомобиле на отдых. К тому же услышать нас можно не только на FM-волнах, но и с помощью нашего мобильного приложения либо через наш сайт www.luxfm.kz онлайн.

Охват населения LUX FM по Казахстану и Алматы (в тыс.)

По данным Kantar Media (TNS Gallup Media Asia)

Наша установка трехлетней давности на аудиторию 25–42 лет – поколение, которое активно работает, путешествует, тратит деньги на покупки, создает семьи, берет кредиты и вообще социально активно, полностью оправдалась. Соответственно, оправдались наши ожидания по доле рынка и рейтингам радиостанции, и наши рекламодатели это понимают.

Доля аудитории в Алматы в конце ноября 2019 года, в %

По данным Kantar Media (TNS Gallup Media Asia)

Доля аудитории в Алматы середине августа 2022 года, в %

По данным Kantar Media (TNS Gallup Media Asia)

F: Проникновение цифровых технологий – сервисов платной музыки, цифровых носителей и смартфонов как-то влияет на рынок радиовещания?  

– Уверен, что больше 95% автовладельцев, а наша основная аудитория – это именно они, в своем авто слушают именно радио. Это удобнее всего, не отвлекает от вождения за рулем, дает возможности для того, чтобы услышать новый хит или узнать какую-то интересную информацию, даже просто посмеяться с нашими ведущими во время talk-show над обсуждением какой-либо интригующей ситуации пока ты стоишь в двухчасовой пробке.

Да, нельзя отрицать тот факт, что digital в потреблении медиаконтента сегодня меняет многое. Необходимо подчеркнуть, что радиостанции – это тот сегмент, который органично взаимодействует в рамках существующих трендов медиарынка. Некоторые эксперты в области медиа были настроены пессимистично в отношении всего, что не является digital, и уже давно предрекли скорое затмение всего, что не связано с digital, но существующая реальность показывает, что это не так. Достаточно взглянуть на то, что только в Алматы за последние два-три года появились три или четыре новые радиостанции. Аналогичная картина наблюдается и во всем остальном мире. Появляется все больше радиостанций, которые вещают не только на FM-волнах, но и онлайн – большой толчок этому дает формат подкастов, когда ведущий и гости обсуждают актуальные темы. У нас именно такой формат в рамках радио пока не очень популярен, но вполне вероятно, что и нас когда-нибудь это затронет либо появится что-то новое.

В любом случае необходимо подстраиваться под аудиторию. Нужно предоставлять не только хорошую музыку и оперативные новости, но и предоставлять комплексный контент. В нашем случае – это showbiz. Наше утреннее шоу «Зарядка» занимает одно из самых высоких мест в сравнении с такими же программами, согласно данным Kantar Media (TNS Gullup Media Asia). Наши постоянные розыгрыши и акции получают большой отклик у аудитории, и это мы также видим по отзывам в социальных сетях, по звонкам в нашу студию и так далее. В этом и заключается прелесть радио – ты всегда можешь получить обратную связь, причем в прямом эфире, ты сам можешь участвовать во всем этом лично.

Показатели утреннего шоу «Зарядка» на LUX FM

По данным Kantar Media (TNS Gallup Media Asia)

F: Какие основные тренды вы можете отметить на рынке казахстанского радиовещания?

– Главный тренд – это появление еще большей аудитории, которая слушает песни и стремится получать все больше информации на казахском языке. Это реальные цифры, реальное положение дел в демографической ситуации Казахстана – молодежь стала больше говорить на государственном языке. Опять же отмечу, больше половины городов, которые мы охватываем, находятся как раз на юге республики, где это больше всего востребовано. И мы будем работать также и в этом направлении, открывать новые программы и шоу для казахскоязычных слушателей.

F: Тем не менее вы проводите свою экспансию не только в сторону юга, но и на север.

– Да. 31 августа 2022 года мы начали вещать для жителей Нур-Султана (107,7 FM). В этом году надеемся организовать вещание также для городов Костаная и Жанаозена. Вообще открывать вещание в разных регионах – это достаточно сложный процесс, потому что сейчас то оборудование, которые мы закупаем за границей, стало дороже из-за курсовой разницы и усложнения логистических маршрутов. Плюс и сроки по доставке выросли в два раза, – если нам условные датчики вещания приходили в течение 45 дней, то теперь сроки ставятся 90 дней и выше. 

F: Ваша радиостанция состоялась как коммерческий проект? Оправдались ли ожидания и вложенные инвестиции, о которых вы говорили на старте проекта? 

– Безусловно. LUX FM Казахстан – это классическая бизнес-модель, которую мы развивали и развиваем в соответствии со всеми основными законами медиарынка.

Мы находимся в числе топ-5 самых популярных радиостанций Алматы (их в городе насчитывается порядка 15), также находимся в числе лидеров в других городах, где мы присутствуем. И заинтересованность в нас наших рекламодателей также говорит об этом, причем не только с точки зрения их количества, но и качества брендов. В этом году к нам зашли несколько очень крупных международных рекламных партнеров, которые уже по достоинству оценили наш продукт.

Касательно вложенных инвестиций, скажу так: то, что планировали потратить ранее ($1,5–2 млн), мы освоили эффективно и станция теперь является прибыльной. Задача на текущем этапе – за счет операционных доходов дальнейшее развитие радиостанции во вновь открываемых регионах.

LUX FM вещает в Алматы на частоте 87,7 FM, Нур-Султане – 107,7 FM, Шымкенте – 103,1 FM, Атырау – 104,8 FM, Кызылорде – 106,4 FM, Туркестане – 106,1 FM, Талдыкоргане – 102,4 FM, Усть-Каменогорске – 107,4 FM, Конаеве – 87,7 FM, Костанае – 99,0 FM, Жанаозене – 105,2 FM. 

Instagram: www.instagram.com/luxfmkz/

Facebook: www.facebook.com/luxfmkz