Страховка для метавселенной: как устроены сети Марка Цукерберга

Деятельность компании Meta давно вышла за рамки виртуального пространства, одним из главных активов компании стала коммерческая недвижимость
ФОТО: Страница Meta в Facebook

Пресловутая метавселенная пока остаётся лишь идеей фикс её создателя и не сделала ощутимой прибавки стоимости бизнеса Meta. Самат Кабдолов, первый заместитель председателя правления страховой компании «Евразия», рассказывает об истинном величии компании, которое сейчас сосредоточено в её супердата-центрах и многочисленной офисной недвижимости класса люкс.

С 1 января 2022 года в Казахстане начали взимать так называемый налог на Google, обязывающий иностранные интернет-компании оплачивать НДС в размере 12% от стоимости всех реализованных отечественным пользователям товаров и услуг. По данным Комитета государственных доходов РК, группа компаний Meta суммарно заплатила в бюджет Казахстана в 2022 году 2,92 млрд тенге - значит, компания реализовала в Казахстане услуг на 27,3 млрд тенге с учётом НДС.

Пока международное перестрахование – единственная возможность обеспечить возврат хотя бы части потраченных нашими соотечественниками средств на рекламу в Instagram и Facebook назад в экономику Казахстана.

Что не так с Meta?

Марк Цукерберг грезит идеей создания новой реальности – метавселенной – для развлечений, знакомств и зарабатывания денег. Meta хочет перевернуть привычный цифровой уклад жизни, соединив человека и интернет с помощью своей гарнитуры виртуальной реальности Oculus. Но пока не выходит, компания сокращает инвестиции в разработку.

Meta раскинула свои социальные сети по всему миру за исключением Китая. Почти в каждом смартфоне сегодня есть Facebook, Instagram или WhatsApp, а зачастую всё сразу. Именно эти продукты сейчас приносят компании основную прибыль.

Нужно понимать, что за красивым интерфейсом и безупречной работой приложения на вашем экране скрываются огромные дата-центры с сотнями серверов. Meta – это не только код, но и вычислительные мощности, обслуживающие обмен данными между миллиардами пользователей. Это огромные потоки информации, которые нужно поддерживать и администрировать.

Реальность свидетельствует о том, что Meta пока не про виртуальную реальность, а про вполне материальные активы.

Хранилище данных на миллиард

Почти 3 млрд человек ежедневно используют сервисы Meta, которые в 2022 году принесли компании $113,6 млрд дохода от показа рекламы. Для обслуживания всех пользователей Facebook, Instagram и WhatsApp корпорация Meta создает невероятную по своим масштабам инфраструктуру. На сегодняшний день, помимо арендованных ресурсов, она включает пять собственных центров обработки данных (ЦОД). Кроме того, в процессе строительства на разной стадии готовности находятся ещё десять центров, преимущественно в США.

В Meta разработали и используют типовые проекты дата-центов. Так, «стандартный» проект состоит из двух зданий, мощностью 30 МВт каждое, плюс 4 МВт на функционирование сетевой инфраструктуры – итого 64 МВт. Всё это хозяйство на случай аварии поддерживают до 18 трёхмегаваттных дизельных генераторов. Стоимость полностью укомплектованного сооружения составляет $1,9 млрд, до половины стоимости – электросетевое оборудование и системы охлаждения.

Дата-центр Meta в деревне Клони, Ирландия
ФОТО: Страница Meta в Facebook

Но в Meta не останавливаются на достигнутом. Уже разработан новый мегапроект ЦОДа суммарной мощностью 150 МВт. Для сравнения, мощность одной из крупнейших в Казахстане алматинской ТЭЦ-2 составляет около 500 МВт. Meta строит уже два таких мегаЦОДа: один – в США, второй – в Европе.

Общая сумма всех активов превышает невероятные $100 млрд. Ни одна страховая компания в мире не способна взять на себя в одиночку такие риски. Поэтому они перестрахованы частями по всему миру, в том числе в Казахстане, в СК «Евразия».

Когда у вас не загружаются фото в Instargam, а сообщения в WhatsApp не отправляются, с определённой долей вероятности это означает, что в одном из дата-центров случились неполадки, а перестраховщики готовятся платить и компенсировать убытки из-за перерыва в бизнесе Meta. Пока было лишь два подобных страховых случая, связанных с аварийными ситуациями.

Цифровой рантье

Штат сотрудников Meta превышает 80 тыс. человек, даже после волны сокращений, и всем им нужно место для организации рабочего пространства. В управлении Meta находится 3 млн м² недвижимости – что-то в аренде, часть в собственности, есть и лизинговые схемы. К слову, площадь двух очередей ТРЦ Mega Alma-Ata составляет около 180 тыс. м².

Штаб-квартира Meta находится в Менло-Парке – городе на берегу залива Сан-Франциско, где из-за обилия технологических компаний, а также миллиардов венчурных инвесторов со всего мира стоимость недвижимости взлетела до небес. Всего в районе залива у Meta шесть офисов, или кампусов, как их называют.

Компания управляет офисами класса люкс в самых дорогих городах мира: Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Дублин. Если Нью-Йорк, то только Манхеттен: Farley Building – историческое здание почты, возведённое в 1914 году; есть ещё офис на Бродвее, тоже в историческом здании 1907 года; новомодный и ультрасовременный Hudson Yards, задания №30 и 55. В других городах присутствия примерно такая же история – г-н Цукерберг не экономит на создании комфортной рабочей атмосферы.

Район Hudson Yards в Нью-Йорке
ФОТО: © Depositphotos

Сегодня Meta обладает избыточными площадями, убыток от обесценения по которым уже превысил $400 млн. Компания намерена оптимизировать расходы, избавиться примерно от четверти офисов за ненадобностью, что-то сдать в субаренду – процесс уже начался.

Кампусы, офисные помещения, склады и прочая недвижимость (за исключением ЦОДов) оценивается ещё в $20 млрд. Таким образом, общий размер активов, которые будут перестрахованы, превышают $100 млрд, в том числе на случай перерыва в производстве. Трудно даже представить прямые убытки Meta, если выйдет из строя один из дата-центров и её пользователи перестанут смотреть рекламу. Поэтому системы всегда дублируются, даже в рамках одного ЦОДа.

Как бы сильно Meta ни хотела создать виртуальную вселенную, её основа всегда будет здесь, на Земле, в твёрдых активах из железобетона и серверов, которые нужно страховать.