Сказывается на имидже страны: Бектенов поручил ускорить модернизацию ж/д отрасли
Премьер-министр считает, что особое внимание нужно уделить сфере пассажирских перевозок
19 августа министр транспорта Нурлан Сауранбаев на заседании правительства доложил о развитии железнодорожной инфраструктуры Казахстана. В своем докладе он сообщил, что до 2030 года в стране планируют строительство новых железнодорожных путей и модернизацию 5 тыс. км. Кроме того, проводятся ремонтные работы на 11 тыс. км путей. Так, по его данным, в настоящее время ведутся строительные работы по пяти проектам: Достык — Мойынты, обводная линия Алматы, Дарбаза — Мактаарал, Мойынты — Кызылжар и Бахты — Аягоз.
Министр обещает, что «в 2025 году досрочно завершатся два крупных проекта: участок Достык — Мойынты и обводная линия Алматы». В следующем, 2026-м, году введут в эксплуатацию новые железнодорожные линии Мойынты — Кызылжар и Дарбаза — Мактаарал.
«Также с текущего года началась масштабная модернизация на 3 тыс. км железнодорожных участков. Эти работы приравниваются к строительству новых путей. Например, пропускная способность участка Кызылжар — Сексеуыл увеличится с 8 до 25 поездов, на участке Кандыагаш — Тобол — с 7 до 25», — сказал Нурлан Сауранбаев.
Председательствующий на заседании премьер-министр Олжас Бектенов обратил внимание, что своевременное завершение данных инициатив позволит не только разгрузить сложные участки и крупные стыковые узлы, но и существенно увеличить транзит грузов. А значит, «необходимо усилить контроль и своевременно ввести их в эксплуатацию».
Сауранбаев также рассказал о проводимой работе по увеличению пропускной способности межгосударственных железнодорожных стыковых пунктов. Он отметил, что за последние годы «полностью решены вопросы по увеличению пропускной способности на направлениях в Россию и Узбекистан». Например, на стыке Сарыагаш пропускная способность увеличена с 24 до 35 поездов.
«Таким образом, вопросы по железнодорожным стыковым пунктам решены. Казахстанские железные дороги обязаны полностью удовлетворять экспортно-импортные потребности бизнеса Казахстана. В будущем планируется увеличить пропускную способность до 296 млн тонн, что составляет рост на 40%», — подчеркнул Нурлан Сауранбаев.
Министр также поделился планами по обновлению парка локомотивов. По его данным, на сегодня он составляет более 1,9 тыс. единиц.
«В соответствии с программой обновления, до 2029 года планируется закупить в общей сложности 456 локомотивов. Поставщиками локомотивов выступают казахстанские предприятия — «Электровоз құрастыру зауыты», «Локомотив құрастыру зауыты», а также китайская компания CRRC», — уточнил Нурлан Сауранбаев.
Помимо локомотивов, грузовые операторы Казахстана планируют закупить более семи тысяч новых вагонов, чтобы «сохранить и развить растущий потенциал грузовых перевозок». К слову, о перевозках. Их объем хотят довести до 67 млн тонн до конца 2029-го.
«За последние 10 лет объем транзита увеличился вдвое и в 2024 году достиг 27,4 млн тонн. С учетом проводимой работы в железнодорожной отрасли объем транзита в этом году достигнет 33 млн тонн. А в следующем году должно быть более 54 млн. Объем транзитных перевозок до конца 2029 года планируется довести до 67 млн тонн», — подчеркнул Нурлан Сауранбаев.
В ответ на доклад Сауранбаева Олжас Бектенов поручил, помимо прочего, ускорить работу по реконструкции ж/д вокзалов. В связи с этим глава кабмина спросил Нурлана Сауранбаева, как идет реконструкция и модернизация 125 железнодорожных вокзалов и завершатся ли все проекты в срок.
«По вашему поручению начаты работы. В этом году завершим по 100 вокзалам. Работы по остальным вокзалам завершим в 2026 году», — доложил Нурлан Сауранбаев.
Уточняется, что данная модернизация «охватывает ключевые элементы вокзальных комплексов, включая фасады, кровлю, внутренние помещения, инженерные сети, пассажирские залы и платформы». Также предусматривается установка современных систем безопасности, навигации и освещения, а также создание условий для маломобильных пассажиров.
Также Бектенов акцентировал внимание на развитии пассажирских перевозок, подчеркнув необходимость регулярного обновления парка пассажирских вагонов и локомотивов у всех перевозчиков.
«Особое внимание нужно уделить сфере пассажирских перевозок. По-прежнему поступают жалобы населения на низкое качество обслуживания и состояние вагонов. Это сказывается на имидже как железной дороги, так и страны в целом. Необходимо обеспечить регулярное обновление парка пассажирских вагонов и локомотивов у всех перевозчиков», — подчеркнул Олжас Бектенов.
По итогам заседания правительства перед профильными ведомствами поставлены следующие задачи:
- министерствам транспорта, финансов совместно с Пограничной службой КНБ поручено принять меры по ускоренному и качественному оказанию государственных услуг на границе во избежание задержки грузов на межгосударственных пунктах пропуска;
- Министерству транспорта выработать меры поддержки частных перевозчиков в целях улучшения качества пассажирских и грузовых перевозок;
- министерствами промышленности и строительства, транспорта поставлена задача разработать типовые соглашения, направленные на поэтапное повышение локализации производимой продукции машиностроения и обеспечить предприятия долгосрочными контрактами.