С казахским акцентом
В апреле 2020 года в Алматы начал работу завод по производству легковых автомобилей Hyundai Trans Kazakhstan, дочернее предприятие «Астана Моторс». Сначала был запущен цех сборки, а 15 октября минувшего года состоялся полноценный запуск предприятия.
Завод, расположившийся на 25 гектарах в Индустриальной зоне города, состоит из нескольких частей: склада автокомпонентов, цехов сварки, покраски, пластиковых панелей и сборки. Здесь же, на территории предприятия, хранятся готовые автомобили, которые затем поступают к дилерам Hyundai.
Площадь завода – 34 000 кв. м. Общий объем инвестиций в проект составил более 28 млрд тенге. Из них 30% – собственные средства «Астана Моторс», а 70% – кредит от Банка развития Казахстана и Фонда развития промышленности.
Предприятие выпускает семь моделей: три седана (Hyundai Accent, Hyundai Elantra и Hyundai Sonata) и четыре кроссовера (Hyundai Creta, Hyundai Tuscon, Hyundai Santa Fe и Hyundai Palisade). В планах «Астана Моторс» – расширение присутствия в Индустриальной зоне Алматы. Компания готовится к строительству общежития для сотрудников завода и предприятия по производству автокомпонентов.
Производственная мощность Hyundai Trans Kazakhstan – 30 тыс. машин в год на первом этапе и 45 тыс. на втором. С апреля по декабрь 2020 года завод произвел 8401 автомобиль.
Совокупные продажи автомобилей Hyundai через дилерские центры в Казахстане за 2020 год составили 17 857 единиц (на 20,2% больше по сравнению с 2019 годом), что делает марку лидером отечественного автомобильного рынка.
Завод Hyundai Trans Kazakhstan соответствует всем современным требованиям автомобилестроения, в том числе экологическим. Импортное оборудование смонтировано южнокорейскими инженерами, которые отвечали за наладку и пуск производства. Специалисты Hyundai контролируют и сам производственный процесс.
Производственный процесс на заводе трудоемок, о чем свидетельствуют полученные предприятием сертификаты от британского Агентства по сертификации транспортных средств (VCA), Федерального агентства дорожного движения Нидерландов (RDW), компании TÜV Rheinland Korea и др. Один из этапов производства в цехе сварки – нанесение VIN-кода на кузов автомобиля.
Сегодня на Hyundai Trans Kazakhstan работают 640 человек. Набор сотрудников продолжается. Всего здесь будут трудиться около 700 человек.
В цехе сварки установлен основной кондуктор, на котором детали автомобиля объединяют в кузов. Это завершающий этап сварки, качество которой затем проверяют в специальном боксе с помощью компьютера.
Все операции на заводе проводят по техническому регламенту, утвержденному Hyundai Motor Company. Каждое произведенное авто проходит проверку на соответствие стандартам компании.
В цехе сварки штампованные детали автомобиля превращаются в кузов. На специальном оборудовании рабочие сваривают переднюю и заднюю части машины, боковины, панели крыши и пола.
После проверки качества сварки кузов автомобиля перемещают в цех окраски. Здесь работает линия подготовки, состоящая из девяти ванн, в которых поверхность кузова очищают, промывают, активируют и фосфатируют. Затем кузов поступает на состоящую из пяти ванн линию катафореза – процесса, в результате которого увеличивается сопротивляемость металла коррозии.
После сушки автомобиль окрашивается: на кузов наносится базовый слой грунта, краска и лак. После финальной сушки окрашенный кузов проходит контроль качества.
В цехе сборки работает несколько линий. Здесь собирают салон автомобиля, заднюю и переднюю подвески, коробку переключения передач, двигатель. Собранные детали подаются на основную линию, где сборка завершается и авто приобретает законченный вид.
Средняя зарплата на предприятии – 296,5 тыс. тенге. Сотрудников, работающих в две смены, бесплатно кормят в заводской столовой и развозят.
По завершении окончательной сборки автомобиль заправляют топливом и заливают в него необходимые жидкости – антифриз, масла, тормозную жидкость. После этого сотрудники тестируют геометрию колес, тормозную систему, динамику, проверяют днище кузова.
Перед тем как автомобиль выезжает из цеха сборки, его подвергают контрольной проверке. Затем на заводском полигоне проходит тест-драйв. Водители-испытатели проезжают полосу препятствий, проверяют разгон, торможение и управляемость. Если все тесты успешны, автомобиль поступает на склад готовой продукции.
Популярный в Казахстане Hyundai Accent в Алматы производят в режиме полного цикла: от начала до завершения производства на основных линиях мелкоузловой сборки совершается 1134 технологические операции.
В первом полугодии 2021 года Hyundai Trans Kazakhstan экспортировал в Узбекистан и Беларусь 1244 автомобиля Hyundai. Всего в 2021 году на экспорт с завода планируют отправить порядка 6000 машин. В планах предприятия – увеличить экспорт в страны ЕАЭС до 10% от объема производимой продукции. Завод заключил контракт на поставки автомобилей в Кыргызстан, ведутся переговоры о поставках на Украину.