Российское приложение «Амина»: что это значит для казахстанцев
При отказе от использования сервиса трудовому мигранту грозят штраф, ограничение на открытие банковских счетов и даже депортация
С 1 сентября 2025 года в Москве и Московской области в режиме эксперимента вводится обязательное приложение для мигрантов «Амина». Это сервис для миграционного учета предназначен для иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке для трудовой деятельности. Устанавливать приложение обязаны граждане девяти государств: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
Так как новое правило напрямую касается казахстанцев, мы собрали имеющуюся информацию о нем, а также обратились за комментариями по поводу «пилота» к госорганам и эксперту.
Требование пользоваться приложением касается как впервые въезжающих, так и тех, кто уже законно находится на территории РФ и должен продлить регистрацию. Для авторизации в приложении необходима действующая карта иностранного гражданина, за которой он обращается в миграционный центр «Сахарово».
Из-под действия эксперимента выведены граждане Беларуси, дети, дипломаты и сотрудники международных организаций с семьями.
Через «Амину» иностранец:
- «прописывается» по адресу миграционного центра «Сахарово»;
- сообщает Министерству внутренних дел РФ адрес своего фактического проживания (как уточняется в правилах, места, где он «спит и отдыхает»), при смене адреса обязан сообщить об этом в течение трех рабочих дней;
- автоматически передает МВД данные геолокации со своего смартфона.
Сервис, как заявляют власти, направлен на повышение контроля за соблюдением миграционных правил, снижение коррупционных рисков и профилактику правонарушений.
Если иностранный гражданин, который работает в Москве и области, не установит приложение «Амина», его ждет штраф с последующей депортацией. Если данные о геолокации не будут поступать несколько дней, мигранту придет уведомление с требованием подтвердить адрес или сообщить о его изменении.
Как объяснило своим гражданам Министерство иностранных дел Кыргызстана, нарушение условий мониторинга может стать основанием для внесения его в Реестр контролируемых лиц. Это означает ограничение на открытие банковских счетов, покупку автомобиля, регистрацию брака и ряд других действий.
Пресс-служба МИД Казахстана в ответ на нашу просьбу о комментарии по поводу приложения ответило, что этот вопрос «в компетенции Минторговли и интеграции, так как оно является уполномоченным органом по вопросам экономической интеграции и взаимодействию с ЕАЭС». В ожидании ответов от других госорганов мы обратились к известному казахстанскому правозащитнику и общественному деятелю Евгению Жовтису с вопросом, как приложение «Амина» соотносится с международно признанными правами человека?
«Государства делятся по типу политических режимов на демократические, авторитарные и тоталитарные, — напомнил Евгений Жовтис. — Демократические политические системы стараются минимизировать виды и формы контроля как за своими гражданами, так и гражданами других государств, которые находятся на их территории. Международный пакт о гражданских и политических правах, например, содержит одну-единственную статью 25, посвященную участии в управлении делами государства, где используется слово «граждане». Во всех остальных случаях используется слово «каждый», что означает: права никак не зависят от гражданства того или иного человека, который законно находится на территории государства временно или постоянно».
В авторитарных государствах контролируют как своих граждан, так и иностранных, — их зачастую даже больше, продолжил эксперт.
«В зависимости от степени авторитаризма — жесткий, мягкий — правила бывают более или менее жесткими, но особое внимание уделяется фундаментальным политическим правам: праву на свободу мирных собраний, свободу объединения, свободу совести, религии и убеждений, а также свободу передвижения. Поэтому у нас до сих пор существует советская «прописка» под названием «регистрация по месту жительства». Государство до сих пор увязывает большинство социальных и экономических прав с регистрацией, чего нет в цивилизованных странах: там вашим официальным адресом считается место, где вы платите налоги. Всё остальное государство не должно волновать — где вы работаете или где вы спите, — объяснил собеседник. — И если речь идет об иностранных гражданах, то особых правил или ограничительных норм нет».
Что нарушает приложение «Амина»? Как подчеркнул Евгений Жовтис, оно посягает на право на свободу передвижения и, главное, на право на частную жизнь. «С чего это государство должно интересоваться, где я нахожусь каждый день? Какое ему до этого дело?» — задался он логичными вопросами.
Аргументы властей, что таким образом они защищают национальную безопасность, общественный порядок и прочее, правозащитник назвал лукавыми, потому что приложение дискриминационно: оно касается лишь граждан из нескольких стран. «Более того, эти нормы дискриминационны еще и потому, что делят людей, законно находящихся на территории государства, на своих и чужих, то есть на граждан и иностранцев. У иностранцев возникает презумпция виновности: их ставят под особый контроль только потому, что они иностранные граждане. Это признак уже не авторитарного, а тоталитарного государства», — отметил эксперт.
Кроме того, Жовтис предполагает, что пилотный проект, запущенный в Москве и Московской области, скорее всего, распространится на всю Россию. «А затем нельзя исключать, что он распространится и на самих граждан России — тоже под видом необходимости борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка, национальной безопасности и так далее», — подвел он итог разговору.
Отметим, что через год, с 1 сентября 2026 года, охват расширится: пользоваться «Аминой» обязаны будут также иностранцы из безвизовых стран, которые находятся в России дольше 90 дней по целям, не связанным с работой (например, учёба или длительный визит). Эксперимент рассчитан до 1 сентября 2029 года.