Почему в Казахстане плохо знают английский язык
Эксперты назвали несколько основных факторов
В рейтинге стран по знанию английского языка EF English Proficiency Index Казахстан в 2025 году занял 103 место из 116. Такой уровень считается «очень низким» — выше РК находятся почти все постсоветские страны, кроме Таджикистана. Отвечая на вопрос, в чем причина сложившейся ситуации, эксперты называют несколько факторов.
Зачем нужен английский в Казахстане
Дмитрий Федоров, директор по странам СНГ в EF Education First — обучение за рубежом (эта компания составляет рейтинг), главным считает недостаточную заинтересованность.
«Первое — это отсутствие мотивации. Школьники, студенты и даже взрослые зачастую не видят практической пользы от изучения английского. Они считают, что он им не пригодится ни в школе, ни в университете, ни в повседневной жизни. Это связано с тем, что в Казахстане пока нет массового запроса на английский язык со стороны бизнеса или общества в целом», — уверен эксперт.
По мнению Федорова, то, что многие казахстанцы успешно сдают международные экзамены, такие как TOEFL или IELTS, — скорее исключение, чем правило. «Эти люди целенаправленно готовятся к экзаменам, чтобы поступить в зарубежные университеты или устроиться на работу за границей, — отмечает он и переходит к другой стороне вопроса: — Если мы говорим о повседневном использовании языка, ситуация выглядит иначе. Попробуйте зайти в магазин или кафе и начать разговор на английском — вряд ли вас поймут. И это, к сожалению, отражает реальную ситуацию в стране».
Однако это не значит, что английский «нигде не пригодится». Наоборот, он открывает доступ к глобальным возможностям: от карьерного роста до путешествий и образования за рубежом, говорит собеседник. «Проблема в том, что эти возможности не всегда очевидны для большинства. Чтобы изменить ситуацию, нужен запрос от бизнеса и государства. Например, в скандинавских странах английский стал частью повседневной жизни: фильмы идут в оригинале с субтитрами, книги в магазинах чаще на английском, чем на национальных языках. Это создает естественную среду для обучения. В Казахстане пока такой среды нет, но ее можно создать, если объединить усилия образования, бизнеса и культуры», — убежден Федоров.
Как считает эксперт, школьное образование в изучении английского языка играет ключевую роль, но его эффективность зависит от того, как оно организовано. В государственных общеобразовательных школах в Казахстане учить иностранный язык начинают в 3 классе, в 10 лет — это, по словам спикера, «не поздно, но и не идеально».
«Однако проблема в том, что образование часто ограничивается формальностью. Яркий пример: в некоторых университетах предметы номинально преподаются на английском, но на практике преподаватели сами не владеют языком на достаточном уровне и ведут занятия на русском или казахском. Это создает иллюзию обучения, но не дает реальных результатов», — говорит Федоров.
Если бы английский вводился с первого класса, как делается во многих странах, это могло бы значительно улучшить ситуацию, полагает спикер. «Но важно, чтобы это сопровождалось качественной подготовкой преподавателей и созданием среды, где язык можно применять в реальной жизни», — повторяет он.
Подождём ещё два года
Председатель ОЮЛ «Республиканская ассоциация частных организаций образования» Роза Садыкова обращает внимание на ситуацию с изучением английского языка в казахстанских школах.
«В методике обучения иностранному языку до 2016 года в основном упор делался на изучение грамматики. Коммуникативный подход, использование языка в реальных жизненных ситуациях было включено в программу в рамках перехода на обновленное содержание образования, так что школьники начали обучение по новым программам пять лет назад, после проведения апробации», — говорит она.
За это время содержание учебных программ совершенствовалось, педагогов ориентировали на создание увлекательного процесса обучения в игровой и интерактивной формах, с использованием фильмов, книг и подкастов на изучаемом языке. «Педагоги используют в своей практике разные приложения и платформы для изучения языков, в том числе Duolingo, Babbel, LingQ и др.», — детализирует Роза Садыкова, при этом отмечая, что «одна из причин плохих результатов в освоении учениками иностранного языка — некачественный состав педагогов».
Обновленное содержание образование внедрено в Казахстане с 2016 года, то есть те, что те, кто пошел в первый класс в 2016 году, завершат полный курс обучения в школе в 2026-2027 учебном году, уточняет спикер. «Вот тогда и можем увидеть, смогла ли новая программа достигнуть результата в изучении иностранного языка», — говорит она.
По мнению главы ассоциации, «однозначно, изучая иностранный язык в школе 9 лет (с 3 по 11 класс), выпускники должны свободно владеть языком и общаться на нем, что очень нужно в сегодняшнем глобальном мире».
Трёх месяцев мало
Проблема владения английским языком в Казахстане связана с тремя основными факторами: отсутствием системного подхода, формализмом в реализации реформ и недостаточным временем для получения ощутимых результатов, считает докторант Мичиганского университета, PhD в области образовательной политики Алия Бижанова.
«Если смотреть на опыт других стран, например Финляндии или Сингапура, то языковые реформы там проводились системно: английский язык интегрировался во все сферы — образование, делопроизводство, государственную политику; была национальная идея внедрить английский язык во все сферы жизни. В Казахстане же таких реформ не было, всё делалось точечно», — расставляет приоритеты эксперт. Вместо перестройки системы образования, разработки новых учебников и внедрения комплексных программ повышения квалификации педагогов, реформы сводились к частичным решениям. «Например, учили учителей английскому языку, чтобы они преподавали физику или химию. Но это не работает, если не менять систему в целом», — уверена Алия Бижанова.
Эксперт напомнила об идее трехъязычия, которую попытались внедрить в 2015–2017 годах: «Многие инициативы у нас делаются формально и без проведения соответствующих научных исследований. Взять хотя бы историю с курсами английского для учителей: учителей тысячами обучали языку всего три месяца и отправляли преподавать профильные предметы на английском. Но мы все понимаем, что выучить язык за такой срок невозможно, тем более для профессионального преподавания — необходимы более комплексные меры и время». Результаты были предсказуемы: деньги освоили, а качество осталось на низком уровне.
Кроме того, языковые реформы — это долгосрочный процесс: «Невозможно внедрить английский язык за год или даже за десять лет. На это уходит 30–35 лет, пока одно поколение полностью не пройдёт через систему образования (школу, колледж, университет), культура, бизнес и делопроизводство перестроятся». В Казахстане разговоры об английском языке начались только в 2015–2016 годах, поэтому пока говорить о значительных результатах рано, считает собеседница.
Подводя итог, Дмитрий Федоров подчеркнул, что Казахстан теряет «огромные возможности» из-за низкого уровня владения английским языком: в туристической сфере — если турист приезжает и не может объясниться на английском, это создает негативный опыт; в привлечении цифровых кочевников и экспатов, а для местных жителей ограничивается доступ к глобальным знаниям и технологиям.
Рейтинг EF EPI основан на данных тестирования более чем 2,1 млн человек по всему миру, сдававших один из тестов компании EF по английскому языку. Участники сами принимают решение об прохождении тестирования, поэтому нельзя гарантировать репрезентативность выборки, сказано на сайте компании. Тесты EF SET бесплатны и размещены в интернете, таким образом те, кто не имеет доступа к Всемирной сети, автоматически исключаются из участия. Тем не менее онлайн-тесты с открытым доступом, как считают в компании, доказали свою эффективность и предоставляют ценную информацию об уровне владения английским языком в мире.