Почему страны вводят госрегулирование экономики и как на это реагировать бизнесу

Мнение экспертов The Boston Consulting Group

Фото: © depositphotos.com/Dchulov

По мере роста геополитической напряженности страны все чаще используют торговую и экономическую политику для достижения внешнеполитических целей. По мнению экспертов The Boston Consulting Group (BCG), это усложняет жизнь бизнесу. Объединяясь в небольшие блоки, правительства вводят санкции и ограничения против других блоков, ограничивают иностранные инвестиции и вводят торговые эмбарго против геополитических соперников. Как бизнесу реагировать на эти изменения?

Эксперты BCG уверены: компаниям необходимо задействовать внутренние ресурсы для отслеживания геополитических рисков, моделирования их последствий и наращивания готовности к кризисам. Для многих бизнесов это архи­сложная задача, ведь долгое время казалось, что государственное регулирование экономики навсегда ушло в прошлое. Сегодня протекционизм стремительно набирает популярность, и многим частным компаниям не удается поспевать за событиями.

Государственный контроль экономики имеет долгую историю. В эпоху глобализации 1990-х и 2000-х, однако, государства предпочитали ограничивать свою роль в экономике, отдавая первенство бизнесу. Поворотный момент наступил в 2013 году, когда Китай запустил программу «Один пояс, один путь». В рамках этой инициативы, направленной на укрепление международного положения Китая, правительство этой страны начало привлекать инвестиции в крупные инфраструктурные проекты по всему миру. С тех пор мировые державы стали наращивать свое присутствие в экономике. Многие правительства стали открыто вмешиваться в жизнь частного сектора, чтобы продвинуть свои внешнеполитические цели.

Графика на основе открытых источников, интервью, аналитика BSG

Как утверждают в BCG, такой политике способствует несколько факторов. Главным является рост глобальной напряженности. Десятилетия мирного сосуществования стран сменились кровавыми конфликтами в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. В торговые войны между такими гегемонами, как США и Китай, вовлекается все больше стран. Другая причина роста протекционизма — это кризис веры в многосторонние институты и свободную торговлю. Все больше стран скептически относятся к тому, что силы свободного рынка, регулируемые такими международными организациями, как ВТО, обеспечивают честную конкуренцию. Способность многосторонних институтов соблюдать интересы развивающихся стран, защищать окружающую среду и способствовать гармоничной глобализации также под сомнением.

Все больше стран рассматривают такие ключевые сферы экономики, как энергетика, производство электромобилей и полупроводников и добыча полезных ископаемых, как стратегически важные и нуждающиеся в опеке государства. Развитие этих отраслей становится оружием развивающихся стран в торговых войнах между державами. Вьетнам, например, активно инвестирует в производство полупроводников, потому что знает, что США и Европа ищут альтернативы Китаю в качестве поставщика этих материалов.

Что же делать бизнесу в сложившейся ситуации? Компании должны научиться быстро распознавать государственные инициативы, которые могут повлиять на их деятельность, и оценивать вероятность реализации этих инициатив. В BCG подчеркивают: критически важно разрабатывать сценарии развития геополитической обстановки. Это можно сделать, если наладить эффективное сотрудничество с госструктурами. Бизнесу необходимо регулярно информировать государство о том, как частный сектор может помочь ему в достижении тех или иных целей.

Диверсификация цепочек поставок — еще одна важная мера реагирования на рост государственного регулирования. Импорт товаров или комплектующих из разных стран, геополитические риски которых не пересекаются, могут снизить вероятность сбоя в работе бизнеса. Крупные компании могут также рассмотреть возможность разработки отдельных цепочек поставок — одной для обслуживания западных стран, а другой для обслуживания таких рынков, как Китай. Так сделали некоторые европейские автоконцерны.

Устойчивость к кризисам можно повысить, если наладить взаимодействие с относительно нейтральными развивающимися странами. Индия, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Мексика — все эти государства открыты к иностранными инвестициям и готовы помочь бизнесу диверсифицироваться.

В целом эксперты BCG советуют компаниям стремиться к большему контролю над цепочками поставок. Необходимо напрямую управлять поставками наиболее важных ресурсов и следить за рисками, которые угрожают поставщикам. Присутствие государства в экономике увеличивает непредсказуемость глобального делового ландшафта. Способность компаний оставаться в курсе геополитических событий и ориентироваться в тонкостях торговой и промышленной политики различных стран становится ключевым источником конкурентного преимущества.