Почему акции Air Astana никак не выберутся из ценовой ямы
Аналитики оценили ситуацию и сделали прогнозы по росту стоимости бумаг казахстанского авиаперевозчика


Спустя три месяца после открытия вторичных торгов акции Air Astana никак не выберутся из ценовой ямы. Напомним, авиаперевозчик провел в начале февраля 2024-го вполне успешное IPO. Книга заявок была переподписана в 3,5 раза, спрос составил $1,15 млрд. Продающие акционеры, фонд «Самрук-Казана» и британская BAE Systems, сократили доли до 41 и 16,95 % соответственно. Дополнительно для IPO провели допэмиссию акций. Она позволила продающим акционерам оставить у себя часть выручки, привлекая в компанию новые деньги. Общий размер продаж акций составил порядка $370 млн, из которых $120 млн направили на развитие бизнеса авиаперевозчика.
К бумагам проявили интерес крупные портфельные инвесторы: ЕБРР купил 6 %, ЕНПФ — 6,5 % акций. Для большего охвата и диверсификации инвесторской базы бумаги разместили на трех площадках: в Лондоне на LSE — депозитарные расписки DGR (одна расписка равна четырем акциям), в Астане на AIX — простые акции и GDR, в Алматы на KASE — простые акции. В ходе консультаций эмитент и организаторы размещения остановились на цене в 1073,83 тенге за простую акцию и $9,5 за расписку. По результатам размещения на KASE «физики» купили 49,4 % размещенных акций. На AIX доля розничных инвесторов составила 56 %.
Нововведением IPO в Казахстане стало применение ранних торгов (премаркет). В мировой практике ранние торги используют для определения цены открытия на основных торгах. На основе анализа новостей и экономических данных, публикуемых до начала основной сессии, инвесторы стараются предугадать изменение цены, определенной эмитентом после закрытия книги заявок. Как правило, ранние торги проводятся за несколько часов до открытия основной сессии. В Казахстане при первом использовании инструмента ранних торгов пошли собственным путем и проводили премаркет в течение нескольких дней. Книгу заявок закрыли 8 февраля, 9-го начались ранние торги, основные же торги стартовали на LSE 14 февраля, на AIX и KASE — 15-го.
Оригинальная стратегия по премаркету привела к интересному итогу. Стоимость бумаги на ранних торгах быстро взлетела, и к моменту начала основных торгов она подошла с солидным ростом. Это не помешало инвесторам в первый день основных торгов взвинтить цену на всех трех площадках. На KASE 15 февраля стоимость акции выросла до 1200 тенге за бумагу, Air Astana стала лидером по объему торгов (2,2 млрд тенге). Но 16 февраля рост прекратился, бумага упала до 1191 тенге, объем торгов — до 401,7 млн тенге. Аналогичное поведение бумаги произошло на AIX и LSE.

Судя по всему, продолжительный период ранних торгов инвесторы использовали как возможность получить up-side (рост котировок после IPO) и «высосали» потенциальный рост из основных торгов. «Большинство розничных инвесторов ожидали получить up-side в первые дни вторичных торгов и заработать доходность в 30 %, что выше доходности депозита, но этого не случилось. Два-три дня после размещения был всплеск активности, и бумага выросла на 11–12 %. Часть инвесторов успели выскочить из бумаги, так как планировали продажу сразу же после покупки, а часть — не успели: бумаги быстро пошли вниз», — отмечает исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) Данияр Темирбаев.
Нейтральные отчеты
30 апреля 2024-го Air Astana объявила программу обратного выкупа акций (buyback). В компании заявили, что целью выкупа является выполнение обязательств программы премирования сотрудников. В рамках первой части программы (30 апреля 2024 года — 8 февраля 2025-го) по рыночной стоимости планировалось выкупить 1,3 % размещенных бумаг, или 4,7 млн штук акций, на $12 млн. На новостях о выкупе бумаги Air Astana взмыли вверх, как и объемы торгов.
Может показаться, что $12 млн — небольшой объем выкупа, но в QAMS подсчитали, что если взять торговые сессии без учета выходных дней за период с мая до конца января следующего года, то получается порядка 30 млн тенге покупки бумаг за одну торговую сессию. «В отдельные дни это неплохой объем, так как последние дни ежедневный объем торгов на KASE составляет 50–70 млн тенге и 30 млн тенге buyback делает погоду», — комментирует ситуацию Темирбаев. По мнению собеседника, это единственный объем, поддержавший акции и торговлю ими в определенные дни. Сразу после IPO объемы торгов составляли сотни миллионов тенге. «За счет buyback ситуация с ценой стабилизировалась, и нет страха, что цена слишком сильно уйдет вниз», — говорит Темирбаев. Тем не менее buyback не смог вернуть бумагу в устойчивый коридор роста, на конец мая 2024-го рыночная цена остается ниже цены размещения.
Аналитики дают положительные прогнозы по росту стоимости акций Air Astana, снижая желание инвесторов продавать бумагу на локальном «дне» и зафиксировать убыток. По мнению аналитика Halyk Finanсе Сакена Исмаилова, справедливая стоимость Air Astana составляет $10,68 за GDR, или 1202 тенге за акцию, и «мы рекомендуем «покупать» акции Air Astana с ожидаемым потенциалом роста 35 %». В отчете от 18 апреля 2024-го Исмаилов аргументирует ожидание ценового роста следующими факторами. Аналитик указывает, что казахстанский рынок авиаперевозок находится в стадии стремительного роста, чему способствует быстрое восстановление пассажиропотока в мире после пандемии COVID-19. Во-вторых, с высококвалифицированным менеджментом, имеющим богатый международный опыт, компания демонстрирует быстрое и устойчивое развитие. В-третьих, маржинальность EBITDAR Air Astana составляет 25 %, что значительно превышает показатели многих крупных мировых авиакомпаний. В-четвертых, компания нацелена на занятие значительной доли не только на казахстанском рынке авиаперевозок, но и на рынках других стран Центральной Азии и Кавказа. «Все это в совокупности должно укрепить позицию Air Astana как ключевого участника в региональной и мировой авиационной индустрии», — делает вывод Исмаилов.
Аналитики Freedom Broker в отчете от 20 мая 2024-го по итогам первого квартала ожидают потенциал роста цены простой акции на 44 %, до 1350 тенге. В отчете отмечен квартальный рост выручки (во многом благодаря доходам FlyArystan) и увеличение пассажиропотока. Аналитики обращают внимание на более значительные темпы роста операционных расходов, оказывая давление на операционную и EBITDA маржинальность. По кварталу авиаперевозчик показал чистый убыток из-за единовременных расходов на проведение IPO. «Тем не менее руководство сохраняет прогнозы роста на 2024 год на прежнем уровне», — говорится в отчете. И все же объявленные авиаперевозчиком позитивные результаты операционной и финансовой деятельности за 2023 год и первый квартал 2024-го оказали слабое влияние на стоимость бумаг.
Стратегия и коммуникация
Что же произошло с бумагами Air Astana, когда после яркого и столь ожидаемого IPO, когда инвесторы в идеале должны носить эмитента на руках, их стоимость пошла на спад? Фундаментально компания выглядит очень привлекательно и находится на новом витке развития. По словам главы Air Astana Питера Фостера, компания работает на быстрорастущем рынке и намерена увеличить парк лайнеров до 80 с текущих 56. В компании идут масштабные перемены: вырученные от IPO средства размещаются в инфраструктуру, в расширение тренировочных возможностей для пилотов и в наземное оборудование.
Судя по всему, ситуация связана с деталями, которые в совокупности и привели к текущим событиям. IPO Air Astana уникально тем, что после него у авиакомпании получилась большая, в 40 %, доля акций в свободном размещении (free-float). Это очень большой объем для местного рынка. Но если из него вычесть долю крупных долгосрочных инвесторов — ЕНПФ и ЕБРР, то free-float сжимается. Учитывая, что размещенный объем бумаг размыт по трем площадкам и за вычетом доли ЕБРР и ЕНПФ, на каждой отдельной площадке объем ликвидности слабо благоприятствует росту котировок.
Темирбаев считает причиной ценового спада стратегически неправильно выстроенное IPO — на рынок давит много разочарованных инвесторов. «Прежде всего, бумагу позиционировали в качестве дивидендной истории, которая в этом году не получилась. Кроме того, большая часть розничных акционеров не являются долгосрочными и планировали быстро заработать на up-side», — отмечает собеседник. Розничные инвесторы не смотрели на фундаментальные показатели и не анализировали отрасль, а рассуждали следующим образом: «Это — монополист, который точно должен хорошо зарабатывать», не анализировали риски, связанные с авиабизнесом. Темирбаев замечает, что авиакомпании не являются привлекательными дивидендными историями, скорее это история роста: авиаперевозки — капиталоемкий бизнес, вы берете лайнеры в лизинг, а это большие объемы капитальных вложений, не говоря уже о ситуации, когда компания покупает лайнеры.
Возможно, полагает Темирбаев, информационная кампания создала слишком большие ожидания у розницы. К тому же стоимость акций при размещении, возможно, изначально переоценили. Тогда как «можно было сделать дисконт, оценить компанию в меньшую капитализацию, но оставить потенциал для роста после IPO». «Суммируя сказанное, предложение на продажу на вторичном рынке оказалось выше спроса, а маркетмейкеры не смогли перебить тенденцию, так как при таком большом объеме free-float ни один маркетмейкер не может долго удерживать цену», — рассуждает собеседник. Темирбаев говорит, что хотел бы пожелать «Самрук-Казыне» не ориентироваться исключительно на мнение иностранных консультантов, которые всегда хотят переоценку акций при продаже. Если free-float большой и значительный объем розницы, то «не надо жадничать и переоценивать бумагу, а лучше создать буфер для потенциала роста за счет дисконта для внутреннего рынка».
Кроме того, Темирбаев указывает, что более профессиональные розничные игроки обратили внимание на слишком резкое снижение доли BAE Systems в компании. На его взгляд, «Самрук-Казыне» нужно было правильно коммуницировать с инвесторами и объяснить, почему стратегический инвестор снизил свою долю: «Для многих это был негативный сигнал, так как компанию сильно связывают с Питером Фостером и BAE Systems».