Ораз Жандосов: Куда уйдёт 1 трлн тенге?

Директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов: «Я против того, чтобы на выкуп проблемных кредитов вообще выделялись деньги. Пропускать деньги Нацфонда можно только через здоровые банки»
Фото: Андрей Лунин
Фото: Андрей Лунин
Ораз Жандосов.

В минувшую пятницу, 21 февраля, глава государства объявил о том, что Национальный фонд будет распечатан и 1 трлн тенге, или свыше $5 млрд по новому курсу, направят на поддержку малого и среднего бизнеса и инфраструктурные проекты. Что может произойти с этими деньгами? На этот вопрос отвечает известный экономист Ораз Жандосов в интервью аналитическому порталу ratel.su (отрывки из него мы публикуем с разрешения редакции сайта).

- Государство собирается выделить 1 трлн тенге малому и среднему бизнесу. Кого конкретно будут спасать?

- (…) Насколько я понимаю, Кайрат Нематович (Келимбетов. - F) лоббирует идею, чтобы половина этой суммы пошла на выкуп проблемных кредитов. Я сам против того, чтобы на выкуп проблемных кредитов вообще выделялись деньги. Что получается: прошло пять лет с тех пор, как начали «спасать» отечественную банковскую систему, все, кто мог, получили ордена, а от последствий того кризиса банки еще не «оздоровились»?  Пропускать деньги Нацфонда можно только через здоровые банки.

Далее нужно понять, о каких пропорциях пойдет речь между кредитованием новых проектов и рефинансированием существующих заемщиков.

Банки говорят, что минимум половину этих средств надо дать на то, чтобы рефинансировать существующих заемщиков, у которых условия кредитования хуже. Если таргетировать для конечного заемщика ставку вознаграждения 7% годовых в тенге, то понятно, что те, кто получил кредиты месяц, год, три года назад по худшим условиям, худшим ставкам, а может, и в долларах, окажутся в худших условиях - независимо от других факторов. Банки считают, что будет лучше, если половину средств потратить на то, чтобы рефинансировать своих заемщиков по новым условиям.

- Что вы ожидаете от такого выделения средств?

- Прогнозировать последствия можно будет только тогда, когда станет известна окончательная сумма и сделан выбор конфигурации выделения средств. Если 500 млрд тенге направят на выкуп проблемных кредитов - это одни ожидания, если не дадут – другие.

- Дойдут ли деньги до малого и среднего бизнеса?

- Вопрос в том, на ком будет окончательный кредитный риск. На банках или на госструктурах, какая часть денег будет направлена через банки, а какая – останется в холдинге «Байтерек»?  Хотя банки, понятно, тоже не святые у нас...

- Но в целом, выделение одного триллиона тенге, на ваш взгляд, - это правильная мера?

- Я считаю, что правильная мера – это системно снижать стоимость заимствования конечному заемщику по инвестиционным кредитам. Но надо сделать это так, чтобы не возникло искажающих моментов. Под искажающими моментами я подразумеваю вариант, при котором возникнет несколько разных «полян» кредитования. На одной поляне будут давать кредиты по одним условиям, а где-то по рыночным ставкам. Тогда точно будет почва для злоупотреблений. Где очередь – там, сами знаете, что получается…

На мой взгляд, самое правильное было бы этот нацфондовский триллион использовать в целом на приведение всех (а это и МСБ, и индустриализация) уже выданных инвестиционных кредитов в параметры примерно 7% годовых в тенге и на срок 7-10 лет. И в дальнейшем проводить соответствующую политику. Естественно, это - исключая госкомпании и сырьевые предприятия, которые и так имеют доступ к дешевому финансированию. На долгосрочное кредитование приобретения жилья логично направить наши обязательные пенсионные сбережения.

Полную версию интервью см. здесь.

Примечание. Портал ratel.su является информационным партнером forbes.kz.